Как я одеваю людей за деньги: история стилиста

Как понять, что тебе нужна скорая модная помощь, почему мужчины из сферы IT — самая благодарная публика и к чему нужно быть готовой при разборе гардероба. Обо всем этом рассказывает стилист, автор популярного Telegram-канала о моде Олеся Орлова.

Как понять, что тебе нужна помощь

Контент недоступен

Если человек видит ворох одежды в своем шкафу и при этом каждое утро страдает и не понимает, что со всем этим богатством делать, и все, что он надевает, кажется ему неудачным, то это точно можно воспринимать, как знак, что тут нужна помощь профессионала. Стилист разложит все по полочкам, все объяснит, поможет докупить недостающие элементы и предложит интересные варианты на каждый день.

Сам подход к смене образа зависит от того, насколько сам человек хочет перемен. Если клиент настроен серьезно, то сначала я устраиваю разбор гардероба. Убираю все ненужные вещи, составляю комплекты из имеющейся одежды, мы сразу понимаем, что нужно докупить.

О том, как проходит разбор гардероба

Разбор гардероба и персональный шопинг — две разные услуги, каждая стоит 10 тысяч рублей. По московским меркам — это доступно. Я намеренно не делаю почасовую оплату, потому что мне важно, чтобы человеку было комфортно, и он не переживал, что счетчик тикает, а вещи так и не подобраны.

Перед разбором гардероба я изначально готовлю клиента к худшему, проговариваю все возможные риски. Но по факту я не рву и не сжигаю ритуально юбки и платья, мои клиенты сами решают, что делать с вещами, которые не пройдут отбор. Я прекрасно понимаю, что многим людям этот процесс дается нелегко: это же то самое платье, в котором 15 лет назад клиентка познакомилась с мужем! Когда человека накрывает ностальгия, я предлагаю сохранить вещь как реликвию и просто не носить ее или надевать в какие-то важные моменты.

Особенно непростая ситуация, когда вещь представляет не только историческую, но и материальную ценность. Объяснить, почему кружевное платье Dolce&Gabbana сегодня неуместно, бывает не всегда просто. Но я никогда не запрещаю носить вещь, я не модный фашист.

Кстати, от меня всегда прячут балетки, потому что в Telegram-канале я пишу, что балетки — это ужасно. Я всегда случайно нахожу их в недрах шкафа и делаю вид, что ничего не заметила, но сама хихикаю про себя. Я понимаю, что человек внимательно читает то, что я пишу, и испытываю еще большую симпатию к нему. Это очень мило.

Кстати, я ни разу не разбирала гардероб мужчинам: они стесняются этого процесса. Притом, что у меня много клиентов мужского пола, они «берут» только шопинг.

О «профессиональном» шопинге

Контент недоступен

Перед походом в магазин мы договариваемся о том, что надо клиенту, каким он себя в конечном результате видит. Я никогда не опираюсь только на свой вкус: ведь человеку могут абсолютно не понравиться вещи, которые я нахожу красивыми и стильными. Я всегда подстраиваюсь под чужой стиль, но при этом делаю так, чтобы образ выглядел стильно и круто, чтобы клиент чувствовал себя уверенно. У меня нет цели накупить кучу новых вещей, в которых моему подопечному было бы некомфортно. Мы согласовываем все задачи, разговариваем о его интересах, о том, что ему нравится, иногда я прошу показать какие-то картинки для вдохновения, прислать фото своих вещей, которые у него уже есть, и которые он носит чаще всего. Имея всю необходимую информацию, мы определяем бюджет, и я сама выбираю магазины, исходя из возможностей и потребностей клиента. Мы можем пойти в ЦУМ, а можем пойти и в масс-маркет.

Самая минимальная сумма, на которую я могу собрать носибельный гардероб из 10 луков — 35 тысяч рублей. У человека будет достаточно образов, чтобы ходить на работу в чем-то интересном, необычном, новом и приятном для себя.

Сам шопинг занимает 3—4 часа. Я всегда предупреждаю клиента, что мы можем делать перерыв на обед или на кофе. Я прекрасно понимаю, что 4 часа в магазинах — это не самое приятное времяпрепровождение для многих людей.

После дня покупок я, конечно, даю рекомендации, составляю образы, чтобы у клиента были шпаргалки, чтобы он не чувствовал себя как-то некомфортно, а в течение месяца я его поддерживаю. Мне можно хоть каждый день отправлять фотографии и просить о помощи, я отвечу оперативно и все объясню.

Контент недоступен

О клиентах

В вопросах моды и стиля мужчины доверяют мне больше, чем женщины. Они изначально идут ко мне, потому что им нужен женский взгляд. Девушки более требовательные, бывает, что они не готовы к тому, чтобы прислушаться, они уверены, что вся их одежда прекрасна, а я думаю: «Зачем тогда вам нужна моя помощь». Но в итоге нам удается прийти к согласию. Вообще, самый сложный клиент — это клиент без мотивации. Поэтому, например, я не делаю сертификаты на свои услуги.

Кстати, я одеваюсь по-разному, в зависимости от того, кто мой клиент – мужчина или женщина. На шопинг с мужчинами я надеваю платья, юбки, каблуки, делаю аккуратные укладки. Женщинам интересны другие образы, в их представлении стилист носит какие-то смелые вещи, необычные украшения.

С недавнего времени ко мне стали часто обращаться мужчины из сферы IT. Интересно, что все они выглядят почти одинаково и при этом очень доверительно ко мне относятся, всегда отлично реагируют на вещи, которые я им предлагаю. «Как ты говоришь, так и будет», — слышу я чаще всего. Когда я показываю им удачную комбинацию, например, джинсовую рубашку и белые кеды, потом весь месяц они хотят скупить все джинсовые рубашки и кеды, которые только видят в магазинах.

Контент недоступен

В основном мужчины хотят выглядеть прилично, ими движет желание купить идеальный набор вещей, который точно не надоест за год, а значит, им не придется идти в ненавистные магазины. Доходит до того, что мы им носки подбираем! Все это только для того, чтобы закрыть тему шопинга на длительное время и не возвращаться к ней лишний раз. Кстати, я практически никогда не подбираю костюмы и какие-то деловые образы: почти всех мужчин интересует, как выглядеть стильно в повседневной жизни.

На моей памяти не было ситуации, когда клиент вставал в позу, раздражался или яростно со мной спорил. Часто бывает, что я хочу на мужчину надеть тренч или пальто, а он смотрит на себя и говорит: «Слушай, Олеся, мне все нравится, но я к такому еще не готов». При этом вокруг клиента всегда собираются продавцы и говорят, что он очень хорошо выглядит в новом образе, но их уговоры не действуют. В этом случае мы подбираем ему комфортный вариант между его спортивной курткой и тренчем, но я всегда говорю: «Через год ты должен быть готов надеть пальто».

Я вообще плохо отношусь к модному диктату: могу посоветовать, что надеть, но точно не буду указывать и принуждать. Если человек не последует совету, я не расстроюсь. Ведь он заплатил деньги, чтобы я его направила. Если клиент не готов к переменам, то пускай носит все, что захочет.

О том, как отличить хорошего стилиста от плохого

Самое сложное — попасть к профессионалу. Многие мальчики и девочки ставят в профиле Instagram строчку «стилист» и ждут клиентов. Советую обращать внимание на два условия: есть люди талантливые, а есть образованные. В идеале, стилист должен иметь талант и определенную теоретическую базу.

Вот, например, я не очень хорошо отношусь к цветотипам, но, если клиент попросит меня сделать типирование, я выполню его просьбу, потому что умею. А если об этом просят стилиста, и стилист категорически отказывается, то, скорее всего, он просто не умеет проводить типирование.

Конечно, может, человек попался очень принципиальный, и я понимаю его чувства. Но все-таки клиент — это клиент, и если он хочет такую услугу, то ее нужно предоставить. Сама я, кстати, никогда не типирую человека, если он меня об этом не просит.

Контент недоступен

Я убеждена, что можно развить чувство вкуса без посторонней помощи: для этого надо очень много смотреть и много читать, быть готовым к новому. Если каждый день отбирать 500 картинок с красными пальто, то в конечном счете ты научишься отличать хорошее красное пальто от плохого. Возможно, на это уйдет год, возможно, полтора, кому-то хватит и нескольких месяцев. Но если рассматривать картинки каждый день, то ты начнешь отличать плохое от хорошего. Дело только в насмотренности.