
По мнению эксперта, важно задать себе три вопроса: кто источник информации, какие есть доказательства и насколько я хочу в это поверить? Хотя последний вопрос может показаться странным, он поможет осознать, что вы обманываетесь из-за эмоций.
«Убедитесь, что вы не путаете мнение с фактом. То, что вам нравится источник, еще не делает его заслуживающим доверия», — объяснил эксперт. По мнению профессора Бриттена, важно обращать внимание на квалификацию источника либо на его «близость» к данным. Например, представитель фирмы с большей вероятностью владеет инсайдерской информацией о ее деятельности, чем сторонний эксперт. А известный стилист или шеф-повар будут одинаково некомпетентны в вопросах образования.
«Лучше всего использовать первичные источники — людей или группы, которые непосредственно связаны с информацией. Основными источниками могут быть официальные аккаунты или каналы», — считает эксперт. Хороший знак, если приведены доказательства — например, фото- и видеоматериалы, которые можно проверить с помощью поиска по картинке. В фейках часто используются архивные изображения, которые были опубликованы ранее.
Эмоции от фейкового сообщения могут помешать отличить правду от лжи. Сообщения, которые вызывают у вас сильные эмоции, следует проверить, прежде чем распространять. Например, просьбу знакомой о помощи в соцсети в связи с аварией — мошенники не стесняются манипулировать чувствами ради собственной выгоды.