Как я за 55 дней доехала из Москвы в Бангкок на поезде

В конце февраля блогеры-путешественники Елена Гитт и ее муж Павел Котиков (они же «Паша и Лена» на LiveJournal) завершили необычную поездку: пара за 55 дней добралась из Москвы до Бангкока на поездах (и паре автобусов). О том, как и зачем они с Пашей проехали 14,5 тысяч километров на перекладных, Лена рассказала «Леди Mail.Ru».

Вместо самолета — поезд 

Из 55 дней почти десять мы с Пашей провели в пути. При желании из Москвы до Таиланда можно доехать намного быстрее — да что там, мы могли сесть на самолет и оказаться в Бангкоке в тот же день. Но мы хотели совершить настоящее, «классическое» путешествие и посмотреть, как меняются природа, города и жители.

Когда едешь по суше, тем более так далеко, осознаешь, насколько огромны наша страна и планета

Почему мы выбрали железную дорогу, а не автостоп, например? Мы искренне любим поезда — это романтичный, чаще всего комфортный и безопасный вид транспорта. Автобусы, особенно в азиатских странах, опасны и неудобны. Исключение составляют, пожалуй, Иран и Турция. Автостоп нам не подходил, поскольку мы ведем блог и относимся к нему ответственно, а хичхайкер никогда не знает, на какой обочине придется заночевать и будет ли там Интернет. 

Изначально мы планировали один раз пересесть с поезда на автобус, чтобы пересечь Камбоджу, в которой железнодорожное сообщение прерывается. Но жизнь внесла свои коррективы: в китайском городе Эрлянь нам не продали билеты на поезд до Пекина, причем никто не смог пояснить, почему (все, кого мы встретили, знали только китайский). Второй раз пересели на автобус во Вьетнаме, поскольку во время Тета (Нового года) билетов для европейцев не было на неделю вперед, а без визы во Вьетнаме можно находиться только 15 дней. Вместо комфортного поезда 37 часов тряслись по стране на автобусе с двумя пересадками. 

Как я за 55 дней доехала из Москвы в Бангкок на поезде

Ну, плюс на нашем пути была одна страна с заброшенными железными дорогами — Камбоджа. Ее пришлось пересечь на автобусах, но мы все равно прокатились на единственном в стране пассажирском поезде из столичного Пномпеня до курортного Сиануквиля. По факту этот поезд оказался самым медленным за всю поездку немногим более 250 километров мы преодолели за 10 часов, то есть средняя скорость сравнялась с велосипедом и составила 25 километров в час.

Российские плацкарты против азиатских «сидячек»

Все шесть стран путешествия не похожи друг на друга, проезжаешь границу и попадаешь в совершенно новую среду. Поезда все очень разные — в России мы ездили плацкартом, в Монголии — в купе, в остальных странах в разных по комфорту и скорости «сидячках».

Особняком стоит Китай — отдельный, ни на что не похожий мир. Китайцы настолько самодостаточная нация, что у них даже девушки на ресепшенах отелей почти никогда не говорят по-английски, а про еду и упоминать не стоит — она больше придется по вкусу инопланетянам, чем европейцам

Что касается природы, то и она за 14,5 тысячи километров поменялась очень сильно: сначала леса, затем степи Бурятии и Монголии, потом Китай (честно, даже не поняли, какая там природа), в Камбодже вообще оказалось некое подобие саванны.

Ростовчанин в Гуанчжоу и путешественники из Канады

С местными общались почти везде. В монгольском Улан-Баторе мы жили у местных ребят, с которыми познакомились по каучсерфингу. А еще в Монголии провели время с читательницей нашего блога и побывали в гостях у ее бабушки. В Пекине тоже пару раз встречались с местными, в Гуанчжоу — с парнем из Ростова, преподающим английский. В Хошимине катались с местными ребятами на мопедах, в камбоджийском Пномпене тестировали уличные кафе с девушкой из Монголии. А вот туристов встречали не очень много.

Во Вьетнаме познакомились с русским путешественником — провели с ним несколько вечеров в курортном Нячанге. В одном из отелей встретили компанию ребят из Канады, которые уже семь месяцев путешествуют по Азии

Кстати, Нячанг — крайне популярное место среди пакетных туристов, эдакая вьетнамская Хургада или Анталия во вьетнамской обертке. Впрочем, ничего вьетнамского там уже нет, проще найти вкусный борщ или пюре, чем вкусный фо (вьетнамский суп с лапшой). 

От уютного Китая до грязной Камбоджи

В путешествии мы описывали свои приключения в блоге. Стараемся придерживаться графика: несколько дней ездим, гуляем и собираем материал, пару дней пишем и обрабатываем фото. В «рабочие» дни выбираем более комфортные гостиницы.

Звание самого уютного — да и самого интересного — города нашей поездки отдаем китайскому Гуанчжоу. Всем рекомендуем! 

А вот самая грязная точка пути — камбоджийская столица Пномпень: по улицам бегают крысы, еду готовят прямо на земле, мусор летит туда же, это все сопровождается соответствующими запахами.

Плюс-минус так во всей Азии, но Пномпень — это уже не Азия, а Африка какая-то. 

Болезнь в путешествии

После того как мы провели 21 час в «сидячке» Пекин — Гуанчжоу, Паша подхватил бронхит. Видимо, свою роль сыграло то, что в поезде нормально спать было затруднительно — судя по всему, это подкосило иммунитет. В то время в Гуанчжоу было градусов двадцать тепла, а в номере, где мы остановились, — холодно и сыро. Усталость наложилась на сырость, и Паша заболел. 

Сначала пробовали лечиться аптечными лекарствами, но в Китае они совершенно не совпадают с нашими, например, от простуды рекомендуют клеить пластырь на лоб

Когда поняли, что кашель не уйдет, созвонились со страховой и организовали прием у англоговорящего врача. К счастью, Паша вылечился.

Страховка у нас, конечно, есть всегда: в случае ее отсутствия серьезное лечение может обойтись в десятки тысяч долларов. И это не шутки: в Китае прием врача-терапевта и пара анализов стоили нашей страховой 40 тысяч рублей.

Что дальше

Садясь в плацкарт Москва — Улан-Удэ за 55 дней до приезда в Бангкок, мы думали, что поездка будет длиться бесконечно долго. Но время пролетело стрелой. Многими моментами даже не успели насладиться. 

Мы до сих пор не можем осознать, что доехали, уже в Бангкоке и наша «поездная эпопея» позади. Ожидания оправдались стократ — в путешествии время хоть и летит быстрее, но столько всего понимаешь о себе и об этом мире. Грустить некогда — 10 марта мы стартуем новое путешествие. В этот же день анонсируем его в блоге.