Я биолог. Окончила биологический факультет МГУ, вечернее отделение. Работала на Кафедре зоологии позвоночных этого же факультета. Ездила в экспедиции в тайгу, степи, пустыни. Была на Байкале, в Средней Азии. И так прожила 18 лет.
Потом муж увез меня во Владивосток, и там я трудилась в Институте биологии моря, в отделе информации.
Я всегда тянулась к искусству. В детстве мама отвела меня заниматься танцами в щербаковский Дворец пионеров. Тогда я поняла, что спину всегда надо держать прямой. В университете ходила на кружок хореографии. Наш преподаватель танцев была из ансамбля «Березка». Давно забыла имя, но хорошо помню ее саму — красивую прямую спину, расправленные плечи, мягкую легкую походку и безграничную улыбку.
Душа пела, а тело хотело танцевать. Но голос был сорван еще в пионерском лагере, и с танцами не получилось. Маме одной было трудно тянуть семью, я работала, а по вечерам училась в университете. И вот почти в 70 лет у меня появилась возможность работать моделью.
Быть моделью сложно и приятно. Большая команда талантливейших специалистов помогает создавать образ — модельеры, портные, стилисты, визажисты, гримеры, операторы, фотографы, светотехники, звукооператоры. И тебе без слов нужно выразить этот образ, показать его людям, да так, чтобы и у зрителей запела душа. Съемки или показ модели — последний аккорд этой творческой симфонии.
Все люди разные. Есть и невысокие, и толстенькие, и высокие, и худые. И молодые, и пожилые. И всем нужно как-то одеваться. Почему же тогда модели все выглядят одинаково? Я очень рада, что сейчас появляются plus-size модели и модели высокого возраста.
Я привыкла одеваться так, как ходили в середине прошлого века. Все в брюках бегала, носила то, что комфортно. Чуть ли не в валенках ходила — лишь бы ногам не было больно. Но на одной из съемок были такие чудесные платья, что я прониклась, поняла, как это красиво. Сейчас ношу платья и юбки. Иногда брюки.
Можно сказать, я уже умирала. Возраст такой: руки-ноги отказывали, открылся диабет. Я прощалась с жизнью, думала — пора уходить. Но эта работа заставила меня двигаться, заставила работать мои сосуды и суставы. И жажда жизни вернулась ко мне.
Я стала иначе относиться к людям. Ехала недавно в поезде, он прибывал в Москву в 4 часа утра. Хотелось спать. Мой сосед по купе (он из Читы) перепутал время и в 11 вечера проснулся, стал будить жену: «Вставай, вот уже Данилов». Я тоже проснулась и говорю: «Вы знаете, до Москвы еще 5 часов, мы вполне могли поспать». Но они уже сдали белье и сели рядышком ждать Москвы.
Раньше я бы вскипела: спать не дают! Позвала бы проводницу. А во мне столько тепла открылось к ним, что стало смешно, как он суетится, а она безропотно с любовью его поддерживает. Мы познакомились и балагурили до самого утра. Изменились мои отношения и с мужем, стали гораздо теплее, хотя мы вместе уже 44 года.
Близкие сначала не поняли моей работы. Усмехались: старушке 70 лет, а она бежит куда-то что-то показывать. Дочка, которая живет в другой стране, получив мои первые фотографии, говорила: «Тебе это не идет». Некоторые подруги тоже недоумевали: зачем выставлять свои морщины, зачем это нужно? Но я объясняла: «Вы не понимаете, я не себя украшаю, я показываю образ, который требуется для съемок». Теперь они все понимают, им нравится то, что я делаю.
Я думаю, моя работа полезна и другим людям. Они же часто очень напряженные, жесткие, часто агрессивные. И это можно понять — у всех слишком много забот. Но важно показывать людям красоту. А когда в твоих глазах еще отражается спокойствие и гармония, то люди, глядя на этот образ, меняются. Он словно призывает: «Украшайте себя, созидайте!» Внутри должна быть огромная мощь, любовь ко всему — к родине, земле, себе, людям. И это чувство поможет достойно встретить старость и прожить эту непростую пору жизни.
В этом возрасте тело практически рассыпается. Поэтому так важно двигаться, заниматься так, чтобы все мышцы тела были нагружены равномерно. Да, двигаться трудно. Встать утром с кровати — вообще отдельное большое дело. Я начинаю разминаться еще лежа: ладони разотру, суставы вращениями разогрею. Сначала это трудно. Но потом привыкаешь. Как только начинаешь работать с мышцами, все тело отзывается и ждет очередных встреч с ладонями, спина выпрямляется, плечи раскрываются, вздохнуть хочется свободнее с первых же дней.
Сложно принимать факт, что тело подводит: тут заболело, там. Я переживала: ну как так, всю жизнь была здоровенькая, а тут вот это. Как же можно спокойно сидеть, когда что-то болит? Неужели так теперь будет всегда? Да, надо просто это принять как новую норму.
Нужно создать положительный настрой. Я недавно прочитала фразу: «Философией нового тысячелетия будет не видеть недостатков в чьей бы то ни было жизни. Не видеть недостатков в собственной жизни. Просто заставляй себя видеть все хорошее. Все хорошее, что делаешь, что ты собираешься сделать, и все хорошее, что сделали другие».
Так становится гораздо легче и приятнее жить. Доброй жизни!