Несмотря на то что понятие «мотивация» прочно вошло в обиход, психологи и социологи так до конца и не пришли к общему определению этого явления. Но большая часть ученых определяет мотивацию как ряд внутренних факторов и внешних стимулов, которые побуждают человека действовать. Есть мотивация внешняя и внутренняя, положительная и отрицательная, устойчивая и неустойчивая...
Мы же просто хотим понять, существует ли мотивация, которая не работает. Разобраться в этом вопросе нам поможет Анна Всехсвятская, эксперт по женскому тайм-менеджменту, создательница Академии «Время в порядке».
На самом деле я не знаю мотивации, которая сама по себе не работает. Все люди разные, и у каждого из нас свои ключики. Мотивация у мужчин и женщин отличается, так же как и у «исполнителей» и «лидеров». Для начала нужно определить тип личности, среду обитания человека, круг его интересов.
А еще важно, для какой цели нужно получить этот запал.
Есть мотивация длительного действия: ровная, сильная, которую не перебьешь ни перепадами настроения, ни капризами природы, ни курсом валют. А есть краткосрочная мотивация. Она воодушевляет в процессе, но не приносит ничего после. Она приходит и уходит, не оставляя следов. У такой мотивации быстрый эффект выгорания, и она, на мой взгляд, самая нездоровая.
Плюс может сильно подвести, если сделать ставку на долгий путь к серьезной цели. В этом случае рискуете впасть в прокрастинацию посреди дороги, либо в момент достижения почувствовать зияющую пустоту внутри. Вот об этой мотивации и поговорим.
Деньги
Первая разновидность подобной мотивации — деньги. Когда человек ставит перед собой денежную планку и считает, что это прекрасный стимул действовать.
Да, для многих деньги — работающий мотиватор, не спорю. Но в 9 случаях из 10 это хорошая краткосрочная, но плохая долгосрочная мотивация. Тем более если за желанием получить деньги ничего не стоит — никаких ценностей, дополнительных бонусов в виде хорошего отношения, проявления творчества и развития.
В таком случае не наполняешься ничем глубоким и значимым, а просто становишься роботом, продающим время за деньги. Есть тысячи примеров выгорания, когда люди уходят с высокооплачиваемой работы, понимая, что не получают ничего, кроме денег. Которые, кстати, часто даже и потратить некогда.
Бессмысленное соревнование
Второе — это желание кому-то что-то доказать. Я круче, чем Света, я могу не хуже, чем Маша... Вместо того чтобы заботиться о собственном развитии, профессиональном росте, улучшении собственных отношений, ты думаешь о том, как бы не упасть в грязь лицом и показать мифической Маше, что тоже чего-то стоишь.
Это говорит об ущемленной самооценке и сильной неуверенности в себе. Получается, что ты сфокусирована не на движении вперед, не на развитии, а на том, чтобы посоревноваться с невидимой Машей.
Придумываешь сценарии того, как она будет реагировать на твои достижения или негодовать, когда обойдешь ее на воображаемой финишной прямой...
Это отнимает уйму сил и не дает сконцентрироваться на реальном достижении цели. А если в голове «живет» не одна Маша, а целый театр воображаемых соперников? Представляешь, как рассеивается внимание и падает сосредоточенность на своих задачах?
Даже если «уделать» Машу хочется больше, чем добиться своего, то рискуешь сильно разочароваться, придя к финишу. Потому что окажется, что Маше и дела нет до твоих усилий и каких-то соревнований. А поскольку твоя цель в большей степени — доказать что-то кому-то, а не получить результат, то и равнодушие со стороны воображаемого соперника может весьма огорчить и обмануть ожидания.
Чужие амбиции
Еще один вид нездоровой мотивации — желание удовлетворить чьи-то амбиции относительно тебя. Пример — подросток идет учиться на ту специальность, которую ему рекомендуют родители. Аргументы у старшего поколения, как правило, железные: «У меня не получилось, получится у тебя». Или: «Я точно знаю, что так для тебя будет лучше». И молодой человек или девушка идут на поводу требований родителей, имея в запасе только одно желание сделать так, чтобы родители обрадовались, или, наоборот, отстали.
Как думаешь, хватит ли подобной мотивации, чтобы заниматься несколько лет тем, к чему не лежит душа?
Получается, вместо того чтобы искать свои истинные цели и прислушиваться к собственным желаниям, человек изо всех сил стремится удовлетворить нереализованные амбиции близких. Только представь, что будет, если их желания относительно тебя изменятся или рядом с тобой окажется новый авторитет со своими требованиями...
Нет, эта мотивация не годится для длительного и серьезного пути к собственным целям.
Желание впечатлить кого-то
Ну и совсем нездоровая мотивация — это «понты». Когда хочется не сравнивать себя с кем-то, не реализовать чьи-то амбиции, а просто произвести впечатление.
Крутизна может быть продемонстрирована чем угодно — модной сумкой, поездкой на мегапопулярный курорт, какой-то высокой должностью... По факту эта внешняя атрибутика часто совершенно не отвечает ценностям и истинным желаниям. И сумка оказывается ни к селу, ни к городу, и поездке на переполненные курорты ты бы на самом деле предпочла неделю в маленьком шале в горах.
Когда мотивируют не ценности, а желание пустить пыль в глаза и выставить напоказ какое-то крутое мегадостижение, это обычно не приводит ни к чему хорошему на длинных дистанциях.
Для достижения серьезных результатов и ровного сильного движения на протяжении всего пути к мечте понадобится другая мотивация — внутренняя. Та, которая строится на понимании своих ценностей, их балансе и наличии правильно поставленной цели.