Каннский кинофестиваль: через тернии к звездам

В этом мае Дворец фестивалей откроет двери для юбилейного 65-го Каннского кинофестиваля, ежегодного мероприятия, признанного одним из самых эпатажных и значимых событий в мире киноискусства.

В этом мае Дворец фестивалей откроет двери для юбилейного 65-го Каннского кинофестиваля, ежегодного мероприятия, признанного одним из самых эпатажных и значимых событий в мире киноискусства. Однако на пути фестиваля к нынешней славе стояли десятилетия неудач изабвения.

Франция против Италии

В действительности, история кинофестиваля началась не 65 лет назад, в день его официального открытия, а на восемь лет раньше. В те времена на европейской арене господствовал Венецианский кинофестиваль, основанный по инициативе лидера фашистской партии, дуче Бенито Муссолини. Под пристальным вниманием вождя главную награду получали лишь те фильмы, которые так или иначе воспевали диктатуру и фашизм.

Афиша первого Каннского кинофестиваля, 1946 год
Афиша первого Каннского кинофестиваля, 1946 год

Так случилось и в 1938 году, когда на Венецианском кинофестивале победили картины «Пилот Лучано Серра» и «Олимпия». Первый фильм был снят при участии и руководстве Витторио Муссолини, сына диктатора, второй сняла Лени Рифеншталь, пропагандистка Третьего Рейха и любимый режиссер Гитлера. Благо, среди гостей фестиваля оказался директор французской ассоциации артистического действия Филипп Эрланже.

Возвращаясь с показа, он серьезно задумался о том, чтобы дать достойный ответ цензуре Муссолини и основать альтернативный кинофестиваль, где награды присуждались бы не за приверженность диктатуре, а за собственную ценность фильмов. Благодаря авторитету Эрланже и поддержке, которую ему оказывала парижская интеллигенция, к его идее прислушался министр образования Франции Жан Зей. Правительство обещало выделить средства, дело оставалось за малым — определить город, где будет проходить фестиваль.

Подготовка к первому фестивалю

Выбор стоял между двумя французскими курортами — Биаррицем и Каннами. Победил аристократический дух небольшого, но довольно известного городка Канны, где в прошлом любили отдыхать русские князья, английские лорды и французские интеллектуалы. Гостеприимный и солнечный Канн оказался идеальной площадкой для проведения фестиваля. Тем более что  в городе была хорошо развита гостиничная инфраструктура, важный момент, учитывая, что кинофестиваль задумывался как шоу мирового уровня и подразумевал приезд множества гостей из разных стран.

В августе 1939 года, за считанные недели до открытия кинофестиваля, в Каннах причалили лайнеры с голливудскими звездами на борту, тысячи туристов наводнили набережную Круазет, чтобы хоть одним глазком посмотреть на прогуливающихся по бульвару иностранных и французских кумиров. Возглавлять почетное жюри фестиваля согласился отец кинематографа Луи Люмьер. Организаторы предвкушали грандиозный успех.

Первый Каннский кинофестиваль, запланированный на сентябрь 1939 года, имел все шансы стать культурным мероприятием мирового масштаба, если бы в плавный ход событий не вмешалась политика. В конце августа набирающая мощь Германия выдвинула ультиматум французскому правительству, 3 сентября Франция объявила войну Германии. Гостей распустили, туристы разъехались, организаторы пообещали пригласить всех снова после окончания военных действий, правда, никто не думал, что ждать этого придется целых шесть лет.

Послевоенные Канны

В сентябре 1946 года в старом муниципальном казино состоялось официальное открытие первого Каннского кинофестиваля. Увы, и близко не ощущалось того размаха и воодушевления, которое окружало подготовку к фестивалю 1939-го. Гостиницы в городе стояли полупустые, а пресса была явно не заинтересована в освещении мероприятия. Вместе с гибелью в 1944 году министра Жана Зея фестиваль потерял поддержку правительства.

Открывал фестиваль сталинский пропагандистский фильм о героях войны «Берлин», правда, во время показа произошел казус, киномеханик перепутал пленки и начал крутить фильм с конца. Члены советской делегации, полные униженного достоинства, покинули зал и крайне обиделись на организаторов фестиваля, посчитав случившиеся намеренной антисоветской провокацией. Однако тот же киномеханик (говорят, он был просто пьян) и на следующий день перепутал бобины и не с того места начал показывать второй фильм кинофестиваля — «Дурная слава» Альфреда Хичкока. Узнав о том, что и американцев постигла та же «напасть», советская делегация успокоилась и простила «подстрекателей».

Лазурный берег, Канны, набережная Круазет
Лазурный берег, Канны, набережная Круазет

На том самом первом фестивале главный приз — Гран-при — взяла картина о Сталинградской битве «Великий перелом» советского режиссера Фридриха Эрмлера. С тех пор единственным российским фильмом, взявшим высшую награду кинофестиваля, стал «Летят журавли». Исполнительницу главной роли, Татьяну Самойлову, которая своим появлением на церемонии 1958 года покорила всех французских ценителей красоты, после этого стали называть русской Брижит Бардо.

Первые шаги к известности

Первые годы Каннский фестиваль преследовали неудачи. Организаторам не удавалось убедить именитых звезд, туристов и прессу в значимости мероприятия. В 1948 году фестиваль и вовсе не был проведен — не хватило денег на его организацию.

Особо отличился 1949 год, но отнюдь не размахом и значимостью шоу. Специально к началу мероприятия недалеко от легендарного отеля «Карлтон» был построен первый Дворец фестивалей. Звезд и гостей пригласили внутрь, хотя на стенах здания еще не успела обсохнуть краска. Конечно, без казусов и «белых спин» на модных нарядах не обошлось.

В 50-х дела фестиваля стали налаживаться, в борьбе за внимание к фестивалю организаторы решили сделать ставку на знаменитостей. Софи Лорен, Грейс Келли, Ален Делон, Джина Лоллобриджида, Керк Дуглас, Роми Шнайдер и многие другие звезды своим присутствием значительно повысили уровень фестиваля в глазах мировой общественности. Как раз в эти годы время проведения фестиваля перенесли на весну — к выходу многих новых картин, которые в сентябре уже теряют «свежесть».

Но одна из основных «изюминок» фестиваля родилась совершенно случайно. В 1954 году французская актриса Симона Сильва, прогуливаясь по набережной Круазет, не постеснялась обнажить грудь, чем привела в восторг многочисленных фотографов. С тех пор многие раскрепощенные модницы и модели взяли себе за правило позировать на каннском пляже топлес.

Мода на обнаженное тело не обошла стороной и легендарную красную дорожку Дворца фестивалей. Знаменитости любят подчеркивать свой скандальный нрав, появляясь на ней в прозрачных нарядах или платьях с невероятными декольте и разрезами, не оставляющими даже малого простора для фантазии. Правда, нередки случаи, когда у кинодив во время прохода по красной дорожке случайно спадали юбки или соскакивали бретельки платья, обнажая грудь. В 2005 году на 58-й церемонии этот казус произошел с Софи Марсо, однако актрисе удалось взять себя в руки и даже посмеяться над собой.

Традиция шокировать и вызывать смешанные эмоции постепенно распространилась и на фестивальную программу. Именно после показа в Каннах картины «Необратимость» режиссер Гаспар Ноэ стал мировой знаменитостью, несмотря на то что во время сеанса более 200 человек покинули зал, не в силах вынести жестокость некоторых сцен.

Долгожданное признание

Значительным шагом к узнаваемости и престижу стало появление высшей награды кинофестиваля — Золотой пальмовой ветви, до этого призеры получали Гран-при. Идею предложил парижский ювелир Сюзанн Лазон, друг председателя жюри фестиваля и режиссера Жана Кокто. Ювелир намекнул, что новая награда должна ассоциироваться с символом Канн — пальмами, стройной вереницей протянувшимися вдоль набережной Круазет.

Коко Шанель, Жан Кокто, подруга Коко, Канны, 1958 год
Коко Шанель, Жан Кокто, подруга Коко, Канны, 1958 год

Да и сам бульвар Круазет стал отдельной городской легендой не только благодаря своей благородной архитектуре, внесенной во Всеобщий список культурного наследия Франции. Каждый май на время проведения фестиваля набережная превращается в настоящий «двор чудес», а иногда и в зоопарк. Как-то режиссер Лукино Висконти в компании главных героев своего исторического фильма «Леопард» Берта Ланкастера и Клаудии Кардинале появился на бульваре Круазет с настоящим леопардом на поводке. Своеобразная акция в поддержку картины прошла более чем успешно, фильм получил Золотую пальмовую ветвь.

Нанни Моретти, председатель жюри Каннского кинофестиваля в 2012 году
Нанни Моретти, председатель жюри Каннского кинофестиваля в 2012 году

К 70-м годам популярность и независимость кинофестиваля выросла настолько, что позволила специальной команде самостоятельно отбирать картины для участия в фестивальных программах. До этого фильмы для участия выдвигались странами-производителями. Кстати, в 1978 году главным отборщиком картин на конкурс был назначен Жиль Жакоб, имя которого с тех пор будет неразрывно связано с Каннским фестивалем.

В 2000 году Жакоб стал президентом Каннского фестиваля и его бессменной движущей силой. Себя и директора фестиваля — Тьерри Фремо — он сравнивает с кочегарами, «которые бросают уголь в топку, пока все поют и танцуют на палубе». Уже переступив 80-летний рубеж, Жиль Жакоб, тем не менее, продолжает работать с прежним вдохновением и энергией и пост президента покидать не спешит.

Жиль Жакоб, президент Каннского кинофестиваля, и Тьерри Фремо, исполнительный директор кинофорума, на фоне официального постера кинофестиваля
Жиль Жакоб, президент Каннского кинофестиваля, и Тьерри Фремо, исполнительный директор кинофорума, на фоне официального постера кинофестиваля

Еще одной знаковой фигурой на фестивале является председатель жюри. Неспроста каждый год на этот «пост» назначается новая знаменитость. От председателя зависит, какие кинотенденции получат поддержку в текущем сезоне. Председателями жюри за последние годы побывали такие голливудские мэтры, как Роберт де Ниро, Шон Пенн, Тим Бертон.

64-й Каннский кинофестиваль. Члены жюри Джуд Лоу, Ума Турман и председатель жюри Роберт де Ниро
64-й Каннский кинофестиваль. Члены жюри Джуд Лоу, Ума Турман и председатель жюри Роберт де Ниро

В этом году председателем назначен итальянский режиссер авторского кино Нанни Моррети, а одним из членов жюри — талантливый хулиган Эван МакГрегор. Кстати, до 1965 года жюри возглавляли только мужчины, первой женщиной-председателем стала Оливия де Хэвилленд, известная по роли Мелани Уилкс в фильме «Унесенные ветром».

Оливия де Хэвилленд с мужем. Канны, отель на набережной Круазет
Оливия де Хэвилленд с мужем. Канны, отель на набережной Круазет

Женщинам-режиссерам повезло меньше, единственной женщиной, получившей Золотую пальмовую ветвь, пока что остается Джейн Кэмпион и ее фильм «Пианино», который по мнению Жиля Жакоба входит в великолепную пятерку лучших картин за всю историю кинофестиваля. Также в этой пятерке «Танцующая в темноте», «Прощай, моя наложница», «Под солнцем сатаны» и тот самый «Леопард».

Фото: All Over Press, Global Look Press, Legion-Media.ru