Об инсайтах из психотерапии:
Никита Ефремов: Самая классная идея, которая появилась у меня, – отстать от себя и отстать от других. Нужно уметь говорить нет и видеть вторичную выгоду всего, что делаешь. Даже то, как мы играем в фильмах как актеры, закрывает какие-то наши психологические потребности. Важно понять, почему то или иное желание закрывается неэкологичным путем. Кажется, сделать это просто, но на это уходят годы.

После того как я пришел в психотерапию, появилось больше спокойствия в жизни. Я начал осознавать свое право на отдых, право принимать важные решения, которые касаются только меня, право обращаться за помощью – и понимать, что многие трудности пройдут со временем.
Ирина Старшенбаум: Для меня теперь не мир – причина чего-то, а я – причина всего. Конечно, важно принимать, если что-то хорошее происходит с тобой. Но если в жизни возникают проблемы, то вопросы я в первую очередь задаю себе. И если другой человек вызывает у меня дискомфортные чувства, я в первую очередь думаю о том, что меня задело и почему.
О хобби и увлечениях в свободное от кино время:
Ирина Старшенбаум: Никита пишет очень хорошую музыку, которую мы еще услышим.
Никита Ефремов: Ира любит жить, увлекается макраме – и интересуется разными мистическими вещами. Любит готовить. Последнее время Ира очень много занималась переустройством дома, и у нее это неплохо получилось.
Ирина Старшенбаум: Я еще рисовать люблю – у Никиты есть мои картины.
О мистике:
Никита Ефремов: Я раньше увлекался медитациями и поэтому знаю, что есть видимый и невидимый мир. Но в то же время стараюсь понимать, откуда приходит ко мне знание о душе – например, из буддистских текстов. Доверять новомодным направлениям мне не всегда легко. Если у меня хороший контакт с самим собой, я и сам услышу то, о чем можно узнать с помощью астрологии, таро и похожих практик.
О сложных, но важных темах в искусстве:
Ирина Старшенбаум: С темой домашнего насилия сложно работать из-за стереотипного мнения многих людей. При просмотре наш фильм вызывает много сложных вопросов. И поэтому имеет терапевтический эффект, ведущий к работе над собственным отношением к этой теме.
Картина «Сестры» стала экспериментальным художественным высказыванием, не похожим на «социальный ролик». Зритель остается один на один с миром главной героини – сужающимся коридором, который во время просмотра давит и вызывает чувство клаустрофобии. Человек получает возможность поработать со своей эмпатией, а не только подумать о том, что в мире «где-то» есть домашнее насилие, но напрямую оно к нему не относится.

О том проработке героя:
Никита Ефремов: В начале работы над картиной я не понимал различие между хоррором и постхоррором и поэтому подумал, что «Сестры» будут ужастиком с мистикой. Тогда мы созвонились с Иваном и обсудили мое восприятие героя. Обычно есть устойчивое противопоставление агрессора и жертвы – мне же как актеру хотелось понять причинно-следственную связь в отношениях между героями.
Говорят, артисты всегда оправдывают своих героев. Да, мне было важно покопаться в его детских травмах и понять, что он не виноват в том, что стал таким, но несет за свои действия ответственность. Есть причины, по которым сложились те или иные паттерны в поведении моего героя. Хотелось бы научить и агрессоров, и жертв с помощью нашего фильма вовремя обращаться за помощью.
Ирина Старшенбаум: Перед съемками мы с Никитой договорились, что не будем принимать ни одну из сторон и показывать стереотипно, что кто-то плохой. Мы решили, что хорошо, честно подготовимся с работе, но будем играть как мы чувствуем, забыв о контексте.

О подготовке к роли:
Ирина Старшенбаум: Мне было важно не подстраиваться и не изображать что-то на экране – хотелось понять в первую очередь чувство стыда и вины жертв домашнего насилия и то, почему они редко с кем-то делятся тем, что произошло. Самое печальное, что даже среди близких можно легко найти людей, которые сталкивались с этой проблемой. После премьеры фильма ко мне подходили девушки и говорили: «Как вы угадали с состоянием шока и замороженности – это ведь никому не объяснить! Знаете, эта история про меня».
О том, как появился образ таинственных сестер:
Ирина Старшенбаум: Когда Ваня (Иван Петухов – режиссер фильма. – Прим. ред.) изучал проблему домашнего насилия, он заметил в ней большую роль правоохранительных органов. Через образ сестринства Ваня хотел показать, как женщины забирают заявление при почти сформированном деле – когда у главной героини и сестер уже есть договор о помощи. Сестры – это модель человека и его мира. Это образ «женщин рода», которые дают главной героине чувство поддержки.
Никита Ефремов: Насколько я знаю, Ваня черпал вдохновение в старообрядческих образах. Чтобы не оскорбить ничьи чувства, мы приняли решение показать этот образ через мистику.
О работе в озвучке:
Никита Ефремов: Мне очень нравится озвучивать книги – скоро будет опубликована аудиокнига «Географ глобус пропил», а недавно меня позвали работать над «Непобедимым солнцем» Виктора Пелевина.
Ирина Старшенбаум: Две самые известные книги, которые я озвучивала, – «Дневник Анны Франк» и «Интердевочка». У знаменитого позднесоветского фильма есть литературная основа, и читается она очень легко.