На часах уже больше 10 вечера, а ваш малыш и не думает засыпать. Вместо этого он носится по комнате и требует поиграть с ним еще. На уроках или в детском саду никто из учителей не может совладать с ним, и почти каждый день вы получаете от них замечания. Знакомая картина? Да, у вас не совсем обычный ребенок. Если говорить точнее – гиперактивный.
Как определить, что мой ребенок страдает гиперактивностью?
В психологии под гиперактивностью подразумевают повышенную активность и возбудимость. Первые проявления ее вы можете заметить в 2-3 года. Однако по-настоящему острой проблемой это становится в младших и средних классах, когда от ребенка начинают требовать концентрации и внимания. Тогда-то большинство родителей и начинает бить тревогу. Хотя лучше бы им обратиться к специалисту как можно раньше.
Гиперактивный ребенок легко возбудим, постоянно находится в движении, не может усидеть на месте или дождаться своей очереди. Во время занятий часто выкрикивает с места, перебивает, шумит.
Вторым симптомом психологи называют дефицит внимания. Такому ребенку очень трудно сосредоточиться, он очень рассеян, легко перескакивает с одного на другое и делает массу ошибок из-за невнимательности. Он часто забывает или теряет вещи, плохо слушает учителя или не слушает совсем.
«Спутниками» гиперактивности также могут быть сердечные приступы, энурез, нарушения сна. С ними справиться помогут специальные детские препараты – такие, как Тенотен Детский.
Почему он такой?
Гиперактивность связана с т.н. минимальной мозговой дисфункцией, которая возникает из-за различных врожденных патологий.
Чаще всего гиперактивными бывают мальчики. Дело в том, что рождаются они более крупными, а их мозг созревает чуть позже, чем у девочек. Поэтому с ними чаще происходят различные осложнения при родах: родовые травмы, врожденные инфекции или просто затяжные роды. Гиперактивный ребенок – вовсе не значит умственно отсталый. Дети с гиперактивностью часто обладают очень высоким интеллектом, но не умеют сосредотачиваться и потому плохо учатся в школе.
Что же мне с ним делать?
То, что гиперактивный ребенок нуждается в повышенном внимании – само собой разумеется. Да вы и сами это наверняка почувствовали: не проходит и секунды, чтобы он что-нибудь не опрокинул, сломал, подрался или устроил хаос. Но и не только поэтому. Детям с гиперактивностью тяжело не только учиться, но и строить отношения с окружающими. Помимо своей воли, они постоянно попадают в неприятности, за которые их сурово наказывают. Словом, сами же страдают из-за своей неконтролируемой энергии. Поэтому поддержите ребенка, дайте ему понять, что он – не такой, как его сверстники, но ничего страшного в этом нет. И ему просто нужно научиться с этим справляться.
Ни в коем случае нельзя постоянно наказывать ребенка. Старайтесь больше хвалить и делать обоснованные замечания.
Не стоит и увеличивать нагрузку в надежде, что так он поумерит свой пыл. Многие родители отдают ребенка в несколько секций сразу, записывают на дополнительные курсы, в музыкальные и художественные школы. В результате ребенок переутомляется и постоянно пребывает в состоянии стресса.
Постарайтесь вместе придумать свои способы решать проблемы в школе и дома. Придерживайтесь четкого режима и календаря. Чтобы ничего не забыть, все нужные предметы с вечера раскладываем на столе. Составьте вместе с ним список того, что нужно взять в каждый из дней недели (вплоть до варежек и школьного завтрака).
При выполнении домашних заданий важно заинтересовать сына или дочь тем или иным предметом, задействуя как можно больше органов восприятия: не только читаем, но и показываем; решаем задачу и рисуем; учим наизусть и используем игрушки или предметы для закрепления. В общем, постоянно импровизируем.
Когда ребенок выполняет задание, поставьте таймер (10, 15, 30 минут – в зависимости от объема и сложности) и не давайте ребенку отвлекаться, пока он не закончит. Определите, каков его временной предел и старайтесь чередовать задания с учетом этого времени.
Чтобы ребенок слушал вас и выполнял поручения, формулируйте задачу или просьбу предельно кратко и четко – не более, чем в 10 словах. Не давайте более одного задания или поручения за один раз.
Придумайте игру и вознаграждение за любые успехи в школьных и домашних делах. Например, слушая учителя, мысленно повторяем главное слово в каждом предложении. А еще лучше – записываем (пусть это будет отдельная тетрадь). За вовремя сделанные уроки можно посмотреть телевизор или поиграть на компьютере. И так далее.
Не ленитесь объяснять дважды или трижды, если ребенок сразу не уловил суть.
Постарайтесь донести все вышеперечисленное до учителей и воспитателей в детском саду. Просите их быть снисходительнее и не наказывать ребенка слишком строго.
В заключение
Помимо консультаций с психологом, наш главный совет маме гиперактивного ребенка – это терпение и выдержка. Да, вам приходится очень нелегко. Тем не менее, старайтесь быть терпеливы и внимательны: чем больше вы срываетесь и наказываете ребенка за ошибки, тем больше усугубляется его проблема. Которую вам под силу решить только совместными усилиями.
Имеются противопоказания, перед использованием препарата необходимо ознакомиться с инструкцией.