«Наш театр работает не ради искусства»: история девушки, которая создала театр для людей с синдромом Дауна

Маргарита Ребецкая — автор идеи и руководитель инклюзивного кино-театрального проекта «ВзаимоДействие», места, в котором играют люди с синдромом Дауна. В нашем материале рассказываем, как девушка создавала проект, и как он изменил не только ее жизнь, но и жизнь участников театра.

Девочка с мечтой

Я артистка балета. Танцую в ансамбле Игоря Моисеева. В определенный период жизни мне захотелось побыть волонтером. Попробовать свои силы в социальных проектах. Я познакомилась с директором театра «Открытое искусство» — это театр, где люди с синдромом Дауна участвуют в спектаклях.

Контент недоступен

Там начинала как волонтер: помогала с постановками танцевальных номеров, впервые поставила спектакль «История одной Золушки». Он попал в лонг-лист «Золотой маски». Мы получили много положительных отзывов про этот спектакль. Я очень вдохновилась и поняла, насколько это круто, участвовать в подобных шоу и при этом помогать ребятам с синдромом Дауна.

Тогда я начала мечтать о собственном подобном театре, который будет часто гастролировать, покорять публику и менять мир к лучшему. Так появился проект «ВзаимоДействие».

Кинотеатральный проект

В начале думала заниматься только спектаклями, но потом я встретила кинорежиссера Юлю Сапонову и продюсера Олесю Овчинникову, они захотели снимать фильмы при участии людей с особенностями. Мы познакомились и поняли, что нужно объединиться — проект «ВзаимоДействие» стал кинотеатральным.

У нас абсолютно равноценные части: и кино, и театр. Кино — это социальные ролики, большой документальный фильм «Съесть слона», сейчас готовится серия роликов в формате виртуальной реальности. Кроме кино, в нашем репертуаре театральные постановки. Мы существуем уже три года.

О сложностях

Организовать свой театр мне помог мой опыт артистки балета, то есть я понимала, как собрать людей, как организовать процесс. Проблемы были с поиском площадки для репетиций. Мы долго искали зал, рассматривали разные варианты. В итоге нам навстречу пошел центр «Открытый мир», который предоставил помещение.

Контент недоступен

Ребят мы собрали очень быстро. По сути, по сарафанному радио, потому что большинство из них подопечные одних и тех же фондов. Мы дали какой-то анонс, а они откликнулись. Собралась команда.

Поначалу все педагоги в театре работали бесплатно. Я искала людей, близких мне по духу и при этом профессионалов, ну и которые могли бы позволить себе участвовать в проекте без коммерческой составляющей.

Сейчас у нас есть возможность кому-то заплатить, но понятно, что это не рыночная цена. Правда, к нам в театр приходят люди совсем не за денежным вознаграждением. Хотя я не считаю, что все должны работать в благотворительном проекте только бесплатно. Наоборот, люди, которые работают в социальных проектах, должны получать больше. Ведь чем более высококвалифицированные специалисты будут этим заниматься, тем лучше эффект — быстрее будут решаться все проблемы.

О переменах и трансформации

Изначально «ВзаимоДействие» был безумным авантюрным проектом, который поддержали мои друзья. Но за эти три года и благодаря опыту, и благодаря образовательным программам, в которых мы участвовали, произошла глобальная трансформация: наконец-то мы стали реально рабочей организацией, которая подчиняется системе, ищет возможности партнерства.

Изменились и ребята. У нас есть актриса Мария — это человек, который всегда боится сделать первый шаг. То есть у девочки есть какая-то задача, она очень хочет ее сделать, но у нее просто жуткий ступор. Собственно, мы и фильм документальный про это сделали, он называется «Съесть слона».

Во время участия в театральных спектаклях характер Маши поменялся. Сейчас она у нас одна из лучших актрис. Больше всего снимается в видеороликах. В спектаклях она очень уверенная, бойкая, выразительная. Вот это крутая трансформация.

Вообще все актеры сильно изменились за эти три года. То, какой труппа была в начале, и то, какая она сейчас — просто небо и земля. Вчера я смотрела спектакль и понимала, что все ребята осознанные, спокойные, они понимают, что такое сцена, понимают, что значит быть выразительными на сцене. Действительно, очень хороший результат.

Об участниках

Контент недоступен

В театре заняты именно люди с синдромом Дауна. Но у нас есть, например, молодой человек с аутизмом. При этом с ребятами играют и люди без особенностей — профессиональные актеры. Сейчас, например, мы поставили спектакль «Безграничные диалоги» в Новом Пространстве Театра Наций, и там наши актеры играют вместе с актерами «Театра Наций».

У нас постоянная актерская база. К нам в принципе хотят прийти еще ребята, но мы не можем позволить себе кого-то взять (за редким исключением), потому что у нас ограниченые ресурсы, а очень хочется делать качественные постановки. Если людей очень много, работать сложно — необходимо разбиваться по группам. Нужно больше педагогов, больше залов, больше времени.

О репетициях и скованности ребят

У нас есть несколько людей в команде с психологическим образованием, но, по сути, не было никогда такой задачи — привлекать специалистов, потому что мы в принципе достаточно быстро нашли с ребятами общий язык.

Грань между обычными людьми и людьми с синдромом Дауна стирается довольно быстро. Что касается их психоэмоционального состояния, то я замечала, они иногда приходят очень сильно зажатыми на занятия, видно, что у них социальная жизнь совершенно не налажена: ребята не знают, как общаться, не знают, как встраиваться в творческий процесс.

Контент недоступен

Большинство из них скованы. Но опять же в процессе творческого взаимодействия они очень быстро раскрываются, и сейчас я вижу колоссальную разницу между ребятами, которые давно в проекте, и новенькими. Разница в плане общения, понимания каких-то границ, понимания, что такое профессия в целом.

Мы репетируем три раза в неделю: от двух до четырех часов. Бывают более интенсивные периоды перед спектаклями. Но редко. Мы стараемся актеров не перегружать, потому что не у всех идеальное здоровье. Четыре раза в неделю — это максимум.

Участники трупы — в основном ребята 20—25 лет. Есть девочка, которой 14 лет, и есть девушка, которой за 40.

Об отношении окружающих

Когда мы выпустили ролик «Быть вместе», он за неделю набрал 600 000 просмотров, стал вирусным, а люди писали такие фразы, которые для нас были идеальными. Они писали что-то вроде «У меня перевернулось сознание», «Они могут все» и т.п. На эти отзывы мы ориентируемся до сих пор.

Контент недоступен

Недавно наши ребята ездили в Доху и участвовали в перфомансе на мероприятии Натальи Водяновой. До этого у нее не было событий такого формата. Нужно было сделать так, чтобы участие наших актеров не выглядело спекуляцией. Мы настояли на том, чтобы один из главных героев, у которого было альтер-эго в виде ангела, чтобы им как раз стал наш актер с синдромом Дауна — Стас. Он справился с ролью на «отлично» и танцевал в дуэте с Сергеем Полуниным. Это выглядело невероятно.

О спектаклях

Наш театр не только искусство. На первом месте стоят социальные задачи: нам необычайно важно зрительское восприятие, перед каждым спектаклем стоит цель стать произведением искусства, которое будет способствовать более полному и глубокому принятию обществом  людей с особенностями.  

Например, в спектакле  «Хочу быть как» трансформация происходит от показа к показу. Первый раз, когда мы его сделали, с точки зрения искусства, спектакль был очень интересным. Но с точки зрения какой-то эмпатии и понимания была недоработка. Мы это почувствовали и стали уводить спектакль в другую сторону.

Изначально была идея сделать спектакль о том, как быть кем-то другим, кем-то большим, мы там размышляли о супергероях, о сверхлюдях, о сверхспособностях. В процессе идея сильно трансформировалась. Сейчас это история об ожидании счастья. О том, что сам процесс ожидания может быть лучше, чем конечная цель. О том, что счастье может быть в разном. О том, как быть счастливым.