Как стать звездой: четвероногие киноактеры

Их не номинируют на престижные кинопремии, им не присваивают звания, они не раздают автографы поклонникам, но их актерские карьеры впечатляют, а неожиданные повороты их судеб порой не менее захватывающи и интересны, чем у коллег по актерскому ремеслу — кинозвезд-людей.

Их не номинируют на престижные кинопремии, им не присваивают звания, они не раздают автографы поклонникам, но их актерские карьеры впечатляют, а неожиданные повороты их судеб порой не менее захватывающи и интересны, чем у коллег по актерскому ремеслу — кинозвезд-людей.

Собаки

Конечно, собаки — безусловные фавориты съемочных площадок. «Звезды» из псов получаются легко, потому что это самые дисциплинированные и легкие в дрессировке животные. Они любят людей и с удовольствием им подчиняются. Кроме того, четвероногие артисты одной породы очень похожи друг на друга, и главного героя при необходимости можно заменить на дублера, да так, что зритель даже не заметит. Например, в съемках знаменитого фильма «Четыре танкиста и собака» снимались сразу три Шарика, а Мухтаров в одноименном фильме было аж восемь.

Кадр из фильма «Хатико»
Кадр из фильма «Хатико»

В замечательном голливудском фильме «Собачья работа» вместе с Джеймсом Белуши снимались две овчарки, играющие Джери Ли — Котон и Спрай, а для съемок в фильме «Спартак и Калашников» были отобраны 14 собак: пять двухмесячных, трое полугодовалых щенков и шесть взрослых псов. Можно вспомнить знаменитую колли Лесси, великолепного акито ину Хатико, огромного сенбернара Бетховена, сибирского хаски, исполнившего роль Белого Клыка — число фильмов, в которых главные или вторые роли сыграли собаки, исчисляется тысячами.

Кошки

Людмила Улицкая написала сказку, режиссер Юрий Грымов поставил по ней фильм — «Год белого слона». Главную роль кота Батона сыграл огромный белый кот породы мейн кун по имени Лотос. Его дублером стала его мама, белоснежная кошка Юся, которая артистично возлежала в красивых позах, когда это требовалось — вместо подвижного и непоседливого Лотоса.

Кот Лотос
Кот Лотос

В одной из сцен Лотос должен был за веревочку вывести маленькую черно-белую собачку. Кот сделал это с первого дубля, хоть и пришлось ассистентам режиссера придумать хитрое приспособление вместо поводка, но он это сделал! А если вспомнить, что кошки вообще не поддаются дрессировке, а делают все исключительно по собственному желанию, то остается восхититься полным взаимопониманием между хозяевами-дрессировщиками и пушистым актером.

На съемочной площадке фильма «Год белого слона»
На съемочной площадке фильма «Год белого слона»

Любитель «вкусных кусочков» кот Борис, герой серии рекламных роликов, неоднократно занимавших первые места на различных конкурсах и фестивалях, был отобран режиссером из 270 претендентов на ту же роль. Трудно поверить, что этот холеный зверь — сирота из приюта. Но это так. Кстати, и Борисом его назвали в приюте. Так в паспорте и написано: кот Борис.

Съемки проводились в театре Юрия Куклачева. По замыслу режиссера ролика кот должен был быть простым, беспородным, но в то же время обладать определенной харизмой и талантом. Как только Борис вошел и сразу принялся любознательно, по-деловому все обнюхивать, стало ясно, что это именно тот кот, который нужен. И он действительно оказался очень талантлив. И уже через неделю после кастинга он стал сниматься.

Кстати, кот, снимавшийся в экранизации «Мастера и Маргариты» в роли Бегемота, тоже из театра Юрия Куклачева.

Лошади

Этот белый конь по имени Байкал очень знаменит. В течение 20 лет он снимался в кино, о нем писали журналы и газеты, снимались документальные фильмы.

Байкал
Байкал

За два десятка лет своей актерской карьеры Байкал побывал в разных эпохах и странах, ходил под седлом и в упряжи, возил императоров и революционеров, полководцев и крестьян, участвовал в войнах и скачках. Его фотографиями можно было бы проиллюстрировать учебник истории от Александра Невского до наших дней. Байкал — настоящий актер, снявшийся в многочисленных художественных фильмах, «играя», как правило, генеральского (белый ведь!), или командирского коня. Байкал вставал на «свечки», выходил на бой и всегда понимал обычную человеческую речь, без дополнительных принуждений. Он снялся в 37 фильмах! Наиболее известные среди них — «Анна Каренина», «Дон Сезар де Базан», «Вперед, гардемарины!», «Особенности национальной охоты».

Медведи

В известных голливудских кинолентах («Медведь», «Белый Клык», «Легенды осени», «На грани» и др.) есть запоминающиеся сцены с медведем. Поражает размер животного: зверь выше актеров почти в два раза. Этот колосс — Барт, американский бурый медведь-кадьяк, один из самых известных зверей-актеров, отдавший кинематографу 18 лет.

Барт
Барт

Барт весил 700 кг и был почти трехметрового роста. Дрессировал его Монти Кокс, впервые познакомившийся с Бартом, когда тому было пять недель. Косолапого артиста в юности пришлось кастрировать (некастрированные мишки агрессивны), и Кокс воспитал из него уникального актера. Медведь был невероятно крупным и очень добродушным. Прожил много лет и умер от сердечного приступа на съемочной площадке.

Слоны

Заслуженная слониха России Ранго за 50 лет снялась более чем в 30 фильмах. Воспитывал ее дрессировщик Андрей Корнилов. Своим талантом и спокойным нравом Ранго привлекла кинорежиссеров. Эта крупная актриса с длинным хоботом снималась в фильмах «Старик Хоттабыч», «Приключения желтого чемоданчика», «Денискины рассказы», «Солдат и слон». 

Заслуженная артистка отмечает день рождения
Заслуженная артистка отмечает день рождения

В военной ленте «Солдат и слон» Ранго исполнила главную роль, а ее партнером по съемочной площадке стал Фрунзик Мкртчян. В фильме «Семь чудес» Ранго снималась вместе с Михаилом Боярским и Аллой Пугачевой.

Поросята

Знаменитый американский дрессировщик Карл Миллер попробовал тренировать свинью еще в 1985 году, и дело это оказалось не простым. Во время работы над одним из фильмов он показал режиссеру запись трюков со своей свинкой, но его это не заинтересовало. К удивлению Карла, через шесть лет он получил из Австралии предложение поработать с поросенком в знаменитом сегодня фильме «Бэйб». И Миллер принял предложение.

Кадр из фильма "Бейб"
Кадр из фильма "Бейб"

Сначала вместе с дочерью в течение двух недель он кормил, опекал и дрессировал маленькую свинку в своем доме. Потом пришлось нанять 62 помощников — ведь в «Бэйбе» должны были сниматься почти 900 животных — 48 поросят играли Бэйба, 40 мышей представляли трех поющих мышек, три кошки — одну, а еще среди актеров были задействованы 600 овец, несколько уток, корова, собаки и многие другие лохматые и хвостатые персонажи. Если вы смотрели фильм, то знаете, что его главный герой — разумный и говорящий поросенок, который выполняет не свойственную свиньям работу — пасет вместо пастушьей собаки овец. И справляется с ней великолепно. Чтобы придать облику Бэйба больше трогательных черт, каждому из 48 маленьких свинок приклеивали на голову парик с челкой и немного удлиняли ресницы. Оказалось, что дрессировать этих животных так же приятно, как и собак, они умны и сообразительны.

Всякая мелочь

В первом советском триллере, снятом Александром Птушко по повести Гоголя «Вий», снималось множество всякой живности. Например, нечистая сила была представлена в картине довольно своеобразным животным миром. Работала на съемках целая «бригада» черных кошек. Девять черных котят-подростков достались съемочной группе в наследство от картины «Черный чертенок», где главного четвероногого героя-кота играли сразу девять дублеров. Эти же кошки работали у Гайдая и в «Бриллиантовой руке», и в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». Мало того что в «Вие» черные коты выскакивали из-под ног бедного философа Хомы в самый неподходящий момент, на кошек надевали еще и специальные шапочки-капоры с рожками. Их пускали прыгать с возвышения, и в прыжке снимали на стене их тени. Так из молодых безобидных котов получались жуткие мятущиеся бесы.

Еще в «Вие» было задействовано больше пяти десятков ворон. Ловили их тут же, на «Мосфильме», во дворе. Выкладывали в старом сарае приманку — хлеб, зерно, печенье, обрезки колбасы, несколько дней не подходили, чтобы не спугнуть хитрых птиц. Расставляли везде ловушки, но попавших в силки пленниц забирали только ночью, чтобы не вызвать подозрение у остальных вольных ворон. На съемочной площадке давали команду — и мрачные черные птицы с шумом вырывались из раскрывающихся с треском окон старой церкви. Бывало, дрессировщик кричал режиссеру Александру Птушко: «Лукич, вороны кончились!». Птушко объявлял перерыв, киношники тушили свет и лезли с фонариками на колосники снимать птиц, а павильоны были огромные — до 16 метров в высоту.

Были у Александра Птушко и любимые животные, которые кочевали с ним из фильма в фильм. Обожал он, например, собаку Мишку. Этот Мишка был настоящим собачьим звукоимитатором. Мог рычать, как настоящий медведь, выть по-волчьи. В «Вие» именно он отчаянно «оплакивал» во дворе умершую панночку, подвывая на все лады.

Фото: Legion-Media.ru