Упрямый факт: мода — это универсальный маркер времени, ведь одежда человека чуть ли не первой принимает удары обстоятельств, помогая адаптироваться к ним или же выделиться на их фоне. Тридцатые годы для СССР — противоречивое время, которое даже не сравнить с затишьем перед бурей — Великой Отечественной, поскольку и до роковых сороковых молодое советское государство боролось за существование. И все же 1930-е — эпоха танго, эпоха больших надежд и потрясений. Эпоха трудного строительства той самой страны, которая затем спасет мир. Как хотели выглядеть советские женщины — мы собрали главные тренды тридцатых годов.
Между женским и мужским
Когда времена ускоряются, требуют полной самоотдачи, когда отовсюду трубят о равенстве полов, а легкая промышленность просто не в состоянии обслужить все запросы, в образе женщины появляются они — заимствования из мужского гардероба. Это могла быть мода на шляпки с полями, напоминавшие федоры, жакеты и строгие костюмы (разумеется, с юбкой, до массового перехода на брюки оставались годы и годы).
Но вместе с этим сохранить женственность очень хотелось. После НЭПовских двадцатых советское платье изменилось: талию вернули на естественный уровень и вовсю принялись подчеркивать, конструкция лифа платья стала напоминать рубашку с отложным воротником и рукавом-фонариком. Еще один модный элемент — воздушные рукава-крылья.
Очень многие говорящие элементы моды 1930-х годов пойманы в фильме Никиты Высоцкого и Ильи Лебедева «Любовь Советского Союза». Героини картины появляются в кадре в характерных для того времени платьях — идеально балансирующих между строгостью, простотой и женственностью.
Проще всего было найти или сшить платье из ситца, одного из самых производимых видов ткани. Если же удавалось заполучить отрез крепдешина, то это был настоящий модный праздник. Расцветки ткани, кроме однотонной, были самые разные: очень распространенный цветочный узор, простая и сложная геометрия, полоска и клетка, бессмертный горошек.
Отдельного упоминания стоит советский «агиттекстиль» — ткани с необычными рисунками, прославлявшими узнаваемые образы новой реальности. Художники ивановских фабрик в 1920-30-е годы использовали в дизайне тканей фигуры рабочих, снопы пшеницы и шестеренки, автомобили и самолеты, буденновки и красные звезды — все важнейшие приметы эпохи. Но в середине тридцатых эту авангардную практику свернули: в газете «Правда» напечатали фельетон «Спереди трактор, сзади комбайн», который довольно зло высмеивал использование повседневной одежды для пропаганды.
Кустарное производство
Шить одежду самостоятельно в советское время было нормой — полноценные модные журналы по понятным причинам не приживались, хотя попытки их запускать были, а вот технические рисунки простых вещей или инструкции по перешиву изделий (например, полотенец) публиковались в «Работнице» или «Крестьянке». Особенно это было важно в условиях карточной системы на одежду, существовавшей до середины десятилетия. Неудивительно, что советские девушки при наличии ткани не только могли сообразить себе обновку сами, но и обратиться к умелой знакомой.
Дело это было не вполне легальное, поскольку такие мастерицы не платили налогов, умело демпинговали цены и уводили клиентов у постепенно появлявшихся в СССР ателье. Но именно такое производство одежды создавало возможность для самовыражения.
Если взглянуть на платья 1930-х годов, то можно обнаружить много разных интересных деталей: воланы и рюши, необычное расположение пуговиц, форма рукава, конструкция лифа или форма складок на юбке, кружево, воротнички и манжеты. Даже простое по конструкции изделие могло стать интереснее, например, благодаря сборке ткани при помощи декоративного шва.
Портнихи из когда-то небедных семей, сохранившие отрезы тканей, фурнитуру, ленты и кружева, могли рассчитывать на постоянный круг знакомых, а значит — на стабильный, хотя и небольшой заработок.
Еще одним вариантом было найти вышивальщицу, которая может изменить готовое изделие отделкой. Многие мастерицы бережно собирали ленты, кружево и нитки разных оттенков даже небольшими кусочками, которые всегда шли в дело: простое платье могло буквально расцвести самыми необычными узорами.
Советский спортшик
Тридцатые годы — время спорта в СССР. Атлетом мог ты и не быть, но физкультурником — обязан, поскольку стране были нужны сильные, крепкие люди, которые смогут защитить ее, как пелось в «Марше физкультурников» Исаака Дунаевского, «когда настанет час бить врагов». Производственную гимнастику прямо на предприятиях, нормы ГТО и первые детские спортивные школы ввели именно в 1930-е годы.
Все это не могло не повлиять на модные тенденции: заниматься физкультурой в публичных пространствах было обыкновенным делом, так что спортивная форма вошла в повседневность. Кстати, именно спортивная одежда позволяла девушкам без угрозы осуждения демонстрировать физическую форму: шорты и майки, футболки, купальные костюмы позволяли показать, каких результатов ты добилась в укреплении своего тела — а это ведь задача государственной важности.
В производстве появились вещи, которые соединяли в себе спортивный и повседневный стиль: у футболки с коротким рукавом мог появляться популярный тогда отложной воротничок, как у поло.
Самым модным цветом одежды в спортивном стиле стал белый — с ним часто ассоциируется образ советской физкультурницы из-за знаменитых снимков с демонстраций и парадов, а еще — из-за масштабной финальной сцены из фильма Григория Александрова «Цирк». Шагать в светлое будущее среди товарищей в светлых одеждах — настоящая советская мечта.
Реклама: ООО «Централ Партнершип Сейлз Хаус», ИНН 7704632802, erid 2VtzqvMY9G2