В Третьяковской галерее проходит выставка Василия Верещагина — художника, картина которого «Апофеоз войны» с горой человеческих черепов стала символом пацифизма. Отголоски этого полотна можно встретить повсюду, от учебников истории до фильма «Выживший» Алехандро Иньярриту. Посмотреть ретроспективу Верещагина можно до середины июля, и молодая мама, искусствовед, основатель Школы популярного искусства @op_pop_art Анастасия Постригай советует взять с собой детей. И рассказать, чему можно поучиться у одного из лучших русских художников. Спойлер: ничему плохому.
Принимать решения самостоятельно
Родители Верещагина настаивали на военном образовании. Они верили, что погоны распахнут перед ним двери любого дома, а от карьеры художника не ждали ничего хорошего. Верещагин же с детства мечтал рисовать, но против родительской воли не пошел. В мудрости художнику не откажешь: сначала он выучился на военного, а потом подал документы в Академию художеств. В итоге преуспел и на боевом поприще (и даже получил орден), и на живописном.
Работать с душой
Верещагин вырос не только бравым военным и славным художником, но и трудоголиком. Работа за мольбертом была его жизнью. Идеи будущих картин овладевали им, заставляя снова и снова возвращаться на то место, где был задуман сюжет. Он мыслил широко и рисовал масштабно, сериями из нескольких картин. И расстраивался, если кто-то покупал полотна по отдельности. Поэтому Павлу Третьякову пришлось выложить внушительную сумму за полный цикл «Варвары», хотя поначалу он планировал приобрести лишь «Апофеоз войны» (сейчас это полотно открывает ретроспективу в Третьяковской галерее).
Быть смелым
Верещагин не просто писал военные сцены — он и сам был на передовой. Потом этот грязный, мучительный, кровопролитный опыт становился картинами. И это сильно раздражало публику в мирном Петербурге: мол, почему такой хороший художник так плохо нахваливает русское оружие? Вместо этого Верещагин писал обратную сторону войны, где предатели встречаются не реже героев, а за каждой победой стоит смерть. Но разве можно быть на войне, рисовать войну и при этом оставаться пацифистом? Пожалуй, да, если тебе достает смелости. Как Верещагину.
Жить в движении
Ему никогда не сиделось на месте. Если он не воевал — он путешествовал. Средняя Азия, Китай, Сирия, Палестина, Балканы, Крым, Филиппины, Куба — все это лишь малая часть верещагинской географии. Художник два года провел на Тибете, вдоль и поперек исследовал Индию, в США его принимал президент Теодор Рузвельт, а живопись Верещагина поразила всю Европу, от Вены до Лондона. Даже смерть нашла его далеко от дома: художник взорвался на броненосце во время русско-японской войны. Говорят, в этот страшный момент с ним было главное оружие — кисти, краски и мольберт.
Не гнаться за славой
Его военные заслуги отмечали медалями. Ему были рады во всех городах и странах, куда он привозил свои полотна. Он мог стать первым в истории лауреатом Нобелевской премии мира. Но, кажется, Верещагин по-настоящему хотел лишь одного: чтобы войны больше никогда не было. И больше никому не пришлось бы рисовать гору черепов.