Традиция - вещь хорошая. Она как почва под ногами - или, скорее, дорога, по этой почве проложенная. Традиция подвластна времени, а значит, развивается. Но когда она становится железобетонной, добра не жди..
Новая «дорожная» традиция включает в себя повсеместно распространенные асфальт, бетон, тротуарную плитку, а про старые добрые деревянные доски, бревна, брус, а то и просто грунт почему-то забывают. Соблюдая историческую справедливость, не станем называть эти покрытия нетрадиционными и поведем разговор о «специальных дорожных покрытиях».
Голь на выдумки хитра. Улучшенное грунтовое покрытие
Прогуливаясь по грунтовой дорожке в старинном дворянском парке, не думайте, что под ногами у вас - обычная утоптанная земля.
В ход его в свое время ввели дворяне, владеющие большими усадьбами и скудными средствами. Чтобы сэкономить на мощении дорожек, они шли на следующие ухищрения.
- По намеченному маршруту выкапывали траншею («корыто»), оставляя вынутый грунт в стороне.
- В нее закладывали любой имеющийся под рукой дренирующий материал: хворост, камыш, битый кирпич, мусор, уголь из печки и т.п.
- Грунт засыпали обратно, выдерживая при этом профиль дорожки. Выглядит такое покрытие как обычная тропинка, только несколько приподнятая над уровнем земли. Но с нее быстрее уходит вода, так что обнищавшие аристократы могли гулять по парку после майских гроз и июльских ливней.
Из глуши - в дизайнерский сад. Деревянные мостовые
Когда-то в маленьких уездных городках не знали ничего другого. Впрочем, в некоторых городах русского Севера деревянные настилы - и по сей день самая популярная форма тротуаров. Да и в столице нашей родины Москве нет-нет да и встретишь уложенные заботливой рукой хозяйственные доски на кирпичах посреди неизбывной дворовой грязи. Эта нехитрая конструкция - прародительница всемирно известных и популярных сегодня покрытий deсk. Предпочтение деревянным покрытиям отдают люди, «экологично мыслящие», уставшие от городской жизни во всех ее проявлениях и стремящиеся ближе к природе.
Некоторые подробности
- Основанием для досок может служить любой материал, который пропускает воду: гравий, галька, песок.
- Крепление досок бывает твердым - с помощью деревянных лаг (брусков) или гибким - с помощью проникающих веревок или стальных тросиков.
- Оструганные доски, предназначенные для дорожного покрытия, необходимо предварительно обработать антисептиком - для замедления гниения.
- Для сооружения любых деревянных покрытий лучше всего подходят хвойные породы деревьев, наименее поддающиеся гниению, идеальный выбор - лиственница.
Берем крупное, диаметром более 30 см, бревно. Распиливаем его поперек на одинаковые куски. И укладываем их в нужном нам направлении, вдавливая или закапывая в землю. Таким образом можно замостить небольшую тропинку или пошаговую дорожку.
Утонувший в гравии
Сочетание мягкого гравийного и твердого деревянного покрытия
В окатанный гравий (прекрасный дренаж, не поддающийся гниению) укладывают брус или толстые доски. Дорожка становится теплой, красивой и, как сказали бы дизайнеры, ритмичной.
«Зеленая дорожка»
Это специальное дорожное покрытие уже не из разряда хорошо забытого старого. Оно, скорее, из области будущего, которое наконец-то стало настоящим. Как только человечество пересело на автотранспорт, оно столкнулось с выбором: газоны или автостоянки. И чем дальше шагал прогресс, тем более неразрешимой становилась эта дилемма.
Наконец этот же самый прогресс помог решить задачу - были изобретены газонные решетки. Такая решетка, изготовленная из полиэтилена, способна выдерживать огромные нагрузки (до 250 т/м), уберегая от них почву и траву. Таким образом, машины можно ставить прямо на газон, не терзаясь угрызениями совести и не страшась увязнуть в грязи (решетка не только стабилизирует почву, но и обеспечивает хорошую циркуляцию воды).
Подобные устройства подходят не только для автостоянок (как правило, гостевых), но также для тропинок и пешеходных дорожек.
фото:Дмитрий Королько, Олег Кулагин