Лица прекрасной эпохи: самые красивые актрисы СССР (Часть 2)

В оттепельные 60-е годы советский кинематограф получил целую плеяду молодых звезд, которые казались одновременно близкими, но недосягаемыми из-за своей ослепительной красоты. Редакция Леди Mail продолжает вспоминать самых красивых советских актрис.
Автор лонгридов
Анастасия Вертинская
Анастасия ВертинскаяИсточник: Legion-Media

Оттепельная красавица — именно такой типаж советской актрисы появился в короткий и яркий период, когда кино шло по пути экспериментов над формой и пыталось параллельно с этим собрать по кусочкам жизнь, которую можно было наблюдать прямо из окна дома. Киногероиня 1960-х — это и городская девушка, которая лишь краем биографии застала войну, и простая девчонка, очаровывающая природной непосредственностью. А еще — это почти мистически красивое существо, на грани реальности и фантазии. Редакция Леди Mail собрала истории красавиц советской «новой волны».

Анастасия Вертинская

Анастасия Вертинская
Анастасия Вертинская всего после нескольких ролей в кино превратилась в мечту советской молодежиИсточник: Legion-Media

Про таких говорят: «не девушка — мечта». Анастасия Вертинская с ее лицом эпохи Ренессанса засияла в советском кино в юном возрасте: Ассоль в «Алых парусах» она сыграла в 15 лет, а Гутиэре в «Человеке-амфибии» — в 17. И хоть ее ранние роли в кино произвели эффект разорвавшейся бомбы, молодая актриса сама оценивала их достаточно скептически: Вертинская хотела добиться такого мастерства, чтобы зритель обращал внимание не на ее фамилию и даже не на ослепительную красоту, а на ее работу.

И все же внешность значила очень много: без утонченной натуры Анастасии Вертинской сейчас нельзя представить ни шекспировскую Офелию, ни толстовскую маленькую княгиню Болконскую — эту эпизодическую роль в эпопее Бондарчука «Война и мир» Вертинская сыграла так, что трагизм нелюбимой женщины возвысил ее над другими образами.

6фотографий
Анастасия Вертинская

Красота Вертинской попала в нерв советской оттепели: после великой войны молодые люди заново учились мечтать. А мечтать ведь нужно непременно о чем-то фантастическом: Анастасия Вертинская на эту роль подходила идеально.

Светлана Светличная

Светлана Светличная
Светлана Светличная успела отметиться в одном из лучших портретов эпохи оттепелиИсточник: РИА Новости

Красота Светланы Светличной тоже сыграла с актрисой злую шутку. Эффектная блондинка обладала внешностью, которую вполголоса называли несоветской, а потому неудивительно, что прославила ее именно роль раскрепощенной роковой Анны Сергеевны в «Бриллиантовой руке». При этом сама Светличная мечтала о драматических ролях в классических произведениях.

Владимир Ивашов и Светлана Светличная
Светлана Светличная

Например, вместе с мужем Владимиром Ивашовым она успела сыграть в «Герое нашего времени» ведьмински красивую девушку-контрабандистку, а первую славу Светличной принесла роль Павлины в «Стряпухе». В этом фильме актриса доказала, что и в жанре простых историй она работала отлично. А еще она успела мелькнуть в роли, по сути, самой себя, в фильме Марлена Хуциева «Застава Ильича», который как раз изо всех сил старался схватить дух оттепели.

Наталья Варлей

Наталья Варлей
Наталья ВарлейИсточник: Legion-Media

Нельзя просто так взять и не рассказать об актрисе, которая так ярко воплотила на экране образ образцово показательной девушки 1960-х — «спортсменки, комсомолки, красавицы». Наталья Варлей не собиралась становиться актрисой — с детства она грезила о цирке, несмотря на слабое здоровье. И добилась своего: выучилась по специальности «Артистка-эквилибристка Союзгосцирка» с красным дипломом.

Уже оттуда, из-под купола цирка на Цветном, Варлей попала на съемочную площадку фильма «Формула радуги». А потом покорила живым обаянием Леонида Гайдая — и превратилась в красавицу Нину в «Кавказской пленнице». Миниатюрная Варлей лихо выполняла в кадре все трюки — прыгала в воду с высоты, лазила по скалам и перемахивала на тросе через весь кадр в сцене побега.

Наталья Варлей

Другой трюк — уже на съемках фильма «Вий» — чуть не стоил актрисе здоровья, а то и жизни. Во время съемок полета в гробу Панночки, которую играла Варлей, страховочная конструкция подвела, и девушка вылетела на полном ходу из гроба вниз головой. Только молниеносная реакция Леонида Куравлева, поймавшего партнершу (и потянувшего обе руки) спасла девушку от серьезных травм.

Евгения Уралова

Евгения Уралова
Благодаря фильму «Июльский дождь» Евгения Уралова превратилась в символ ОттепелиИсточник: РИА Новости

Еще одним фильмом Марлена Хуциева, ставшим в наши дни настоящим окном в 1960-е — стал «Июльский дождь», где главную роль исполнила актриса Евгения Уралова. Непосредственная, с обожженной жизнью в молодых глазах, красивая ровно настолько, чтобы казаться зрителю одновременно девушкой из соседнего подъезда и при этом той, в кого можно влюбиться с первого взгляда.

Собственно, именно так в актрису на съемках и влюбился Юрий Визбор: от барда у Ураловой родилась единственная дочь Анна. Запутанная и драматичная личная жизнь — в 20 лет Уралова стала свидетельницей гибели в море своего возлюбленного и потеряла от него ребенка, потом вышла замуж за Всеволода Шиловского, который уверял, что брак будет фиктивным, чтобы Евгения переехала в Москву, а потом и роман с Визбором, развод и материнство, — осложнила карьеру молодой актрисы. Поэтому действительно больших и важных картин в фильмографии Ураловой меньше, чем могло быть: лебединая песня Леонида Быкова «Аты-баты, шли солдаты...», картина «Севастополь», а в новое время — «Дети Арбата».

Евгения Уралова

Тем ценнее каждый кадр фильма «Июльский дождь», запечатлевший не только время, но и яркий талант самой земной кинодивы оттепели.

Татьяна Самойлова

Татьяна Самойлова
Татьяна СамойловаИсточник: Legion-Media

Другая женщина, оставшаяся в истории советского и мирового кинематографа воплощением новой эпохи, — Татьяна Самойлова. Ее работа в фильме «Летят журавли» снискала ей оглушительную славу на Западе. 23-летняя девушка поразила Каннский кинофестиваль великолепием по-скифски вылепленного лица и удивительных глаз, от которых был в восторге сам Пабло Пикассо. А главное — актриса покорила критиков выстраданной военным детством остротой, с которой она сыграла Веронику.

6фотографий
Татьяна Самойлова

Однако после фильма «Летят журавли» Татьяну Самойлову парадоксально не разрывали на части советские режиссеры. Михаил Калатозов снял красавицу в драме «Неотправленное письмо» — в том самом фильме, на съемках которого Василий Ливанов потерял голос, а Самойлова тяжело заболела из-за постоянной работы в сорокаградусный мороз. А еще в оттепельной карьере Татьяны Самойловой был фильм «Альба Регия», где она сыграла разведчицу в почти оккупированной фашистами Венгрии. Но на этом заметные роли Самойловой в оттепельные годы закончились.

Только в 1967 году Татьяна Самойлова повторила свой успех, сыграв Анну Каренину в шестнадцатой (и лучшей!) экранизации романа Льва Толстого.