7 сложностей ведения своего бизнеса: личный опыт

Блогер Юлия Ватутина (32) долго мечтала о собственном бизнесе и создала производство вязаных вещей. Правда, ради этого ей пришлось пожертвовать своим здоровьем и временем. Она рассказывает о том, с какими сложностями столкнулась и как их решила.
Контент недоступен
1

Придется оставить офисную работу

Пять лет назад я работала в рекламном агентстве. Приходила с работы за полночь и валилась на нерасправленный диван. Лежала и думала: «Надо встать и загрузить вещи в машинку, потому что завтра на работу я пойду либо в грязном белье, либо вообще без него». У меня не было выходных уже три недели, и я буквально жила на работе, закрывая проект.

А потом у меня случился муж. Когда он был еще не муж, он приходил забирать меня с работы. Он работает в МВД, а всем с детства объясняли, что с людьми в форме лучше не спорить. Он в три шага преодолевал расстояние от входа до моего стола, брал за руку и уводил. Я даже не успевала выключить компьютер.

А еще у меня было хобби — вязание. И я мечтала о магазине вязаных вещей, как буду приходить туда, давать распоряжения, следить за качеством, трогать кашемир и рисовать модели свитеров для нового сезона. Но времени не было ни на что.

2

Постоянно преодолевать страх

И вот однажды человек, который собирался стать моим мужем, сказал: «Я хочу, чтобы ты ушла с работы, я верю в твое дело, у тебя все получится, ты сделаешь бизнес и свой магазин».

Две недели, умирая от страха, я пыталась уволиться. Я работала с 16 лет. Совмещала всегда по две работы и учебу. Я не знала, как жить, не разрываясь между этим всем.

Контент недоступен

Я думала, свой бизнес будет делом с неполной занятостью. Мой дом наполнился бы ароматами чистоты, свежести и теплой выпечки. И я решилась. Три недели отчаянно вязала шапки и шарфы, красиво фотографировала и выкладывала в соцсети. Надо сказать, покупали хорошо — 25—30 шапок/шарфов.

К шапкам просили свитера, кардиганы, пледы. На плед уходило две недели работы. На свитер неделя при полном рабочем дне. Очень быстро стало понятно, что надо увеличивать масштабы, так нам не выжить.

3

Влезать в кредиты

Я искала вязальщиц, рыдала от их образцов и претензий по зарплате. Мнения о прекрасном расходились в корне. Они никогда не видели ничего лучше полушерсти отечественного производства, обращались с дорогой пряжей как с дешевой, не слушали меня, делали так, как велит им душа.

Тогда я решила, что нужны вязальные машины, написала бизнес-план и пошла искать инвестора. Дело было в 2014 году.

Дяди в дорогих костюмах слушали мою презентацию, улыбались и говорили: «Девочка, сейчас разгар кризиса, если у тебя не нефтеразведка или металлопрокатный завод, закрой, пожалуйста, дверь с той стороны поплотнее».

Тогда я пошла в банк и получила кредит. Под много процентов годовых. Потому что кризис. Мы купили первую вязальную машину.

4

Всегда изучать что-то новое

Глядя на ролики на Youtube я думала: вот оно, спасение. Все так быстро и легко, какая производительность! На деле оказалось совсем нелегко.

Во-первых, вопреки заверениям продавца, машинка в автоматическом режиме умеет вязать только ровное полотно. Никаких тебе рисунков, кос и аранов, никакого яркого жаккарда. Если надо — берем деккеры (специальные палочки с ушками для захвата петель) и вручную переносим петли. Быстрее вязать с деккерами или вручную на спицах — тот еще вопрос. В общем, стало понятно, что нужна машинка посерьезнее. И это дополнительные расходы.

Контент недоступен

Во-вторых, освоить даже самую простую машинку — это то еще высшее образование. У меня есть темное и смазанное фото, которое сделал муж на память: я сижу на полу около машинки, обхватив голову руками, и плачу. Счет — вязальная машина против Юли — 2:0.

Но постепенно я добилась своего. Набрала штат — вязальщицы, закройщицы, купила дополнительное оборудование. Сама фотографировала, делала сайт, развивала соцсети. Дело пошло. Мне удалось его автоматизировать — заставить работать с моим минимальным контролем и присутствием.

Когда бизнес достиг определенных показателей, я начала помогать другим продавать в соцсетях и выстраивать маркетинговую стратегию. Сначала бесплатно, потом становилась ментором за деньги.

5

Тратить на бизнес все свое время

Благодаря моим образованиям — «PR и Реклама», «Интернет-маркетолог» — я хорошо разбиралась в том, чему учила. К тому же у меня был практический опыт в бизнесе, а он стоит дороже, чем любые корочки дипломов. И я написала свой курс, занялась попутно обучением. Мне хотелось новых и новых высот. Я проходила повышение квалификации каждые два месяца. Я даже выигрывала тендеры на ведение соцсетей и бизнес-тренерство.

Где-то в промежутках между организацией производства и написанием курса я подарила этому миру маленького человека. У нас было три недели декрета. Три недели, наполненные безмятежным счастьем, друг другом, теми самыми чистотой, свежестью и домашними обедами. Тем, ради чего я уходила с работы.

Контент недоступен

Конечно, декрет — это не совсем про меня, поэтому с ребенком на руках я вернулась к работе. Там без меня уже не справлялись. Никто не мог так, как я, писать про наши товары, общаться с клиентами, делать продажи. Такое ощущение, что они делали чехлы на танк, а не свитера на женщин.

Пока ребенок был маленьким, с ним было удобно и хорошо. А потом случилось неизбежное развитие, и он пошел. Как нормального мальчишку его очень интересовали механизмы вязальных машин. Он тянул туда нежные пальчики, вызывая у меня нервный тик.

6

Забыть про отдых и семью

И я начала делегировать. Своего ребенка. Няням, бабушкам, детскому саду.

Я воспитывала менеджеров, водила их на «развивашечки» — повышение квалификации. Писала всем должностные инструкции, пока кто-то лепил с моим ребенком пластилиновых собачек.

Я говорила, что очень важно, чтобы у ребенка перед глазами был хороший достойный пример. Мать-достигатор. Чтобы в доме были деньги. Чтобы можно было взять и слетать с ребенком в отпуск. Чтобы хватило денег завести второго ребенка. Я попробовала забеременеть еще раз, а потом еще и еще. Все заканчивалось печально.

А потом мы поругались с мужем. «Ты зарабатываешь, чтобы слетать в отпуск с ребенком. Сколько раз ты туда с ним летала?» Да нисколько! И это была сущая правда. Моя работа, клиенты и менеджеры, напоминавшие желторотых птенцов, просто меня не отпускали.

7

Наконец расставить приоритеты

И я поняла — сейчас или никогда. Взяла ребенка и уехала в Турцию на две недели. Первый отпуск за четыре года впахивания без выходных и праздников. Держала связь с мужем, отсылала фото, рассказывала об успехах сына.

Мы объехали с Сашей на машине всю Турцию, проводили вместе 24 часа. Неожиданно в той поездке он начал много и четко разговаривать. Я почувствовала себя настоящей хорошей мамой. И подумала: «Надо почаще так летать».

Контент недоступен

Значит, надо больше денег. Сделаю-ка я маркетинговое агентство. Обучу менеджеров, наберу клиентов.

Через четыре месяца жизни агентства я снова лежала на нерасправленном диване. К груди был прикреплен суточный кардиомонитор. Я думала: «Надо встать и постирать всей семье белье. Завтра пойдем все в грязном или вообще без него».

У меня разрывался телефон. Клиенты маркетингового агентства звонили лично мне, а не прикрепленным к ним менеджерам, и кричали так, словно у них сгорел дом или украли ребенка: «Почему розыгрыш проведен на 10 минут позже и блогер еще не согласовал пост?!»

Ребенок вытирал с моего лица слезы и говорил: «Мама, не лаботай так, поехали в Тулцию, ты устала». Под смешки конкурентов я с превеликим удовольствием закрыла агентство, оставив только тренинги, и сократила часть производства.

Только когда я оказалась на больничной койке, ко мне постучалось осознание, что главное для ребенка — чтобы мама была рядом. Главное для мужа — чтобы в семье были все здоровы и счастливы.

А главное для меня — найти баланс между семьей и работой. Пожалуй, этим я и займусь в ближайшее время.