Как живет 39-летняя мать-одиночка, которая обожает водить автобусы

Эстонка Марит ломает не только маскулинные, но и феминистские шаблоны о том, кем и как должна работать женщина.

Марит Миксон работает project-менеджером в эстонской IT-компании. А в свободное время возит людей на ретроавтобусах. Марит рассказала, почему не чувствует дискриминации со стороны мужчин-водителей, как поняла, что ее любимый автобус — девочка, и почему она, 39-летняя мать-одиночка с двумя работами, счастлива.

Как живет 39-летняя мать-одиночка, которая обожает водить автобусы

— Насколько я понимаю, женщин — водителей автобусов не так уж много? И ты часто привлекаешь внимание на дороге?

— Я бы так не сказала. Когда я езжу, вижу и других водителей женщин, так что это не так необычно.

— А от других водителей, водителей мужчин, слышишь какие-то неприятные для себя высказывания?

— Нет.

— Может, кто-то говорит что-то вроде «ну это работа не для девочки» или что-то в этом роде?

— Нет, наша компания — это как семья. И я получаю только поддержку, никакого негатива.

— Часто пассажиры спрашивают тебя, почему ты решила водить большие машины?

— Практически каждый раз.

— Какой самый распространенный вопрос?

Content image for: 510330

— «Насколько сложно крутить этот руль и приходится ли заниматься для этого спортом?»

— То есть ты все-таки привлекаешь внимание. Тебе нравится это или ты чувствуешь, что женщина за рулем — это нормально и нечего тут пялиться?

— Мне все равно. Мне просто нравится чувствовать себя за рулем автобуса.

Читайте также
Как 40-летняя мама двоих детей проехала 5600 км по пустыне на мотоцикле
Как 40-летняя мама двоих детей проехала 5600 км по пустыне на мотоцикле
40 лет, двое детей, два высших образования. Москвичка Анастасия Нифонтова — первая в истории женщина, прошедшая ралли «Дакар» без техподдержки. В 2019 году она к тому же единственная мотогонщица, участвующая в чемпионате мира по ралли-рейдам.

— И это внимание тебя не отвлекает от этого чувства?

— Нет, потому что это весело. Они машут и улыбаются, и я делаю людей счастливыми. Так что это весело.

— Мы проговорили уже минут 10, и я все еще не понимаю, почему ты решила водить автобус. Это весело, это страсть, что еще? Может, твой отец водил автобусы? Твой парень? Твоя девушка?

— Нет-нет-нет. Страсть к машинам у меня с тех пор, когда я еще была молодой. Я ездила на машинах, чинила свои машины. А потом у меня появилось несколько очень близких друзей, которым нравятся старые, винтажные машины, в том числе российские старые машины. И так я каким-то образом стала интересоваться сначала обычными винтажными машинами, а потом большими старыми автобусами. И это подтолкнуло меня к тому, чтобы получить лицензию на вождение автобуса.

К тому моменту у меня уже — о, какая я старая! — обычные права были 20 лет. А на автобусах я начала ездить только в прошлом году. Это так, летняя работа.

Content image for: 510330

— Как проходит твой обычный рабочий день на летней работе? Ты чинишь, водишь?

— К сожалению, у меня нет возможности чинить их. Я могла бы это делать, но мне не нужно, потому что есть автобусный парк.

Все мои поездки согласовываются заранее. Мне звонят, иногда за месяц, иногда за день. Потому что винтажные автобусы не ездят по линиям. Только по заказам. Я приезжаю на работу — у меня Mitsubishi, она не винтажная, больше спортивная — приезжаю и пересаживаюсь в автобус, все проверяю и отправляюсь в дорогу. Когда я возвращаюсь, снова все проверяю, мою автобус, если надо.

— Даешь пять другим водителям?

— Конечно!

Читайте также
Как россиянка работает медсестрой-гериатром в Бельгии: один день из жизни
Как россиянка работает медсестрой-гериатром в Бельгии: один день из жизни
Наш автор Вера Татаринова рассказывает о том, как переехала в Бельгию и получила специальность, которая позволяет профессионально заботиться о пожилых людях.

— У вас есть маленькая столовая, где вы сидите вечером и обсуждаете пассажиров?

— Мммм… нет, я там не сижу, потому что я нечасто езжу. Но я делаю это так часто, как могу. На всех автобусах, на которых получается, потому что они все роскошные. Они вызывают у меня очень сильные эмоции.

— У тебя есть любимые?

— Этот автобус (немецкая Satra S6 1962 года. — Прим. ред). Я стараюсь его в основном водить летом. И если кто-то заказывает поездку на нем, я первая, кому звонят.

— Это та самая Satra? Между вами какие-то особенные отношения?

— Мы очень друг другу подходим. У нее цвета прекрасные, она прекрасно рулится и очень уютная, комфортабельная. Всего у нас 14 ретроавтобусов, я ездила на половине. Я бы сказала, что другие, на которых я ездила, больше мальчики. А эта, я думаю, что это она.

— Русский язык сейчас довольно сильно меняется благодаря феминистскому движению. И в России тебя бы называли не «водителем», а «водительницей» или «водителькой» автобуса. А в случае с твоей Satra еще и «автобуски». Есть ли что-то подобное в эстонском?

— Нет. Я просто bussijuht, и в этом слове нет ничего отражающего, что я женщина.

— Думала ли ты о том, чтобы устроиться сюда на полную ставку, возить людей между городами?

Content image for: 510330

— А я и вожу их не только в Таллине. Такие ретроавтобусы ездят даже в Санкт-Петербург, в Швецию, куда угодно. Думаю, никогда не стоит говорить никогда. Если придет время, когда мне больше нечем будет заняться… Хотя IT — моя вторая страсть, так что я не хочу ее бросать.

— Вторая по значимости?

— Думаю, что это настолько разные вещи, что я бы не стала даже сравнивать их. Мне нравится делать небольшие сайты. Я сделала сайт о наших автобусах, где можно найти все о наших старинных автобусах.

— Какую часть твоего дохода составляет зарплата водителя? Можно ли на это прожить?

— Нет-нет, это страсть.

— У тебя есть постоянная работа, работа на выходных, что-то еще?

— Мне нравится ездить по треку на машине. И на мотоцикле.

— У тебя есть еще и мотоцикл?

— Да, Honda CB1000R. 1000 кубиков (это много. — Прим. ред.) Это обычный, неспортивный, классический мотоцикл, я езжу на нем по городу.

— Есть ли среди всех этих работ и хобби время для семьи?

— У меня есть сын, 9 лет. Я и он — моя семья. Я была замужем, и тогда я также много работала и занималась своим хобби.

— Как ты считаешь, вы развелись из-за того, что ты все время занималась своими увлечениями?

— Нет-нет.

Content image for: 510330

— Этот вопрос я задаю каждому, у кого беру интервью. Есть много способов на него ответить и еще больше способов его задать. И я спрошу так: «Как часто ты чувствуешь себя глупо счастливой?»

— Что значит глупое счастье?

— Нет никакой причины быть счастливой. И ничего вне тебя не должно вызывать счастье. И если ты попробуешь проанализировать, откуда оно, ты не сможешь. Но все равно чувствуешь.

— Мне кажется, мне не нужна никакая причина вне меня, чтобы чувствовать себя счастливой. Я просто чувствую это. Часто.

Фото: Танель Меос (Tanel Meos), Lux Express