Актриса и модель Наталья Стефаненко недавно стала новой ведущей шоу «Топ-модель по-русски. Международный сезон» на телеканале «Ю». Ранее звезда наставляла девушек в аналогичной программе в Италии и теперь решила применить свои знания на родине. Редактор «Леди Mail.ru» Нино Такаишвили поговорила с Натальей о работе модели и о том, что быть просто красивой недостаточно для успешной карьеры. Также Стефаненко поделилась с нами своими секретами стройности и рассказала о правилах итальянского стиля.
— Наталья, вы вели четыре сезона программу «Топ-модель по-итальянски» в Италии, а теперь стали ведущей шоу «Топ-модель по-русски». Расскажите, в чем разница между нашими моделями и европейскими? Может быть, у них какое-то разное отношение к работе?
— Наверное, все дело во внешности — наши девушки действительно одни из самых красивых в мире. Но особых отличий в самом шоу я не замечаю, потому что в этот раз у нас международный сезон: в проекте 10 участниц из 20 — девушки с русскими корнями, которые живут за рубежом. Возможно, поэтому я не почувствовала особых отличий.
Я считаю, что идея пригласить русских девочек из-за рубежа — прекрасная, потому что это переплетение культур, традиций, манер, взглядов на жизнь… Лично для меня этот пятый сезон шоу наиболее насыщенный, потому что в каждой программе происходит множество ситуаций, мастер-классов, съемок, показов…
— Кстати, чем отличается «Топ-модель по-итальянски» от российского аналога?
— Вы знаете, там, конечно, больше имен. Все-таки Италия — это центр моды. И если девушки работают с Moschino, Roberto Cavalli, Disquared 2, то им в каком-то смысле проще. Если ты идешь к Роберто Кавалли, и он тебе рассказывает секреты профессии, конечно, это может быть интереснее для модели… Но и у нас есть не менее талантливые дизайнеры, с ними тоже очень интересно сотрудничать.
Многие думают, что на Западе красивее и проще, добрее и лучше, но у нас на самом деле тоже все есть. Просто нужно это показать! Так что наше шоу дает девочкам возможность стать топ-моделью именно здесь, в России.
— А вы долгое время жили в Италии, были востребованы, работали там, но все-таки вернулись в Россию, почему?
— Честно говоря, я окончательно не вернулась в Россию, все-таки я больше живу в Италии и работаю там тоже. В 2007 году меня пригласили на российское телевидение, и меня это затянуло. Например, программа «Снимите это немедленно» была просто моей миссией! Мне хотелось помочь женщинам и поддержать их. К сожалению, наши девушки часто не ценят себя, забывают о своей внутренней и внешней красоте. В программу приходило много женщин именно с криком о помощи, поэтому я не могла быть безразличной.
Еще я вела «Битву хоров» и «Большие танцы» — и мне очень нравилось смотреть на талантливую молодежь. Оказывается, у нас много перспективных молодых людей! А такие проекты помогают раскрыть их таланты и показать всей стране, на что они способны.
— Теперь вы ведете «Топ-модель по-русски», что в этом шоу вам нравится?
— Это проект, который помогает многим. Только задумайтесь, он был реализован в 56 странах! То есть тысячи девушек поняли, стоит ли им идти вперед именно в модном бизнесе, готовы ли они к жертвам, к такой непростой работе…
— А в чем сложность работы моделью?
— Когда я только начинала свою модельную карьеру, никто мне ничего не объяснял. Ты постоянно рискуешь — если ошибаешься, то не востребована. Никто не будет спрашивать о твоем самочувствии и о том, что случилось и почему… Никто не даст второго шанса — его вообще нет. Этот бизнес красив, но очень жесток. Даже наше шоу бьет по самооценке, жутко бьет. Поэтому модель должна быть сильной, не ломаться, уметь за себя постоять, быть готовой слушать критику, не бояться меняться.
Девочки, которые мечтают стать моделями, часто не подозревают, что за этим стоит. Поэтому я считаю «Топ-модель по-русски» полезным шоу — оно может развеять многие иллюзии.
— Как думаете, почему ведущей программы стали именно вы?
— Я с 1991 года тесно связана с модельным бизнесом и с модой. Я делала много проектов на эту тему, знаю многих стилистов и дизайнеров. Мне приятно и интересно рассказать девушкам, что их ждет. Я прекрасно понимаю, что нужно делать для того, чтобы стать моделью, могу объяснить, как преодолеть свой страх и неуверенность, сама могу проводить мастер-классы. Словом, хочу помочь девочкам и воспринимаю их, как мама. Мама может поругать и погладить по голове. Мы много общаемся, часто вместе, и даже за камерой я стараюсь дать полезный совет каждой из них.
— Наталья, а ведь у вас техническое образование. Что заставило пойти в модельный бизнес?
— Это началось именно в 1991 году. Я писала диплом, даже помню, как он назывался: «Радиально-сдвиговая прокатка. (Смеется.) Училась в МИСИСе на инженера-металлурга, но перед выпуском случайно попала на конкурс красоты Look of the Year, который организовал Джон Касабланкас, основатель известного модельного агентства Elit в Нью-Йорке. Он приехал в Москву и устроил конкурс красоты. Я об этом узнала, случайно туда попала и выиграла!
Я даже расстроилась, и мне это было неприятно. Я что лошадь, чтобы меня оценивали по внешности, телосложению, размеру груди? А еще я понимала, что девочкам, которые очень хотели выиграть, не достанется мое место. До сих пор помню эти пронзающие взгляды… Потом я говорила Касабланкасу, что мне, в общем, все это неинтересно, что я инженер-металлург, собираюсь работать по профессии… В итоге от финала конкурса в Нью-Йорке я отказалась и продолжила учебу.
Но когда я окончила институт, в стране было не до металлургии — это было сложное время. И многие говорили, что у меня был шанс, я могла бы стать моделью! Тогда я решила, что действительно нужно попробовать. На самом деле мне хотелось не столько в модный бизнес, сколько посмотреть мир, попутешествовать, ведь на тот момент я ни разу не выезжала из России.
— А почему вы поехали именно в Италию? Не в США, не во Францию…
— Нью-Йорк казался слишком далеким, и я боялась расстояния. А вот поехать в Европу было не так страшно, все-таки за 3 часа можно долететь до дома, если вдруг что-то пойдет не так. Я узнала, что есть филиал агентства Elit в Милане. Он есть и в Париже, но тогда итальянскую визу было проще сделать. Вот единственная причина, почему выбрала Италию — из-за визы! (Смеется.)
Я полетела и тут же начала работать. Все было, как в удачном фильме. В какой-то период мне правда казалось, что я смотрю кино. Все время что-то происходило, судьба давала шансы. Жизнь вообще всегда дает нам шансы, но зачастую мы их не видим и не чувствуем. А в тот момент я была так сконцентрированна, что хваталась за любую возможность, как за соломинку. Все-таки в чужой стране человек становится особенно внимательным, у него совсем другое ощущение.
— Наталья, расскажите, как вы поддерживаете фигуру? В жизни вы кажетесь еще стройнее, чем на экране!
— Не секрет, что на телевидении мы все плюс 3—5 килограммов! В жизни все всегда стройнее, чем на экране. И спасибо модельному бизнесу, что я привыкла следить за тем, что ем. Дело в том, что ты не можешь себе позволить торт на ночь, пасту с мясным соусом. В итоге, привыкаешь к овощам, крупам, полезным продуктам. Иногда бывает пицца и паста — но это очень редкий случай.
— Вы же все-таки живете в Италии, там все так вкусно!
— Да, когда я только приехала в Италию, сразу же набрала 3 килограмма! А если еще начать есть сыры — это же просто можно погибнуть… (Смеется.) Вкусно безумно и, конечно, хочется попробовать. Но я вовремя поняла — надо себя держать в руках. Я сначала все попробовала, поправилась, а потом начала активно худеть.
Сейчас я уже привыкла питаться правильно, и мне вкусно! Но есть у меня одна слабость — итальянское вино. Я не могу отказать себе в бокале хорошего вина.
— А каким-то спортом вы занимаетесь?
— Обязательно. Я очень люблю бегать. Бег — отличный антидепрессант, вырабатывает эндорфин — гормон счастья, за счет которого мы испытываем легкое чувство эйфории. А еще, когда бежишь, ты потеешь — и это дает прекрасный эффект лифтинга. Также я регулярно хожу в турецкую баню, это полезно для кожи. Но я советую не сухую сауну, а именно влажную баню!
Я прекрасно понимаю, что «продаю» свою внешность, и это накладывает определенную ответственность и обязанность. Не хочу, чтобы люди включали телевизор и видели замученную некрасивую женщину.
— Наталья, а у вас как у профессионала есть любимые модели? Которые для вас — пример лучших профессионалов в своем деле.
— Я думаю, что для многих пример — Линда Евангелиста. Ее можно сфотографировать как угодно, она всегда «вытянет» съемку. Еще мне очень нравится итальянская модель Мариякарла Босконо. Про нее говорят, что «она не красивая, но больше, чем красивая». Мне очень нравятся эти лица, которые поначалу не слишком привлекательны, но потом ты смотришь и понимаешь, что просто невозможно глаз оторвать!
— Вам не кажется, что сейчас даже существует мода на нестандартную внешность?
— Красивые картинки иногда надоедают. Красота и пустота — с этим не придешь в модельный бизнес. Мертвый взгляд может испортить любую женщину.
Дело даже не в нестандартной внешности, а в какой-то изюминке. Модель должна быть уникальной, исключительной. Я думаю, что это началось с Кейт Мосс. До нее приветствовались модели с классической красотой — такие, как Клаудия Шиффер или Синди Кроуфорд.
Клаудия, конечно, объективно красивая, но мне она не очень нравится — так не завораживает, как Линда Евангелиста или Жизель Бундхен, которые тоже красивы, но помимо этого они еще умеют «разговаривать глазами». Или наша Наташа Водянова, ее не назовешь нестандартной, но что-то особенное есть. Внимание привлекают даже эти широкие брови! К слову, я обожаю широкие брови, они делают взгляд выразительным, и советую девушкам не выщипывать их до состояния «ниточек» — лицо сразу кажется злым…
— Кстати, вы ведь даете советы по красоте и моде в своем блоге…
— Да, у меня есть блог natashastefanenko.com на итальянском и русском языках. Я начала вести его недавно, каждый вторник и пятницу обновляю сайт, даю разные советы, а также рассказываю про шоу «Топ-модель по-русски».
— А вы могли бы дать нашим читательницам модный совет, вспоминая программу «Снимите это немедленно». Что все-таки нужно выбросить из своего гардероба?
— Вы знаете, ничего! В последнее время девушки в Москве прекрасно одеты. Мы с мужем в восхищении — многие одеваются, как будто вышли с обложки журнала. Это можно увидеть даже в 8 и 9 часов утра, то есть эти девушки встают пораньше, чтобы приготовиться. Для меня они — героини. (Улыбается.) Объясню, почему я не могу их критиковать. Дело в том, что в Милане, который считается центром моды, все выбирают такой «минимал шик» — все консервативно, много черного, простой крой. Как говорит мой муж Лука Саббиони: «Мы, итальянцы, все это придумываем, а видим результат в таких городах, как Москва и Санкт-Петербург».
— Получается, что сапожник без сапог?
— Да. В Италии люди действительно носят все темное. Никто не купит ярко-зеленый или коралловый жакет. Ярких цветов даже в Америке больше. В Италии черный цвет — самый любимый. Я тоже его обожаю, для меня черный — это элегантность, изящество, хороший вкус… Черное платье — это must have, длинное и короткое обязательно должны быть в гардеробе.
В Москве люди рискуют, хотят показать, что умеют одеваться, им приятно быть в центре внимания. А в Италии немного по-другому (я говорю сейчас именно про Милан), там все-таки больше присутствуют базовые цвета. На показах появляются самые смелые идеи, например, сейчас в моде розовый цвет, но трудно увидеть итальянца в одежде таких оттенков.
— Как думаете, стереотип о том, что русские женщины безвкусно одеваются, еще в силе?
— Этот стереотип далеко в прошлом! Был период с 1991 до, наверное, 2000 года, когда встречались действительно ужасно одетые дамы... Русских женщин никто не учил, и логично, что они делали ошибки. Я сама поначалу очень волновалась, часто не знала, что надеть, просила совета у итальянских подруг… В России не было журналов, не было культуры моды.
Моя дочь Саша, например, родилась в красоте, и у нее прекрасный вкус. У нее такой же стиль, как у многих людей в Италии. Я ей недавно хотела купить кроссовки, очень стильные, но розово-фиолетового цвета. Она сказала: «Ты что, мама, ты что?» Ну я, конечно, поставила их на место и купила черные…
— А чем занимается ваша дочь?
— Ей 14 лет, так что она еще учится. Она большой эстет, красиво рисует. Я думаю, что Саша могла бы что-то сделать в сфере моды или дизайна, я только поддержу. Но сейчас главное, чтобы у нее была культурная база, чтобы она могла впитать то, что ей нужно.
— Как вы думаете, а для модели важно хорошее образование? Оно вообще ей нужно?
— Обязательно! Модель — это работа на короткий срок в жизни. Ужасно, когда ты еще молодая женщина, тебе 30 лет, но понимаешь, что для этого бизнеса ты уже старая! Осознание возраста может стать жестким ударом, но нужно найти в себе силы и начать делать что-то другое, может быть, даже с нуля. И вот тут-то пригодится образование.
А, может быть, если ты за время работы в модельном бизнесе поняла, как все работает и успела обзавестись хорошими друзьями и знакомыми, начинать с нуля не придется! Всегда есть возможность найти себя в фэшн-мире. Мой супруг, к примеру, раньше сам был моделью, а теперь работает дизайнером, создает коллекции обуви для многих известных брендов, в том числе и для Стефано Риччи.
Понимаете, сегодня, в 2014 году, модель не может быть глупой! Это невозможно. Она не удержится, не пойдет вперед. Конкуренция слишком большая, время красивых глупышек уже закончилось. Модель должна уметь общаться с людьми, понимать, что такое мода, знать ее историю. Иногда в какой-то фотосессии ее могут попросить: «Изобразите нам 60-е годы!» Если она не знает, что это, какая была мода в то время, работать просто не получится.
— Кстати, российские модели пользуются большим успехом в последнее время…
— Да, потому что русские умные! В Италии намного меньше людей с высшим образованием, а в нас еще сильна «советская закалка», в России это просто принято. Раньше получить образование было необходимостью и теперь это только играет нам в плюс. Я верю, что русские женщины не только самые красивые, но и самые умные. (Улыбается.)
«Топ-модель по-русски. Международный сезон» по воскресеньям в 21:00 на телеканале «Ю».