Белорусский дизайнер: «В кризис женщины начинают рукодельничать»

Дизайнер одежды, а с недавнего времени и владелица собственной школы шитья «Шить модно» Таня Аржанова рассказала, почему во время кризиса в валютной сфере и традиционного январского спада активности заказчиков она собрала вещи, взяла кошку и уехала в Минск начинать новое дело.

Большинство из нас никак не может решиться на кардинальные перемены в своей жизни. Боязнь вероятных трудностей и пугающая неизвестность — а будет ли результат? — многих заставляет довольствоваться синицей в виде стабильной, но неинтересной работы, вместо журавля, например, в виде главного подиума Парижа. А есть люди совсем иного склада характера: несмотря на уже существующие препятствия и отсутствие поддержки, они берут и в одночасье меняют свою жизнь.

Таня Аржанова
Таня Аржанова

Это описание в полной мере подходит дизайнеру одежды, а с недавнего времени и владелице собственной школы шитья «Шить модно» Тане Аржановой. О том, почему и как практически сразу после боя курантов, обозначившего начало 2015-го года, во время кризиса в валютной сфере экономики и традиционного январского спада активности заказчиков она собрала вещи, взяла кошку и уехала в Минск начинать новое дело, Татьяна рассказала в интервью.

 Трудно ли далось тебе решение уехать в Минск, практически в никуда, да еще и открыть свое дело? И почему именно Минск, а не сразу твой любимый Питер?

— Я прожила в Питере полтора года и очень хотела бы там остаться. Многие эксперты мне рекомендовали переезжать в большой город и там строить свою карьеру. И, ты знаешь, у меня все очень удачно складывалось. Мне как-то сразу повезло решить жилищный вопрос, к тому же я в течение недели нашла работу, которая приносила мне постоянный доход. Затем я работала в ателье при Ленфильме. Заказчики — сплошь звезды, я шила брюки Сергею Безрукову. Работа сказочная! За полтора года жизни в этом городе я наработала и клиентуру, и полезные связи. Масса съемок, проектов. Вот, кстати, еще одно отличие от Минска: в Питере за прокат дизайнерской одежды платят деньги, поэтому там заработать проще.

Content image for: 484881

Но по семейным обстоятельствам я вынуждена была все-таки вернуться в родной город Витебск. Честно говоря, я никогда бы не подумала, что мне придется уехать обратно на родину, настолько все удачно складывалось для меня в Питере. Я организовала в Витебске свою студию, затем магазин-студию, сотрудничала с белорусскими дизайнерами. Но очень быстро мне стало понятно, что перспектив развития у меня здесь нет. В Витебске очень много талантливых людей, но они никому не нужны! В городе едва ли наберется 15 человек, готовых покупать и носить дизайнерскую одежду. В большинстве своем людям, имеющим деньги, одежда от белорусских дизайнеров не интересна. Они предпочитают летать на распродажи в Италию и платить за громкие имена, изготовленные в Китае. Уехать именно в Минск меня заставили (в хорошем смысле) потенциальные ученицы школы «Шить модно».

— Давай поговорим о твоей школе шитья. Как у тебя родилась эта мысль — переквалифицироваться из дизайнера в преподавателя?

— Во время моего обучения в Витебском государственном технологическом колледже я была, наверное, единственной из группы, кто выпрашивал у преподавателей копии их методичек, материалов и конспектов. Мне повезло, у нас был гениальный преподаватель по конструированию и моделированию Шашкова Наталья Евгеньевна. Она воспитывала звезд. Среди ее учеников, например, Игорь Чапурин. В итоге у меня накопилось масса полезной литературы, которую я бережно храню до сих пор.

Content image for: 484881

Полгода назад я поехала отдохнуть в Питер и абсолютно без задней мысли стала изучать, сколько же сейчас стоит пошив дизайнерской одежды малыми партиями в России. Во время поисков я случайно наткнулась на школу шитья. Начала собирать информацию, пообщалась с людьми и поняла, что у нас такого нет. Меня, конечно, пугали отсутствие инвестора, закупка оборудования и так далее. Но из Питера я уезжала с четкой мыслью открывать школу. Потом было участие в BFW, затраты на коллекцию и я поняла, что не смогу сразу все осилить. Я отложила эту идею в уголок своей души и занялась коллекцией «Голубая рыбка». Пока были показы, съемки, подготовка и так далее, идея создания школы шитья совершенно вылетела у меня из головы.

Но когда наступило затишье, я поняла, что мне чего-то не хватает, что-то я не сделала. И тут меня осенило! Сначала я планировала открывать школу в Витебске. Записалось ровно два человека. Я расстроилась и сразу направила рекламу в Минск и… получила в 10 раз больше откликов. И когда потенциальные ученицы начали скидываться на бензин, чтобы ездить ко мне в Витебск, я поняла, что моя жизнь уже никогда не будет прежней. Я просто не могла обмануть ожидания этих людей и решила, что сама должна сделать шаг им навстречу. В общем, я собрала свой чемодан с литературой, чемоданы инструментов и уехала в Минск.

— Неужели все решилось так спонтанно? Ты изучала общественное мнение, есть ли спрос на такие программы? Просматривала ли данные о подобных курсах в Минске, т. е. о своих потенциальных конкурентах? Вообще таких учебных программ достаточно в столице?

— Я поняла, что спрос будет, когда мне очень многие начали писать из Минска. Знаешь, меня никогда не подводит интуиция, к тому же экономическая ситуация в стране говорит о том, что подобные курсы сейчас и потом будут иметь спрос. Женщине ведь всегда и во все времена хочется красиво одеваться, а если в кризисное время лишних денег на покупку обновок нет, значит, все начинают рукодельничать сами.

Да, информацию о конкурентах я изучала. Могу сказать, что школ, подобных моей, в Минске нет. Есть некоторые курсы, но это просто способ заработать деньги, там не стоит задача сделать из человека дизайнера.

Content image for: 484881

— Что отличает школу «Шить модно» от существующих программ по обучению кройке и шитью?

— Я ставлю перед собой задачу научить своих учениц навыкам конструирования, а не просто шитью по готовым лекалам из журнала «Burda», как это делают на других курсах. Я хочу, чтобы они не были скованы рамками журналов и готовых изделий. Если когда-нибудь им приснится платье мечты, они смогут взять в руку конструкторский треугольник, конспект и воплотить свою задумку в жизнь. Плюс к этому я предоставляю все необходимые материалы для работы: и бумагу, и методички, и фурнитуру с нитками, чтобы после трудового дня мои ученицы шли ко мне только с хорошим настроением и своими идеями, а не с пакетом вещей, который они к тому же могут случайно забыть дома.

В создании своей школы я опиралась больше на опыт Санкт-Петербурга, Лондона, Нью-Йорка. Могу сказать, что оборудование у нас абсолютно такое же, как и в тех школах.

— Программа обучения — это твоя авторская разработка?

— Да, программа моя.

 Кроме тебя в школе есть или планируются другие преподаватели?

— Пока только я, но я уже начала подыскивать себе в помощь конструктора. Появился технолог для курса «Пальто».

Content image for: 484881

— Нет ли желания полностью уйти от дизайна и целиком посвятить себя преподаванию и бизнесу?

— Я планирую совмещать эти два направления. Из моды я никуда не уйду, это моя судьба, я просто не смогу по-другому жить. Единственное, в этом году я не буду создавать больших коллекций, а ограничусь двумя капсулами — летней и зимней. А со школой я просто буду расширять штат сотрудников. Поэтому все решаемо, все по силам! В нашей стране заниматься только одной одеждой нельзя, нужно, чтобы что-то кормило.

— То есть на данный момент школа — это твой источник дохода?

— Да, на сегодняшний день школа — это мой хлеб, одежда столько не приносит.

 Есть ли у тебя мысли развить свою школу до уровня полноценного учебного заведения со вступительными экзаменами и дипломными работами?

— Есть, конечно. Вот у нынешних моих двух групп уже будет выпускной экзамен. Думаю, что к апрелю уже будут и вступительные испытания, и закрепляющий экзамен. Я заинтересована в том, чтобы знания были закреплены и усвоены.

Content image for: 484881

— Какой контингент слушателей в плане возраста и рода занятий?

— Возраст у девушек первых групп от 21 до 36 лет. По роду занятий — это и переводчики, и сотрудницы банков, и айтишники. Есть домохозяйки, но домохозяйки, которые перед школой уже развезли детей на 2–3 кружка, переделали семейные дела и не забыли про собственное саморазвитие. Все мои ученицы в первую очередь умницы и очень целеустремленные, активные личности, пассивных и безинициативных просто нет. Все много путешествуют.

— И какое мнение у них о твоей школе?

— Они рады, что такая школа появилась в Минске. С удовольствием занимаются. Все девочки четко знают, чего хотят, каждый пришел с конкретной задачей, которую мы вместе успешно решаем. Одна ученица работает переводчиком в филиале очень крупной американской компании. Я у нее спросила, зачем ей все это? А она ответила, что не хочет стоять на месте, хочет развиваться. Кто-то мечтает, что в будущем уедет за рубеж и создаст собственный бренд одежды. Есть девочка из Украины, она хочет свой бренд спортивной одежды.

 А тебе самой, если откровенно, это зачем? Какая цель у тебя? Облагородить этот мир, заработать денег, стать бизнес-леди или это просто давняя мечта?

— Мне нравится открывать в людях скрытые таланты, во-первых. Во-вторых, это скорее мечта помочь женщине стать еще более красивой, творческой и, если хочешь, независимой. Если что-то в ее жизни случается, и она лишается дохода, всегда есть руки, нитки с иголками и идеи в голове.

Мои мечты никогда не были связаны с деньгами. Если бы я мечтала о богатстве (по меркам моей мамы), то уже ходила бы в норковой шубке и ездила бы на автомобиле (смеется).

Content image for: 484881

— А как у тебя получается совмещать создание коллекций, работу с заказчиками и преподавание в школе шитья? Поспать удается?

— Не забудь про личную жизнь! (Улыбается) Сплю я, к счастью, по 6–8 часов. Я просто стараюсь не терять времени днем, какие-то дела делаю параллельно. Сложно, конечно, ритм просто сумасшедший, но нет ничего невозможного.

— А всю жизнь ты готова жить в таком ритме — ритме большого города?

— Да, это ритм Питера. Если мне будет позволять здоровье и я буду видеть горящие глаза своих учеников, то да, я готова так жить.

Фото: Рret-a-portal.by