Вся ее карьера — череда громких историй и разбирательств. Она каталась в расстегнутых костюмах, ломала коньки во время выступления, получала анонимные угрозы, пропадала во время награждения… Впрочем, это все не главное: основную порцию печальной славы Тоня получила за то, что организовала нападение на соперницу. В 1994 году Нэнси Керриган должны были сломать ногу, чтобы она снялась с чемпионата страны. Между тем Хардинг была очень талантливой фигуристкой: на соревнованиях она исполняла тройной аксель, который и сегодня прыгают единицы. На фигуристку смотри в нашей галерее!
Итак, Тоня родилась в 1970 году в Портленде (штат Орегон) в семье Лавоны и Эла Хардинг. У отца были серьезные проблемы со здоровьем, которые не всегда позволяли ему работать, так что жили они небогато. При этом Эл старался уделять девочке достаточно времени. Например, часто ходил с ней на рыбалку и охоту.
Лавона же была крайне импульсивной женщиной, любившей выпить. По рассказам Тони, в порыве чувств мать часто жестоко обходилась с ней — сама женщина это отрицала. «Она была очень агрессивной. Она била меня… У всех на глазах», — рассказывала Тоня. Еще одна известная история: будто однажды Лавона бросила в девочку нож. В разные годы спортсменка то подтверждала это, то опровергала.
Фигурным катанием девочка занялась рано, едва ей исполнилось три года. В этом увлечении мать ее, как ни странно, очень поддерживала. Чтобы оплачивать тренировки и все необходимое для них, Лавона дни напролет работала официанткой, а еще собирала и сдавала пустые бутылки. Тоня очень любила кататься, да и способности у нее были явные. Уже в 12 лет она чисто исполнила тройной лутц — в то время это считалось хорошим достижением. Первый гонорар за участие в соревнованиях Тоня получила еще в средней школе. Все шло к тому, чтобы фигурное катание стало делом всей ее жизни.
В 1986-м 16-летняя Хардинг впервые приняла участие во взрослом чемпионате США. В 19 лет она добралась наконец до пьедестала, заняв третью ступень. В том же году она взяла золото на этапе Гран-при, Skate America. Логично, что в 1990-м Тоня считалась основной претенденткой на звание чемпионки США. Помешала простуда: спортсменка стала только седьмой. Это Хардинг совершенно не расстроило, потому что для нового сезона у нее был заготовлен мощный козырь. На тренировках она приземляла тройной аксель — один из самых сложных прыжков, когда-либо исполнявшихся женщинами.
И в 1991-м, который стал самым удачным годом в ее карьере, Хардинг удачно выполнила свой первый тройной аксель на соревнованиях — выиграла чемпионат США с оценкой 6,0 за технику. Это был второй случай в истории, когда американские судьи выставили такой балл: до Тони его получала только Дениз Бильманн в 1978-м. Позднее в том же сезоне Хардинг чисто исполняла тройной аксель еще трижды и благодаря этому прыжку завоевала серебро на чемпионате мира.
Однако после этого карьера Хардинг внезапно пошла на спад. В 1992-м фигуристка никак не могла войти в оптимальную форму и не прокатала ни одного старта чисто. Тройной аксель тоже не давался. В итоге на Олимпиаду во французский Альбервиль Тоня поехала только третьим номером сборной. Кроме нее от США выступали Кристи Ямагучи и Нэнси Керриган. В результате Ямагучи стала олимпийской чемпионкой, Керриган взяла бронзу, а Хардинг финишировала только четвертой. Впрочем, сама спортсменка как-то рассказывала, что причиной неудачи стала задержка рейса: будто она слишком поздно прибыла на соревнования, и подготовка на месте получилась смазанной.
Дальше и вовсе стало происходить странное. Ни один старт с участием Хардинг не проходил гладко. Так, в короткой программе на чемпионате США 1993 года она попросила у судей разрешения начать сначала из-за расстегнувшегося костюма. Пуговица оторвалась в самом начале проката, и после первого неудавшегося прыжка фигуристка остановила выступление. Ей пошли навстречу.
На Skate America в том же году она вышла на лед в коньках с расшатавшимся лезвием. Ей вновь пришлось обратиться к рефери, чтобы они позволили перекатать программу. Весь мир облетели фото, как она стоит возле судейского стола, задрав ногу, и показывает на ботинок. В результате Тоне разрешили вновь выйти на лед после того как технический специалист осмотрел ее коньки. Причем на том же турнире она жаловалась на боль в животе, вызванную кистой яичника, которая якобы была на грани разрыва. Фигуристка отказалась сняться с соревнований и заняла третье место.
В конце 1993 года Хардинг должна была участвовать в региональных соревнованиях, но перед этим стала получать анонимные угрозы. Причем на тот момент повода для них как раз не было. Ассоциация фигурного катания США приняла решение отстранить Тоню от выступлений, чтобы обеспечить ее безопасность, но спортсменка была против: пропуск турниров означал возможную потерю места в сборной. Позиции Хардинг в национальной команде и без того были шаткими — главной ее конкуренткой была Керриган. И перед чемпионатом США 1994 года произошло событие, разделившее жизнь Хардинг на «до» и «после».
Итак, 6 января 1994 года перед стартом чемпионата США, который проходил в Детройте, на Керриган напали. Когда она выходила с тренировки, какой-то мужчина набросился на нее с дубинкой и повредил ей ногу. Нэнси была вынуждена отказаться от участия в турнире, а Хардинг его выиграла. Но кем был нападавший? Некий Шейн Стэнт. Причем он даже не знал, как выглядит Керриган, и попросил наблюдавших за тренировкой болельщиков указать на нее. Делал он это по просьбе бывшего мужа Тони Джеффа Гиллоули (они поженились в 1990-м и спустя три года развелись; Тоня описывала эти отношения как абьюзивные) и телохранителя фигуристки Шоуна Экардта. В то же время Хардинг якобы не знала о готовящемся нападении и убеждала всех, что ее подставили. При этом на турнире она избегала встречи с журналистами и даже не вышла на церемонию награждения: победительницу искали по всему ледовому дворцу.
Когда полиция выяснила, что инициаторами выступили связанные с Хардинг люди, Ассоциация фигурного катания США и Национальный олимпийский комитет США стали разрабатывать санкции в отношении спортсменки. Ее попытались лишить золота чемпионата страны и выгнать из сборной, но не получилось: Тоня пригрозила начать судебный процесс, в котором, скорее всего, выиграла бы. Несмотря на то что были известны заказчики нападения, доказать причастность к делу самой фигуристки было сложно. Протестуя, она даже набила на спине татуировку в виде ангела. Так что в феврале 1994-го на Олимпиаду в Лиллехаммер поехали и Керриган, которая успела восстановиться, и Хардинг как действующая чемпионка страны.
При этом на Играх у Тони совсем ничего не получилось. Во время произвольного проката у фигуристки произошел традиционный сбой: порвался шнурок на коньке. Ей, как прежде, пришлось просить судей дать ей еще один шанс, но вторая попытка сопровождалась падениями и срывами элементов. Итог — восьмое место. А Керриган, кстати, взяла серебро.
Одно из объяснений провала — давление со стороны прессы и всеобщее нездоровое внимание, ведь имя Хардинг в самом неприятном контексте муссировали не один месяц. Американка попала на обложки журналов Time и Newsweek, а телеканал CBS поручил журналистке Конни Чанг повсюду следовать за ней. На тренировочном олимпийском катке более 400 представителей СМИ даже устроили давку, а трансляция короткой программы стала одной из самых популярных телевизионных передач в американской истории.
После Олимпиады правосудие не заставило себя ждать. Собственное расследование Ассоциации фигурного катания доказало, что Тоня знала о планах нападения и состояла в сговоре. Кроме того, изначально якобы планировалось убийство соперницы. Хардинг все-таки лишили золота национального первенства 1994 года и пожизненно отстранили от участия в любительских турнирах в качестве спортсменки или тренера.
В заключении Ассоциации значилось, что Хардинг проявила «полное пренебрежение честностью, спортивным и этическим поведением». Кроме того, Тоня стала персоной нон грата на профессиональных турнирах и шоу, потому что некоторые спортсмены и промоутеры не желали работать с ней. Это был конец карьеры.
В оправдание фигуристка призналась, что действительно была в курсе планов экс-супруга, но уверяла, что не подговаривала его. Она будто собиралась позвонить в ФБР и предупредить о готовящейся атаке, но Гиллоули пригрозил ей изнасилованием и направил ей в висок дуло пистолета. Джефф, который позже сменил фамилию на Стоун, назвал ее показания «крайне нелепыми». Каковы же были мотивы бывшего мужа и телохранителя, Тоня не уточняла.
Уже спустя полгода все участники нападения, кроме фигуристки, получили тюремные сроки. Хардинг продолжала отрицать, что участвовала в сговоре, но признала себя виновной в попытке помешать судебному преследованию. Ей дали три года условно, назначили штраф в размере 160 тысяч долларов и 500 часов общественных работ.
Несмотря на это, доброе имя Хардинг себе так и не вернула. Она до сих пор носит титул «главной злодейки» в истории фигурного катания. Принято считать, что Тоня виновна в произошедшем, хотя это и противоречит официальной версии. «Средства массовой информации осудили меня за то, что я сделала что-то не так. Я всегда буду плохим человеком, — сетовала Хардинг. — Это вызов от Господа, чтобы увидеть, как низко можно меня опустить, чтобы я сломалась?»
После ухода из фигурного катания Хардинг пробовала себя в боксе. Ее профессиональная карьера включает шесть боев (побед и поражений поровну). Причем один из поединков, против Саманты Браунинг 22 февраля 2003 года, Тоня провела в андеркарде боя Майк Тайсон — Клиффорд Этьен. Ходили слухи, что на ринг Хардинг выходит не из спортивного интереса, а из-за финансовых трудностей. Так или иначе, вскоре ей пришлось окончательно покинуть спорт — из-за астмы.
Потом американка снималась в клипах и малобюджетных боевиках, участвовала в телепроектах вроде «Танцев со звездами». Из поля зрения обывателей она не пропадала, хотя ей приходилось иногда выдерживать огромное количество хейта. Еще бы, ведь имя бывшей фигуристки в США даже стало нарицательным! Так, в 2007 году Барак Обама, тогдашний кандидат в президенты, заявил толпе сторонников в Винтоне, штат Айова: «Люди сказали, что у меня ни за что не будет шансов, если я не пойду и не поставлю соперника на колени, не сделаю Тоню Хардинг!» Бывшая спортсменка признавалась, что ее это обидело.
В июне 2010 года 39-летняя Хардинг вышла замуж за Джозефа Прайса и вскоре родила сына. С тех пор во всех интервью она говорит: «Я не Тоня Хардинг, я Тоня Прайс», — и как бы старается отделаться от прошлого. И об инциденте 27-летней давности Тоня вспоминает крайне редко. На вопрос, не хочет ли она извиниться перед Керриган, отвечает: «Хватит извиняться». Нэнси же в 2018 году отметила, что так и не получила от бывшей соперницы прямых извинений.
Еще читай: