Их не номинируют на престижные кинопремии, им не присваивают звания, они не раздают автографы поклонникам, но их актерские карьеры впечатляют, а неожиданные повороты их судеб порой не менее захватывающи и интересны, чем у коллег по актерскому ремеслу — кинозвезд-людей.
Собаки
Конечно, собаки — безусловные фавориты съемочных площадок. «Звезды» из псов получаются легко, потому что это самые дисциплинированные и легкие в дрессировке животные. Они любят людей и с удовольствием им подчиняются. Кроме того, четвероногие артисты одной породы очень похожи друг на друга, и главного героя при необходимости можно заменить на дублера, да так, что зритель даже не заметит. Например, в съемках знаменитого фильма «Четыре танкиста и собака» снимались сразу три Шарика, а Мухтаров в одноименном фильме было аж восемь.
В замечательном голливудском фильме «Собачья работа» вместе с Джеймсом Белуши снимались две овчарки, играющие Джери Ли — Котон и Спрай, а для съемок в фильме «Спартак и Калашников» были отобраны 14 собак: пять двухмесячных, трое полугодовалых щенков и шесть взрослых псов. Можно вспомнить знаменитую колли Лесси, великолепного акито ину Хатико, огромного сенбернара Бетховена, сибирского хаски, исполнившего роль Белого Клыка — число фильмов, в которых главные или вторые роли сыграли собаки, исчисляется тысячами.
Кошки
Людмила Улицкая написала сказку, режиссер Юрий Грымов поставил по ней фильм — «Год белого слона». Главную роль кота Батона сыграл огромный белый кот породы мейн кун по имени Лотос. Его дублером стала его мама, белоснежная кошка Юся, которая артистично возлежала в красивых позах, когда это требовалось — вместо подвижного и непоседливого Лотоса.
В одной из сцен Лотос должен был за веревочку вывести маленькую черно-белую собачку. Кот сделал это с первого дубля, хоть и пришлось ассистентам режиссера придумать хитрое приспособление вместо поводка, но он это сделал! А если вспомнить, что кошки вообще не поддаются дрессировке, а делают все исключительно по собственному желанию, то остается восхититься полным взаимопониманием между хозяевами-дрессировщиками и пушистым актером.
Любитель «вкусных кусочков» кот Борис, герой серии рекламных роликов, неоднократно занимавших первые места на различных конкурсах и фестивалях, был отобран режиссером из 270 претендентов на ту же роль. Трудно поверить, что этот холеный зверь — сирота из приюта. Но это так. Кстати, и Борисом его назвали в приюте. Так в паспорте и написано: кот Борис.
Съемки проводились в театре Юрия Куклачева. По замыслу режиссера ролика кот должен был быть простым, беспородным, но в то же время обладать определенной харизмой и талантом. Как только Борис вошел и сразу принялся любознательно, по-деловому все обнюхивать, стало ясно, что это именно тот кот, который нужен. И он действительно оказался очень талантлив. И уже через неделю после кастинга он стал сниматься.
Кстати, кот, снимавшийся в экранизации «Мастера и Маргариты» в роли Бегемота, тоже из театра Юрия Куклачева.
Лошади
Этот белый конь по имени Байкал очень знаменит. В течение 20 лет он снимался в кино, о нем писали журналы и газеты, снимались документальные фильмы.
За два десятка лет своей актерской карьеры Байкал побывал в разных эпохах и странах, ходил под седлом и в упряжи, возил императоров и революционеров, полководцев и крестьян, участвовал в войнах и скачках. Его фотографиями можно было бы проиллюстрировать учебник истории от Александра Невского до наших дней. Байкал — настоящий актер, снявшийся в многочисленных художественных фильмах, «играя», как правило, генеральского (белый ведь!), или командирского коня. Байкал вставал на «свечки», выходил на бой и всегда понимал обычную человеческую речь, без дополнительных принуждений. Он снялся в 37 фильмах! Наиболее известные среди них — «Анна Каренина», «Дон Сезар де Базан», «Вперед, гардемарины!», «Особенности национальной охоты».
Медведи
В известных голливудских кинолентах («Медведь», «Белый Клык», «Легенды осени», «На грани» и др.) есть запоминающиеся сцены с медведем. Поражает размер животного: зверь выше актеров почти в два раза. Этот колосс — Барт, американский бурый медведь-кадьяк, один из самых известных зверей-актеров, отдавший кинематографу 18 лет.
Барт весил 700 кг и был почти трехметрового роста. Дрессировал его Монти Кокс, впервые познакомившийся с Бартом, когда тому было пять недель. Косолапого артиста в юности пришлось кастрировать (некастрированные мишки агрессивны), и Кокс воспитал из него уникального актера. Медведь был невероятно крупным и очень добродушным. Прожил много лет и умер от сердечного приступа на съемочной площадке.
Слоны
Заслуженная слониха России Ранго за 50 лет снялась более чем в 30 фильмах. Воспитывал ее дрессировщик Андрей Корнилов. Своим талантом и спокойным нравом Ранго привлекла кинорежиссеров. Эта крупная актриса с длинным хоботом снималась в фильмах «Старик Хоттабыч», «Приключения желтого чемоданчика», «Денискины рассказы», «Солдат и слон».
В военной ленте «Солдат и слон» Ранго исполнила главную роль, а ее партнером по съемочной площадке стал Фрунзик Мкртчян. В фильме «Семь чудес» Ранго снималась вместе с Михаилом Боярским и Аллой Пугачевой.
Поросята
Знаменитый американский дрессировщик Карл Миллер попробовал тренировать свинью еще в 1985 году, и дело это оказалось не простым. Во время работы над одним из фильмов он показал режиссеру запись трюков со своей свинкой, но его это не заинтересовало. К удивлению Карла, через шесть лет он получил из Австралии предложение поработать с поросенком в знаменитом сегодня фильме «Бэйб». И Миллер принял предложение.
Сначала вместе с дочерью в течение двух недель он кормил, опекал и дрессировал маленькую свинку в своем доме. Потом пришлось нанять 62 помощников — ведь в «Бэйбе» должны были сниматься почти 900 животных — 48 поросят играли Бэйба, 40 мышей представляли трех поющих мышек, три кошки — одну, а еще среди актеров были задействованы 600 овец, несколько уток, корова, собаки и многие другие лохматые и хвостатые персонажи. Если вы смотрели фильм, то знаете, что его главный герой — разумный и говорящий поросенок, который выполняет не свойственную свиньям работу — пасет вместо пастушьей собаки овец. И справляется с ней великолепно. Чтобы придать облику Бэйба больше трогательных черт, каждому из 48 маленьких свинок приклеивали на голову парик с челкой и немного удлиняли ресницы. Оказалось, что дрессировать этих животных так же приятно, как и собак, они умны и сообразительны.
Всякая мелочь
В первом советском триллере, снятом Александром Птушко по повести Гоголя «Вий», снималось множество всякой живности. Например, нечистая сила была представлена в картине довольно своеобразным животным миром. Работала на съемках целая «бригада» черных кошек. Девять черных котят-подростков достались съемочной группе в наследство от картины «Черный чертенок», где главного четвероногого героя-кота играли сразу девять дублеров. Эти же кошки работали у Гайдая и в «Бриллиантовой руке», и в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». Мало того что в «Вие» черные коты выскакивали из-под ног бедного философа Хомы в самый неподходящий момент, на кошек надевали еще и специальные шапочки-капоры с рожками. Их пускали прыгать с возвышения, и в прыжке снимали на стене их тени. Так из молодых безобидных котов получались жуткие мятущиеся бесы.
Еще в «Вие» было задействовано больше пяти десятков ворон. Ловили их тут же, на «Мосфильме», во дворе. Выкладывали в старом сарае приманку — хлеб, зерно, печенье, обрезки колбасы, несколько дней не подходили, чтобы не спугнуть хитрых птиц. Расставляли везде ловушки, но попавших в силки пленниц забирали только ночью, чтобы не вызвать подозрение у остальных вольных ворон. На съемочной площадке давали команду — и мрачные черные птицы с шумом вырывались из раскрывающихся с треском окон старой церкви. Бывало, дрессировщик кричал режиссеру Александру Птушко: «Лукич, вороны кончились!». Птушко объявлял перерыв, киношники тушили свет и лезли с фонариками на колосники снимать птиц, а павильоны были огромные — до 16 метров в высоту.
Были у Александра Птушко и любимые животные, которые кочевали с ним из фильма в фильм. Обожал он, например, собаку Мишку. Этот Мишка был настоящим собачьим звукоимитатором. Мог рычать, как настоящий медведь, выть по-волчьи. В «Вие» именно он отчаянно «оплакивал» во дворе умершую панночку, подвывая на все лады.
Фото: Legion-Media.ru