Личный опыт: как я езжу на велосипеде на работу

6 лет наш автор Ольга Сидорова использует велосипед как основной летний транспорт. Согласно ПДД, велосипедист должен ехать по дороге вместе с автомобилями, в крайней правой полосе. То есть вот уже 6 лет она каждый день ездит в плотном потоке машин, рискуя жизнью и здоровьем, вопреки всякому здравому смыслу. Ольга рассказала нам, так ли безрассудно это увлечение на самом деле.

На самом деле ничем я не рискую, да и поток не такой уж плотный. Но именно такую картину представляют себе друзья и знакомые, которым я говорю, что «приеду на велике», и добавляю, что летом везде добираюсь только так. Глаза расширяются от страха: «Ты правда поедешь по дороге? Ты что, всегда ездишь по дороге?» Со стороны это выглядит форменным безумием — но изнутри все не так страшно.

Езда в потоке машин: каково это?

Content image for: 491978

В Москве дороги достаточно широкие, чтобы передвигаться комфортно, не прижимаясь ни к обочине, ни к машинам. Плюс, много выделенных полос для транспорта — они почти всегда пустые. Поэтому, по моим ощущениям, большую часть времени я езжу не в потоке автомобилей, а на свободной дороге. Наплывающие сзади автобусы и троллейбусы меня не пугают: нам всегда удается вежливо и с пониманием разъехаться.

Но бывают и пробки, и узкие улицы, и реконструкция дорог. Такая езда требует внимательности и спокойствия. Главное — вести себя предсказуемо и не нарываться.

Отношение автомобилистов

Когда я пересела на велик, мне казалось, что все автомобилисты меня ненавидят. Будто бы все смотрят в спину с раздражением: мол, что ты забыла на дороге? Потребовалось время, чтобы понять: когда водитель садится в машину, он не становится роботом-машиной, чья главная задача — убить всех велосипедистов.

На деле меня часто пропускают, аккуратно объезжают или как-то еще помогают безопасно ехать. Часто улыбаются, приветственно машут или сигналят: круто, мол, что на велике, так держать! Однажды водитель и вовсе выручил меня из опасной ситуации.

Content image for: 491978

Я пересекала Садовое кольцо — это восемь полос в одну сторону. Замешкалась на светофоре, поздно выехала на дорогу. И внезапно оказалась не в безопасном правом ряду, а между машин на бешеной скорости — еще и ночью, в темноте. Это был тот случай, когда мне было по-настоящему страшно. Вдруг один из водителей рядом со мной замедлил движение, оттесняя машины, которые двигались за ним. Буквально прикрыл меня — а потом начал медленно перестраиваться правее. Я — за ним. И так, полоса за полосой, он вывел меня из потока.

Единственные антигерои в этой истории — таксисты. Это мастера внезапно поворачивать, неожиданно сдавать назад или проезжать так близко, что кажется, будто он тебя побрил.

По словам знакомого автомобилиста, таксисты так много времени проводят за рулем, что чувство опасности у них притупляется, а соблюдать правила становится скучно. Поэтому таксистов я стараюсь объехать или пропустить вперед.

Почему бы просто не поехать по тротуару

Езда по тротуарам мало того что против правил, так еще и требует олимпийского спокойствия. Во-первых, трудно объезжать пешеходов. Хорошо, если на тротуаре достаточно места, или тебя заметили и пропустили. Если нет, приходится сигналить, или сбрасывать скорость, или тащиться за компанией, выжидая момент, когда люди расступятся.

По моим ощущениям, для большинства пешеходов появление велосипедиста на пути — стресс. Кто-то теряется, не знает, куда отойти. Кто-то пугается, что его заденут или испачкают. Кто-то злится, что приходится уступать дорогу. Все недовольны друг другом.

Content image for: 491978

Вторая проблема — бесконечные бордюры и подземные переходы. Они делают езду прерывистой и мучительной: разогнался — остановился, разогнался — остановился, и так до бесконечности. Я, наоборот, ценю в велосипеде возможность разогнаться и долго ехать на приятной скорости. Тротуары — не для меня.

Почему бы не пользоваться велодорожками

В Москве их становится все больше, каждая новая — это радость и победа. Но в основном велодорожки встречаются в центре города или в парках и ведут из ниоткуда в никуда: в Москве их делали скорее для прогулок, а не как транспортные артерии.

Поэтому они внезапно начинаются и так же внезапно заканчиваются. Использовать  велодорожки, чтобы доехать из пункта А в пункт Б невозможно.

Плюсы, минусы, подводные камни городской велоезды

Летом я в среднем проезжаю 10—12 километров, а выходные провожу на велике целый день, разъезжая по делам и для удовольствия.

На велосипеде добираешься до места назначения в 2—3 раза медленнее, чем на машине, и минут на 10—20 быстрее, чем наземным общественным транспортом.

Автобусы и троллейбусы теряют время на остановках, на велике можно ехать без пауз.

Я езжу обычно в специальных штанах и майке. Не в специальных спортивных, а просто мягкой и свободной одежде. В ней можно зайти в кафе и чувствовать себя в порядке, а вот на работу так не пойдешь. Поэтому я вожу с собой смену одежды в рюкзаке и переодеваюсь из велосипедного в чистое. Здесь нужна известная продуманность: например, не забыть взять туфли под платье. Бывают осечки.

Content image for: 491978

Душ. На мой взгляд — необходим, но я знаю ребят, которые ездят не очень быстро, и им достаточно просто переодеться. Мне повезло, что в офисе можно помыться. На прошлой моей работе душ тоже был, правда, с ледяной водой. Каждый раз было ощущение, что в прорубь на Крещение нырнул — зато освежало.

Вообще, мыться приходится не только, чтобы взбодриться. Дорога — это непременная грязь и пыль, даже в городе. Особенно в городе. Например, я несколько раз проезжала лужи с особой несмывающейся грязью, видимо, сдобренной машинным маслом. Как назло, оба раза со мной были яркие полотняные рюкзаки. Черные несмывающиеся брызги загубили оба.

Стоит ли использовать велосипед как транспорт

Подойдет это не всем, но попробовать стоит. Это новый городской опыт: на велосипеде контакт с окружающей средой плотнее. Ты видишь и воспринимаешь гораздо больше информации: запахи, звуки, замечаешь мелочи, видишь, как меняется город, как весна перетекает в лето, а лето — в осень. Взаимодействуешь с автомобилистами и пешеходами, пускай вы просто обмениваетесь взглядами или парой слов.

Можно постоянно менять маршрут и ездить незнакомыми улицами, видеть и узнавать город.

Езда на велосипеде — хорошая ежедневная разминка и отменный способ переключиться после работы.

Еще один плюс — социальный. Чем больше в городе становится активных велосипедистов, тем быстрее он станет для них комфортным. Здесь, конечно, замкнутый круг: городская инфраструктура быстро подтянется, когда наберется критическая масса. Но пока нет инфраструктуры, желающих постоянно ездить на велосипеде не так уж много.

Content image for: 491978

Комментирует Владимир Кумов, куратор проекта Let’s bike it!, организатор Московского велопарада и акции «На работу на велосипеде»:

Исторически в нашей стране сложилась определенная парадигма мышления, мешающая развитию велокультуры. Велосипеды воспринимаются как часть субкультуры, как спорт, но не обычный вид транспорта, доступный каждому. Отсюда устаревшая нормативная база и автомобилеориентированные Правила дорожного движения. Только два года назад велосипед был признан самостоятельным транспортным средством — до этого он приравнивался к гужевым повозкам. Поэтому нет и четкой политической воли к переменам — например, решения мэра строить велодорожки.

Но тем не менее Москва — лидирующий в плане развития велодвижения российский город. Подвижки есть: городские прокатные велосипеды, в наземном транспорте — бесплатный провоз, на Московской кольцевой можно будет бесплатно провозить велик.

Копенгаген развивал свою велокультуру 5060 лет, а мы — всего 5 лет. Изменения в сознании требуют много времени. Важно количество велосипедистов. Пока по велополосе проезжают 5 человек в день — здесь будут ходить люди и парковаться машины. Если это 5 человек в секунду — не будут.

Если соблюдать осторожность, ездить внимательно и не думать, что ПДД спасают или работают на 100%, а думать головой и предсказывать поведение водителей — вполне можно ездить. Особенно в центре: там ситуация со вниманием автомобилистов стала еще лучше.

В тексте описан личный опыт автора. Редакция не призывает его повторять. Если вы используете велосипед как транспорт, соблюдайте правила безопасности: надевайте шлем и световозвращающую одежду, используйте фонари, соблюдайте Правила дорожного движения, придерживайтесь безопасного поведения.

Фото: Настя Данилюк