Устраивать дворцовые перевороты
Историю российского двора невозможно представить без интриг, заговоров, переворотов и предательств. Показательна в этом плане история Екатерины II и Петра III. Супруг Екатерины Алексеевны не пользовался популярностью в стране, да и ее с ним семейные отношения сложно было назвать идеальными. В итоге властная Екатерина, бывшая немецкая принцесса София Августа Фредерика, стала участницей заговора против Петра III: переворот удался, она стала императрицей, а муж погиб. По слухам, его отравили заговорщики, однако сама государыня обвинения в причастности к смерти Петра отрицала.

Я желаю и хочу лишь блага той стране, в которую привел меня Господь, он мне в том свидетель. Слава страны создает мою славу. Вот мое правило: я буду счастлива, если мои мысли могут тому способствовать
Иметь фаворитов

Российские императрицы нередко выбирали себе фаворитов, которые, конечно, от расположения государынь отказываться и не думали. Интересно, что любовные истории иногда влияли на судьбу всего государства. Так, время царствования Анны Иоанновны прозвали «бироновщиной» по имени ее фаворита Эрнста Бирона, который фактически руководил страной вместо нее. Еще до начала своего правления Анна Иоанновна женила Бирона на девушке, которая беспрекословно подчинялась указам будущей императрицы и никогда не препятствовала их любовным отношениям, продлившимся почти 22 года.
А настоящей рекордсменкой по числу фаворитов была Екатерина II: у нее было несколько десятков любовников. Екатерина II помогала своим возлюбленным продвигаться по карьерной лестнице, однако зачастую после расставания отправляла бывших фаворитов в отставку. Кстати, некоторые историки считают, что с одним из своих любовников — князем Григорием Потемкиным-Таврическим — Екатерина II даже заключила брак.

Красавец мой миленький, на которого ни единый король непохож. Я весьма к тебе милостива и ласкова, и ты протекции от меня имеешь и иметь будешь вовеки
Думать о благе государства и долге
Долг превыше всего — для русских государынь жизнь должна была строиться именно по этому принципу. По воспоминаниям фрейлины супруги Николая I Александры Федоровны, императрица всегда была весела и доброжелательна, несмотря на слабое здоровье, она присутствовала на всех светских мероприятиях, была опорой мужу, которому подарила много наследников. К счастью, Николай I тоже был очень заботливым и любящим. Так, во время болезней он сам ухаживал за своей супругой, выполняя роль сиделки.
Долг императрицы — развлекаться до самой смерти, и она должна будет выполнять эту обязанность, как другие рабы исполняют свои обязанности. Она будет танцевать до тех пор, пока у нее не станет сил держаться на ногах…
Быть законодательницей моды
Жизнь императрицы невозможно представить без красивых нарядов, ведь именно государыня была и законодательницей моды, и главным представителем государства перед иностранными делегациями. Настоящей модницей была Елизавета Петровна: в ее гардеробе насчитывалось около 15 тысяч платьев, два сундука шелковых чулок, тысяча пар туфель и более сотни кусков французских материй. Кстати, по слухам, на удовлетворение прихотей императрицы уходило треть государственной казны.

Вдохновлять
Российскими императрицами восхищались, им подражали, в них влюблялись. Так, супруга Александра I Елизавета Алексеевна, которую считали самой красивой представительницей российского двора, по слухам, была музой великого поэта Александра Сергеевича Пушкина. Некоторые биографы считают, что именно она стала прототипом Татьяны из «Евгения Онегина». Красоту императрицы воспевали не только поэты, но и художники. После встречи с Елизаветой Алексеевной французская художница Элизабет Виже-Лебрен писала: «Вся фигура этой молодой особы, облик, который я только что набросала, таким чарующим образом выделялась из глубины комнаты с колоннами, обитой розовым газом с серебром, что я воскликнула: «Да это Психея!»
Закрывать глаза на поступки неверных супругов
К сожалению, зачастую жизнь императрицы была омрачена неверностью супруга: государи заводили любовниц, иногда даже нескольких сразу… Мария Александровна — супруга Александра II — была вынуждена практически всю жизнь мириться с изменами влюбчивого мужа. Фрейлина императрицы вспоминала, что, несмотря на это, Мария Александровна была невероятно доброй, искренней и заботливой по отношению к своим детям и мужу.

Душа великой княгини была из тех, которые принадлежат монастырю. Ее легко можно было представить под монашеским покрывалом, коленопреклоненной под сенью высоких готических сводов, объятую безмолвием, изнуренную постом, долгими созерцательными бдениями и продолжительными церковными службами, пышною торжественностью которых она бы с любовью руководила. Вот подходящая обстановка для этой души, чистой, сосредоточенной, неизменно устремленной ко всему божественному и священному, но не умевшей проявить себя с той горячей и живой отзывчивостью, которая сама и дает и получает радость от соприкосновения с людьми
Быть всегда на виду
Императрицы на протяжении всей жизни были окружены придворными дамами, фрейлинами, слугами, советниками… Побыть наедине с собой государыням не удавалось, пожалуй, никогда. Изнуряющий график сказывался на здоровье великих женщин, а жизнь на виду утомляла не только физически, но и морально.

Трудовой день императрицы начинается с раннего утра смотрами и парадами. Затем начинаются приемы. Императрица уединяется на четверть часа, после чего отправляется на двухчасовую прогулку в экипаже. Далее перед поездкой верхом она принимает ванну. По возвращении — опять приемы. Затем она посещает несколько стоящих в ее ведении учреждений или кого-либо из своих приближенных. После этого сопровождает императора в один из лагерей, откуда спешит на бал. Так проходит день за днем, подтачивая ее силы