Уловка маркетологов No1: Выгодная цена
На что ловят: распродажа, ликвидация, акция, черная пятница, эффект приманки и многое другое.
В чем подвох. Закон распродажи прост, если цена резко упала, значит, на днях ее резко повысили. Это позволяет произвести впечатление на покупателей, которые уверены, что приобретают супервыгодный товар, по счастливой случайности доставшийся им за полцены. Дальше больше: если на какой-то продукт цена упала, то на соседней полке ценник может значительно возрасти, компенсируя предыдущую уступку. Если тональник стал дешевле, то не исключено, что пудра, которая идеально с ним сочетается, подорожает. Тебя могут посадить на «якорь» — еще одна уловка. Привлекательная цена, к примеру, 999 рублей, может быть написана рядом с перечеркнутыми 2999, но вот такой цены никогда не существовало. Процент экономии бросается в глаза, вот только процент этот фейковый.
Как не попасться на крючок. В первую очередь читай внимательно всю информацию на ценнике. Часто оказывается, что скидка действительна лишь для владельцев карты, а полупрозрачными циферками размером с бусину написана реальная цена товара. К тому же округляй число всегда в большую сторону 1999 — это все же 2000, а не 1000 с чем-то. Возьми в магазин определенную сумму денег, которую ты намерена потратить, и не бери больше, оставь дома и банковские карты. И помни, если вещь дешево стоит — это не значит, что тебе нужно ее купить. Иногда не купить ничего — единственный правильный выход.
Уловка No2: Просто подарок
На что ловят: безделушки в подарок при покупке на конкретную сумму, подарочные карты, подарочные наборы.
В чем подвох. Подарки — это всегда приятно, даже если за них нам приходится платить и переплачивать. Купить косметику на сумму свыше 3000 рублей и получить в подарок косметичку, на первый взгляд поступок логичный. И косметику приобрела, и подарок получила. Вот только нужно ли тебе было столько косметики и именно этого бренда?
Как не попасться на крючок. Подумай, сколько ты переплачиваешь за обыкновенную вещь, в которой у тебя не было необходимости, и взвесь все «за» и «против», ответ не заставит долго ждать.
Уловка No 3: Волшебная атмосфера
На что ловят: свет, музыка, запах.
В чем подвох. Свет, музыка и аромат — основные составляющие внешней стороны маркетинга. Ведь именно они отвечают за первое впечатление, которое не только обманчиво, но и устойчиво. В дорогих бутиках свет приглушен, а яркое сияние оказывается в районе редких и ценных моделей. Рассеянный свет расслабляет покупателя, настраивает на долгий и приятный выбор, выгодно подсвечиваются представленные модели. В примерочных освещение также часто приглушенное, чтобы скрыть недостатки вещей и внешности покупателя. Намеренно искажают зеркала: верхняя часть остается прежней, а вот ноги становятся стройнее, а лишние килограммы исчезают.
Музыкальное сопровождение напрямую связано с темпом покупателей и зависит от времени суток. Если в магазине много народа, то выбор падает на энергичную музыку, чтобы ускорить покупателей и помочь им сделать быстрые и необдуманные покупки. Если людей в магазине мало, то композиции становятся медленнее, люди расслабляются и гуляют по магазину в свое удовольствие, выбирая то, в чем раньше не нуждались.
Аромат стал основой целого направления под названием аромамаркетинг. Запах — отличный помощник в продвижении товара. Наслаждаясь ароматами, человек проводит в магазине на 20% больше времени, а запах свежей выпечки, кофе и шоколада улучшает продажи на 15%.
Как не попасться на крючок. Перекуси перед шопингом и выпей кофе дома, тогда аромат кофеен и закусочных не будет отвлекать тебя и соблазнять на лишние расходы.
Уловка No4: Упаковано со вкусом
На что ловят: красивые баночки, яркий дизайн.
В чем подвох. Чем ярче и привлекательнее упаковка товара, тем больше вероятности, что человек прикоснется и изучит подробнее. А люди, как известно, не любят лишаться того, что им понравилось и побывало у них в руках. Такой прием сегодня используется при продаже японской и корейской продукции. Милый дизайн масок для лица, кремов для рук, красиво оформленной канцелярии и прочих безделиц заставляет покупателей забыть о Вселенной и часами рассматривать вещи.
Как не попасться на крючок. Помни, что пользоваться тебе придется тем, что внутри, а не красочной упаковкой. Читай состав, производство, условия хранения и прочую информацию, прежде чем купить красивый и привлекательный внешне продукт. Если это косметика, то обрати внимание на тестер, проверь текстуру и аромат.
Уловка No5: Персональный консультант
На что ловят: консультант использует точно такой же продукт в повседневной жизни, дополнительные предложения, чувство долга.
В чем подвох. Сегодня существуют определенные приемы, достаточно банальные, но действенные, которые позволяют быстро войти в доверие к покупателю и ненавязчиво убедить его купить и то, и другое, и даже без чека. Самый популярный из них состоит всего из трех глаголов «Чувствую. Казалось. Понял». В разговоре консультант наверняка употребит эти слова: «Я раньше тоже думал, что эта серия мне не подходит. Но потом попробовал, и оказалось, что это очень удобно и выгодно», — ну или что-то наподобие. Главное, что он с тобой на одной волне. Это может выражаться и в темпе речи, и в тембре голоса, и даже в позе и его движениях. Ты и сама не заметишь, как он станет твоим лучшим другом и советчиком. Прием называется «психологическая подстройка». К тому же уже после твоего решения купить что-то, он предложит еще массу дополнительных вещей, о которых ты даже не задумывалась: к туфлям — средства по уходу за обувью, например, к очкам — дополнительный чехол.
Ну и в конце концов, если консультант был с тобой особенно вежливым и учтивым, то отказать ему в какой-нибудь мелочи у тебя просто не хватит сил. Сравни с чаевыми, которые ты оставляешь в кафе или ресторане, схема похожа.
Как не попасться на крючок. Не реагируй на приемы продавцов-консультантов и думай о том, чего хочешь сама. Если решила не брать товар, то ты не должна объяснять причину или оправдываться, опытный продавец сразу превратит это в аргумент «за» и только «за».
Уловка No6: Психология потребления
На что ловят: ассоциация, комплекс неполноценности, советы звезд, «я тоже» эффект, лимитированный выпуск.
В чем подвох. Ностальгия и тяга к прекрасному часто заставляют нас покупать товар не за его качества, а за презентацию. Так мороженое с пометкой «Сделано в СССР» купят охотнее, чем просто произведенное местным агрокомплексом. Люди тянутся к натуральности и естественности, чем часто пользуются производители косметики и одежды.
А вот прием «комплекс неполноценности» — довольно неприятный удар, который мы позволяем наносить себе сплошь и рядом. Разве можно быть полноценной личностью без этого телефона, этого платья и этой косметики? У тебя непременно недостаточно гладкая кожа, густые волосы и длинные ресницы. Но товары определенных брендов обязательно сделают из тебя человека. Звучит как издевательство, но работает и, нужно сказать, эффективно. Прекрасно действуют и советы звезд из рекламы, и «я тоже» эффект. Когда под постами бьюти-блогера появляются миллионы лайков и репостов, люди так или иначе хотят попробовать новый продукт, а если он еще и лимитирован, то за эксклюзивный товар можно и переплатить: «У нее такой есть, я тоже хочу!»
Как не попасться на крючок. При выборе товара постарайся забыть о рекламных шаблонах и образах, засевших в подсознании. Выбирай товар в зависимости от его качества и характеристики, а не от названия бренда или хорошей рекламы. Возьми с собой незаинтересованного партнера — с подругой шанс спустить все деньги слишком велик, а вот с молодым человеком или супругом шопинг выйдет быстрым и вполне конкретным.
Если во время покупок ты все же осталась наедине со своими желаниями и эмоциями, то накануне расставания с финансами подумай, на что ты потратила бы эти деньги, если бы не лучшее в мире коктейльное платье? Может, записаться на курсы или скопить на отдых? Может, оно того и не стоит.
Если ты дочитала до конца, то вот тебе еще немного «разминки для ума»: как нас обманывают звезды, удаляя свои аккаунты из соцсетей, зачем люди покупают брендовые пакеты (без вещей), и как обмануть природу и с помощью стрижки сделать лицо худее.