Как промотать целое состояние, если ты — Рембрандт

Рембрандта признали гением еще при жизни, а за его полотна уже тогда, в XVII веке, платили немало. Но он умудрился растратить свое состояние и остаться бедняком.

C каждым столетием творчество мастера только дорожает. Вот и американские коллекционеры Томас и Дебора Каплан за каждую из 12 картин Рембрандта, которые сейчас показывают в Пушкинском музее, наверняка выложили кругленькую сумму. При этом сам живописец был и бедным, и богатым, и снова бедным. А как он умудрился промотать все свое состояние, рассказывает искусствовед, основатель Школы популярного искусства @op_pop_art Анастасия Постригай.

Рембрандт не родился богачом, хотя и бедной его семью не назовешь. Но все же по-настоящему большие деньги у сына лейденского мельника (Лейден — городок в Южной Голландии) появились благодаря таланту и удачной женитьбе. В 1632 году Рембрандт Ван Рейн, 26 лет от роду, переехал в Амстердам. Художественная карьера быстро пошла в гору, а за ней подоспело и семейное счастье в лице очаровательной Саскии. Юная скромница приехала в столицу погостить у родных и в доме у кузена повстречала его — молодого преуспевающего художника, повелителя света и теней в живописи. Кузен Саскии был арт-дилером, торговал антиквариатом и картинами местных художников. Он-то и научил Рембрандта настолько безбожно задирать цены, что к моменту женитьбы в 1634 году художник забыл, что такое бедность. К тому же и приданое невесты стало приятным бонусом. Впрочем, остаться богачом у Рембрандта не было никаких шансов. И вот почему.

Автопортреты Рембрандта
Автопортреты Рембрандта

Дорогие подарки

Рембрандт обожал Саскию. А лучшим способом выразить любовь к женщине уже тогда были подарки. Художник неровно дышал к красивым, дорогим и старинным вещам и щедро одаривал ими молодую жену. Саския постоянно получала от мужа драгоценности и роскошные безделушки, а Рембрандт наслаждался, одевая ее в шикарные ткани и тончайшие кружева.

Долги

«А у кого их нет!» — скажет всякий. Вот и у Рембрандта были. В первые годы брака его дела шли хорошо, но ради покупки роскошного дома художник все равно влез в долги. Рембрандт оформил что-то вроде ипотеки: благо услуги живописца пользовались большим спросом, и кредитовали его легко и даже с удовольствием.

Контент недоступен

Рембрандт мечтал о семейном гнездышке, но дети, которых рожала Саския, умирали младенцами, да и сама она скончалась, не дожив до тридцати. В опустевшем доме, долг за который еще висел, Рембрандт остался с маленьким сыном Титусом и его нянькой Гертье Диркс.

Страсть к антиквариату

Дружба, а потом и родство с арт-дилером губительно сказались на семейном бюджете Рембрандта и Саскии. С легкой руки жениного кузена художник открыл для себя роскошный мир аукционов и с тех пор спускал космические суммы на предметы старины. Он мог купить разом 50 гравюр или коробку причудливых морских раковин из дома русского купца. На торгах Рембрандт вел себя вызывающе, неприлично соря деньгами. По словам художника, так он повышал престиж своей профессии. Все купленное Рембрандт свозил к себе домой, в тот самый особняк. Этот элегантный дом в богатом квартале до потолка был забит шедеврами, и мало кто мог догадаться, что Рембрандту до конца дней предстояло расплачиваться за эту недвижимость.

Рембрандт «Самсон, загадывающий загадку за свадебным столом»
Рембрандт «Самсон, загадывающий загадку за свадебным столом»

Немудрено, что в 50 лет Рембрандт оказался банкротом. Кредиторы один за другим стали требовать у вышедшего из моды художника вернуть долги. Рембрандту платить было нечем — все ушло в драгоценности, антиквариат и предметы искусства. Его страсть к покупкам на аукционах оказалась губительной: художника выселили из особняка, где сегодня находится музей Рембрандта, а всю его богатейшую коллекцию описали. Художник оказался в бедности, выбраться из которой ему уже не удалось. Но нам, горячим поклонникам его гения, грустить не с руки: после финансового краха Рембрандт написал лучшие свои картины. Некоторые из них вошли в ту дюжину, что до 22 июля показывают в Пушкинском музее на выставке «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции».