Первым сотрудником милиции в семье была Вера Алексеевна Малышенко. В 1933 году она работала начальником паспортного стола города Баталпашинска, нынешнего Черкесска, затем — начальником секретариата отдела милиции, а ее брат Николай был военным комиссаром города. Когда началась Великая Отечественная война, оба пошли на фронт. Николай погиб, а Вера дошла до Праги, за мужество и отвагу награждена 14 медалями.
Одна на всю республику
Дочь Веры Алексеевны, Надежда, по совету матери окончила Московскую школу милиции — единственную в Советском Союзе, где готовили экспертов-криминалистов, и вернулась на родину. В то время в Карачаево-Черкесии был всего один эксперт, и того вскоре перевели в Москву, так что молодому специалисту пришлось нелегко.
— Я осталась одна, работала день и ночь без выходных, — вспоминает Надежда Николаевна.
Девушке приходилось и на места преступления выезжать, и трупы осматривать, и отпечатки сличать — на глаз, ведь компьютерных программ тогда не было, как и самих компьютеров.
Однажды, расследуя громкое преступление, следствие зашло в тупик. И тогда именно криминалист предположила, что в преступлении участвовал хромой человек.
— Идет дорожка следов, а через определенное расстояние появляется еще один круглый след. Мы пришли к выводу, что это был след от трости, и наш вывод подтвердился, — рассказывает Суворова. — Преступник действительно оказался хромым, его задержали.
«Это просто смешно!»
Работа у экспертов-криминалистов трудная и интересная — недаром про них часто снимают кино. Но Суворова детективные сериалы не любит.
— Профанация и сплошные ляпы. Это же просто смешно! Смешивают все в одну кучу, потому что специалистов-консультантов не привлекают. Вот сейчас мы смотрим сериал «Ворона» по НТВ — там Боярская все сама делает: и экспертизы проводит, и преступников задерживает, но так не бывает. И так во всех сериалах. По частице одежды или по остаткам сгоревших вещей с ходу определяют ДНК, ФИО, адрес проживания. Такого нет и никогда не будет, — возмущается эксперт. — Во-первых, нужно достаточное количество материала, а во-вторых, сложнейшее оборудование.
В 1993 году Надежда Николаевна была назначена начальником экспертно-криминалистического центра МВД Карачаево-Черкесии и руководила им почти 20 лет. Создала учебный класс криминалистики, который пригодился всем сотрудникам МВД — от участковых до инспекторов ОБХСС. Открывала новые отделы, искала лучших экспертов, следила за всем новым, что появлялось в криминалистике. За знания, профессионализм и привычку всегда говорить правду Надежду Николаевну ценили и руководство, и подчиненные. Она стала первой женщиной Карачаево-Черкесии, получившей звание полковника милиции. В августе 2000 года министр внутренних дел России Рушайло лично наградил ее памятным подарком.
В 2010 году Надежда Николаевна ушла в отставку, но любимое дело не бросила — преподает курс криминалистики в одном из вузов республики. Многие ее студенты стали хорошими специалистами, их охотно приглашают в уголовный розыск, Следственный комитет, Верховный суд республики.
Продолжатели династии
Дочери Надежды Николаевны тоже служат в полиции. Старшая, Лариса, начинала в управлении по борьбе с экономическими преступлениями, выявляла коррупционные схемы, затем перешла в уголовный розыск. Сейчас она заместитель начальника полиции в Карачаевске.
— Профессия не женская абсолютно, — признается подполковник Лариса Суворова. — Все время приходится и себе, и коллегам-мужчинам доказывать, что ты можешь, что ты соответствуешь, что ты вправе…
Впрочем, начальнику полиции Мурату Ижаеву никаких доказательств уже не требуется.
— Лариса — опытный, ответственный сотрудник, ей можно поручить любое задание и забыть об этом, потому что она исполнит все точно и в полном объеме, — говорит он. — Кроме того, Суворова — хороший наставник, помогает молодежи, и они ее очень ценят.
Младшая дочь, Надежда, работает в том же экспертно-криминалистическом центре, который когда-то возглавляла ее мама и где она частенько бывала в детстве. Она главный эксперт, имеет допуск практически ко всем экспертизам, может исследовать пищевые продукты, спиртные напитки, документы, оружие, боеприпасы. За год выполняет более 200 исследований, в том числе баллистические, почерковедческие, дактилоскопические, и не сделала ни одного ошибочного заключения. За преданность профессии майор Надежда Суворова награждена знаком «За верность долгу» и медалью «За отличие в службе».
Службу в «органах» выбрало и четвертое поколение заслуженной династии — сын Ларисы, Дмитрий, учится в Калининградском институте пограничной службы ФСБ России.
Свою работу Суворовы романтичной не считают, скорее наоборот. Но что-то заставляет их засиживаться там допоздна, возиться с молодежью, постоянно учиться новому. Может, дело в требовательности к себе или в чувстве ответственности перед людьми.
— Когда удалось по горячим следам раскрыть преступление, — говорит Лариса Суворова, — когда я людям, коллегам в чем-то помогла, когда день сложился так, что ты свою задачу максимально выполнил, вырастают крылья.
А кем работают жены известных людей, читай в галерее: