Женщина как объект в рекламе
По данным американских исследователей, среднестатистический человек тратит на рекламу около 2 лет своей жизни и к пенсии успевает просмотреть примерно 2,5 миллиона рекламных роликов.
Чаще всего женщина в рекламных материалах обнажена: иногда уместно, если рекламирует парфюмерию и средства по уходу за телом. А иногда и нет: наверняка каждый может вспомнить рекламный щит с сексапильной красоткой, призывающей купить недвижимость, строительные смеси и даже продукцию металлопроката.
«Реклама превращает человека в потребителя, лишая его собственного мнения, чувств — так удобнее продавать. Рекламу повторяют тысячи раз, поэтому она и влияет на нас так незаметно, — объясняет Мария Макарова. — И может постепенно менять систему ценностей: женщина становится символом, вещью, объектом. Это и есть одна из ступеней на пути к психологическому насилию: потребительство делает нас циничнее и косвенно дает добро относиться к женщине, как к безвольному объекту».
О проблеме объективации в рекламе говорят давно и много. Например, в начале этого года американка Мадонна Бэджер сняла видеоролик, в котором призвала представителей рекламной индустрии прекратить использовать женское тело в рекламе товаров.
Шутки о насилии в соцсетях
Во многих популярных пабликах происходит то же самое: фото подчеркнуто сексуальных женщин часто украшают аватары сообществ. Особенно тех, что рекламируют услуги салонов красоты. Да, опредмечивание женщин происходит и в рекламе товаров для самих же женщин.
«Посыл к женщинам немного другой: сексуальность навязывается как необходимый атрибут счастья. Применяется манипуляция — если вы несексуальны, то вообще не считаетесь женщиной и будете несчастны. Состав этой сексуальности очень конкретен: одежда, туфли, косметика и набор услуг в виде эпиляции и омоложения, — говорит Мария Макарова. — Формируется представление, в котором сама женщина не имеет ценности, значимы лишь ее вещи и цвет волос». Главное — быть объектом, и все будет хорошо.
Но дело не только в этом. Сообщества в соцсетях создаются для развлечения, чтобы рассмешить пользователей. И часто шутки переходят допустимые грани, как например, вот эта:
«Юмор в основном строится на насилии (унижении) и сексе, ведь это две социально табуированные темы, — говорит Мария Макарова. — Шутки «про это» помогают посмеяться и получить эмоциональную разрядку, так как сексуальные и разрушительные импульсы есть у любого человека. Шутка предпочтительнее преступления».
С другой стороны, именно поэтому так трудно провести грань между допустимым и недопустимым. Ее можно установить насильно, с помощью цензуры и законов. «Но, я думаю, гораздо важнее, чтобы каждый умел ее чувствовать, — считает психолог. — Это возможно, если есть внутреннее представление о том, что такое уважение. И если понятна разница между дружелюбием и насилием».
Насильник как мужчина мечты — в женских романах
«Времена, когда каждый английский замок — в руках победителей-норманнов. Когда каждая английская красавица — невеста беспощадного завоевателя. Переодеться в крестьянку? Юная леди Адриена полагает, что только так избежит брачного союза с жестоким и обольстительным Люсьеном. Но и крестьянка может принять, что ее сердце пленил именно тот, кого стоит страшиться и ненавидеть».
Если прочитать аннотации к этим классическим дамским романам, оказывается: типичный герой — эмоционально недоступный, жестокий мужчина, у которого непременно окажется чуткое сердце, если сильно его полюбить.
Совершенно не случайно популярнейшим романом последних лет стал «50 оттенков серого». Франт и миллионер Кристиан Грей на самом деле мало чем отличается от того самого беспощадного завоевателя из книжек в мягкой обложке — он также хочет мучить женщин.
«Дело в том, что литература, живопись и другие виды искусства — среда для поиска и выражения сильных эмоциональных переживаний», — объясняет Мария Макарова. Дамские романы — однодневный коммерческий продукт, призванный «выжать» максимум эмоций. Поэтому в нем всегда будет эксплуатироваться сюжет, в котором женщина оказывается в экстремальных ситуациях, чтобы испытать самые интенсивные эмоции, какие только возможно.
Опасно ли это влияние?
Надо заметить, Интернет, реклама и информационные шумы не воспитывают людей, не формируют убеждения «с чистого листа». «Представления о взаимоотношениях с противоположным полом формируются гораздо раньше, до того, как человек начинает сознательно использовать интернет — обычно в детстве до 5 лет, когда закладывается «семейный сценарий», впоследствии реализуемый во взрослой жизни, — объясняет психотерапевт Марк Сандомирский.
И тем не менее навязываемое рекламой потребительское мышление является токсичным для близких отношений. «Да и для любых отношений с людьми — тоже, — подводит итог Мария Макарова. — Массовая культура обесценивает истинно человеческие проявления — уважение, доброту, нежность, бережность и заменяет их ложными ценностями — «кубиками» на животе, лейблами на одежде, делает демонстрацию агрессивности признаком силы». И постепенно приучает к тому, что насилие — это нормально.