
Поступление с третьей попытки
Ирина Вадимовна — коренная москвичка. Отец, военный инженер, ушел на фронт со школьной скамьи. Любовь своей жизни — девушку Лиду — он встретил в Белоруссии, освобождая пленных. Семья была счастливой, дочь воспитывалась в любви и строгости: дома была идеальная чистота, после школы Ира спешила к семейному обеду, а «четверки» были досадным исключением, за которые ее ругали. Желание стать актрисой пришло внезапно, но позднее Ирина Вадимовна признавалась, что — не послушай она своего сердца — была бы несчастным человеком.









Правда, поступить в театральный вуз ей не удалось ни с первого, ни со второго раза. Экзаменаторы были единодушны: сцена — не ее судьба. Но будущая актриса не опустила рук, веря в свое призвание. После второй неудачной попытки девушка пришла в драматическую студию Центрального детского театра, где принимали только москвичей и конкурс был поменьше. Окончив ее в 1970 году, она поступила в театральную труппу. Ролью мальчика Феди Дружинина в спектакле «2001 год» Ирина Вадимовна дебютировала на сцене. А ГИТИС им. Луначарского окончила позднее заочно.

Брак на всю жизнь
Режиссер Леонид Эйдлин пришел работать в этот театр, когда ему было 26 лет, а Ирине Муравьевой — 24. Их чувство росло и развивалось у всех на глазах, но они так берегли и скрывали его от труппы, что появление новой семьи в театре стало для всех полной неожиданностью. Правда, Ирина все чаще получала главные роли, но открывшийся в ней блестящий комедийный дар того заслуживал. Они поженились в 1973 году.
Спустя два года родился сын Даниил, через десять лет — Евгений. К роли жены и матери в реальной жизни Ирина Вадимовна всегда относилась не менее ответственно, чем к своим ролям в театре и кино. «Я счастлива оттого, что наши с Леней дети не росли за кулисами. Мы не могли позволить себе нанять нянек, сидели с мальчиками дома по очереди. Для сыновей я прежде всего мама, а не актриса. Прихожу домой — и здесь мне никто не аплодирует, все ждут, когда я накормлю ужином» — признавалась она. Леонид и Ирины прожили в браке до самой смерти режиссера в 2014 году.

Мировой успех
Блестящий талант актрисы для мира кино долгое время оставался неизвестным. На экране лишь иногда появлялись телеспектакли с ее участием: «Страница жизни», «Сказка о четырех близнецах», «Московские каникулы». И все-таки ее заразительный темперамент и обаяние не могли остаться незамеченными.

Ее первой серьезной работой в кинематографе стала роль Сюзанны в детективе Самсона Самсонова «Чисто английское убийство». Режиссер сумел убедить членов худсовета, которым она не понравилась на пробах, и смог настоять на ее кандидатуре. В 1977 году она поступила в Театр им. Моссовета к режиссеру Юрию Завадскому. Кинорежиссер Владимир Меньшов, искавший актрису на роль Людмилы Свиридовой в фильме «Москва слезам не верит», увидел спектакль с ее участием по телевизору и сразу же понял, что ему нужна именно Муравьева.
Эту роль Ирина Вадимовна приняла далеко не сразу. Уж очень претил ей образ, в который она потом так великолепно перевоплотилась. Она даже всплакнула — настолько с Людмилой они были непохожи внутренне: «Мне очень не понравилась моя героиня. Я ведь сама спокойная, тихая, покладистая». Но случилось неожиданное: в прокате картину посмотрело около 90 миллионов зрителей, она имела ошеломительный успех и в СССР, и за рубежом, получив награды в разных странах мира, в том числе «Оскар» как лучший иностранный фильм.

Театральная актриса
В 1981 году на экраны вышел фильм «Карнавал», для участия в котором актрисе пришлось встать на роликовые коньки и освоить искусство танца, проявив свойственное ей трудолюбие и упорство. Картина стала лидером кинопроката, песня «Позвони, мне, позвони» — настоящим хитом, а Ирина Муравьева была признана читателями журнала «Советский экран» лучшей актрисой года.
Роли Нади Клюевой в фильме «Самая обаятельная и привлекательная» Ирина Вадимовна тоже стеснялась, как и самого названия, ведь лучшей она себя никогда не считала, — в отличие от зрителей, тепло принявших этот фильм. Став звездой кино, она не бросила сцену.
Государственный академический Малый театр, в котором она играет до сих пор, дал ей возможность оставаться собой. Раневская в «Вишневом саде», Аркадина в «Чайке», Купавина в «Волках и овцах», Гурмыжская в «Лесе» и другие классические роли открыли зрителю новую Муравьеву. В кино она снимается крайне редко. Исключение актриса сделала для немногих фильмов и ролей. Коллеги говорят, что она всегда находится в хлопотах и заботах о ком-то. Знает, у кого день рождения, у кого в семье радость или горе, всегда спешит на помощь тем, кому плохо.