«Леденцы крошились и плохо заворачивались в фантики»: как делают сладости в России

Как собрать торт за 30 секунд и сэкономить 1,5 млн рублей на карамельках. Вместе с нацпроектом «Производительность труда» рассказываем об успехах российских кондитеров.

В октябре отмечается профессиональный праздник всех сладкоежек — Международный день конфет. Дети ликуют, а производители сладостей наращивают шоколадно-вафельные мощности. Не последнюю роль в наращивании играет нацпроект «Производительность труда». Вместе с нацпроектом рассказываем об успехах наших кондитеров.

Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

За время пандемии в России стало больше сладкоежек

Существуют ли единороги? А люди, которые не любят конфеты? Наверняка существуют, только этих сказочных существ пока никто не видел... Шутка. Однако россияне исторически нежно относятся к сладостям, а из-за локдаунов и вынужденной удаленки эта любовь только расцветает. 

За время пандемии в России на 45% выросли продажи шоколадных конфет и на 9% подросли продажи самого шоколада1. А кондитерские фабрики включают турборежим, чтобы обеспечить всех россиян сладостями. 

Но не только народная любовь стимулирует производителей. Кондитеры увеличивают выручку и выпускают все больше продукции благодаря участию в национальном проекте «Производительность труда». Глобальная цель этого нацпроекта — к 2024 году более чем на 20% обеспечить рост производительности на средних и крупных предприятиях.

Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

А конкретнее — производители сладостей получают от государства помощь экспертов Федерального и регионального центров компетенций (ФЦК). Эксперты обучают  инструментам бережливого производства. Такой подход позволяет сократить издержки, повысить зарплату работникам, увеличить выработку сладостей, снизить их стоимость и поднять выручку всего предприятия.

Например, на Тольяттинской фабрике «СлаСти» экономический эффект при производстве леденцов составил 1,5 млн рублей. И вот каким образом это получилось.

На производстве мини-карамели было много потерь: леденцы крошились и плохо заворачивались в фантики. Эксперты помогли оптимизировать линию, улучшить эргономику рабочих мест и перепланировать цех. Сотрудники стали перемещаться свободно, а не между оборудованием. Таким образом, производительность труда выросла на 33%, на столько же снизился брак.

Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Саратовский «Пивкомбинат «Балаковский» за 6 месяцев участия в нацпроекте увеличил производительность труда на потоке по производству печенья «Мария» на 50%. Раньше на одного сотрудника приходилось 619 кг печенья за смену, а теперь — 928 кг. При этом серьезно сократилось время на производство: 39 тонн печенья изготавливается за 28 часов вместо 134. 

Неудивительно, что с каждым годом предприятий, желающих присоединиться к нацпроекту, все больше. 

Российские сладости любят и за границей

Не только россияне покупают отечественные сладости. По итогам 2021 года Россия может экспортировать в другие страны шоколад и шоколадные кондитерские изделия более чем на $765 млн. Если это произойдет, то наша страна впервые войдет в десятку крупнейших поставщиков шоколада на международном рынке, обогнав даже Швейцарию2.

Посмотрим, как еще помогает государство участникам нацпроекта «Производительность труда».

«Царицынский комбинат» из Волгоградской области за шесть месяцев участия в нацпроекте на 87% сократил время изготовления тортов. При этом общая выработка выросла на 43%. До вступления в нацпроект каждый сотрудник кондитерского цеха за месяц изготавливал 2,5 тысячи бисквитных тортов, а после внедрения изменений стал собирать почти 4 тысячи. А время изготовления тортов заметно уменьшилось: за счет запуска транспортера и автоматической нарезки бисквита время сборки одного торта сократили с 62 до 30 секунд.

Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Стоит отметить, что такая оптимизация не раздувала штат, а как раз наоборот: в кондитерском цехе стали справляться меньшим количеством работников. Это не значит, что кого-то уволили, просто «лишних» людей перевели на другие участки, где раньше не хватало рабочих рук. 

«Мы выяснили, что у нас очень много ожиданий и простоев. Например, кондитеры отвлекались, чтобы налить сироп в бутылочку или, допустим, переложить в емкость крем, — рассказывает Виктория Соцкова, ведущий инженер ООО «Царицынский комбинат». — Освободившегося оператора мы переставили на эти подготовительные работы».

Операция «начинка круассана» стала быстрее в 2 раза

Нацпроект «Производительность труда» помогает и хлебозаводам. Так, иркутский хлебозавод «Каравай» стал одним из первых участников национального проекта в области. Благодаря поддержке экспертов  ФЦК производство круассанов с начинкой увеличилось на 32%, время протекания процесса сократилось более чем в 1,5 раза, а незавершенное производство снизилось почти в 2 раза.

Раньше сотрудник брал испеченную основу круассана, наполнял ее начинкой, взвешивал каждую и клал на стол. Накопив какое-то количество готовой продукции, складывал в тару. На все эти операции уходило много времени. Сейчас готовый, наполненный начинкой круассан отправляется сразу в тару, а взвешивается только каждый 10-й. В результате работник увеличивает производительность по операции на 50%», — рассказал Алексей Широков, руководитель проектов ФЦК.

Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Также эксперты помогли ускорить упаковку круассанов. Они поняли, что стеллаж с упаковочной пленкой находится далеко от оборудования, и работник проходит по 140 лишних метров в день. Сейчас пленку перенесли на расстояние буквально вытянутой руки и распределили по принципу веса.

«Работают в основном женщины, и устанавливать бобины с тяжелой пленкой физически нелегко. Мы постарались облегчить им труд. Теперь самая тяжелая пленка располагается на уровне установки ее в оборудование. Так не приходится ее поднимать или тянуться высоко. Работницы уже оценили нововведение и довольны», — добавил Алексей Широков.

Нацпроект «Производительность труда» инициирован в 2019 году президентом России Владимиром Путиным для поддержки российских производителей, повышения конкурентоспособности российских товаров и услуг, создания культуры высокой производительности и эффективности среди работников организаций в каждом регионе России. 

1. «Российская газета» со ссылкой на данные «РИА Новости» и аналитического ресурса «Чек Индекс»

2. Ассоциация предприятий кондитерской промышленности «Асконд» http://ascond.ru/