Сегодня строить карьеру — это не просто влиться в коллектив и честно выполнять обязанности. Это большая интеллектуальная работа: нужно знать, как себя вести, что делать или не делать, какие отношения строить с разными группами стейкхолдерами. Кроме того, встают вопросы: надо ли стать руководителем, чтобы добиться успеха? Можно ли остаться в экспертной роли?
Несмотря на все технологические новшества момента, правила карьерного этикета остались практически неизменными. Умение грамотно строить отношения в коллективе и выделяться на фоне остальных — это то, что помогает добиться успеха, а не бесконечные попытки "обойти всех и сразу".
Вместе с профессором бизнес-практики Школы управления Сколково Еленой Витчак разбираемся в самых важных аспектах построения карьеры.
Елена Витчак
Профессор бизнес-практики Школы управления Сколково
Скажу важное — чтобы сделать карьеру, нужно отказаться от «карьеризма»
Секрет карьерного успеха состоит в том, чтобы… избегать карьеризма. Ничего не вызывает большего недоверия, чем постоянное стремление лезть вперед всех и активно мешать коллегам. Настоящий карьерный успех приходит к тем, кто фокусируется на результатах, а не на тщеславии.
Правила карьерного этикета просты и необходимы: они помогают строить репутацию, выглядеть уверенно и при этом не казаться агрессивным или чересчур настойчивым.
Ошибка №1: Не пытайтесь стать «любимчиком» начальства
Для многих очевидно, что хорошее отношение босса — это ключ к успеху. Однако перебор в этом вопросе может привести не к повышению, а к тому, что коллеги начнут сторониться, а сам руководитель почувствует, что вас интересуют не столько задачи, сколько внимание к вашей персоне. Так называемые «любимчики» редко добиваются успеха, когда предстоит сделать большое или сложное дело.
Совет: Научитесь оценивать действия своего руководителя объективно. Поддерживайте разумные решения и будьте готовы аргументированно высказать мнение, если видите возможность для улучшения. Искренний подход и польза для дела всегда производят большее впечатление, чем «золотые слова».
Ошибка №2: Игнорировать команду и коллег ради собственных достижений
Амбиции, безусловно, важны. Но превращать их в одержимость собственным успехом — значит наткнуться на стену недоверия и неприятия со стороны команды. Те, кто мыслит категориями «я и только я», быстро оказываются в изоляции, а их личные достижения не воспринимаются всерьез. Интересно, что для поколения Z, которое в принципе выросло большими индивидуалистами, этот фокус на себе часто становится большим препятствием.
Совет: Партнерство и командный дух никто не отменял. Коллеги могут не только помочь советом, но и поддержать в трудный момент. Часто именно они становятся носителями мнения двигать ли вас или оставить на текущем месте.
Ошибка №3: Заниматься интригами и строить козни против коллег
Как ни странно, эта ошибка — частый «спутник» в офисах, даже в условиях современного рабочего мира, когда коллеги могут работать из разных уголков планеты. Попытки строить интриги, распространять слухи и соревноваться в умении интриговать вызывают исключительно недоверие. Если раньше эти игры были возможны, то сейчас, когда решения и задачи часто фиксируются в электронных документах, записываются и отслеживаются, каждый конфликт имеет более прозрачную форму. Да и времени и энергии уже на это тратить многие руководители не хотят.
Совет: Все проблемы в офисе решаются исключительно разговорами. Пока ничего другого не придумано. Если между вами и коллегой возникло разногласие, лучше всего решить его открыто, без коварных планов за спиной. В современном рабочем мире, где на первый план выходит прозрачность, на вершину идут те, кто строит доверительные отношения, а не погружается в подковерные игры.
Ошибка №4: Перегружать себя задачами, чтобы продемонстрировать свою значимость
На старте карьеры многие полагают, что если брать на себя максимум задач, то это вызовет уважение. Однако брать на себя слишком много — значит рисковать, что задачи не будут выполнены должным образом, или, того хуже, что вы сами «сгорите» на этом этапе. Более того, большая ошибка думать, что перфекционизм в исполнении и постоянная готовность взять больше станут ключом к карьере. Это как правило путь к выгоранию.
Совет: Определяйте приоритеты и не бойтесь отказываться от дополнительных задач, если понимаете, что не успеваете. Работодатели ценят сотрудников, которые умеют разумно распределять ресурсы, а не превращать свою занятость в жонглирование непосильным объемом работы. И не забудьте, что теперь, когда ИИ может автоматизировать многие рутинные задачи, вы можете сосредоточиться на более креативных и значимых аспектах работы.
Ошибка №5: Слишком активно демонстрировать амбиции
Да, каждый хочет стать успешным. Но заявлять о своих амбициях на каждом шагу — это, как правило, не самый лучший способ построить карьеру. Когда человек слишком много говорит о своих ожиданиях и стремлениях, коллеги начинают воспринимать это как легкую навязчивость, а руководство может заподозрить в вас излишнее самомнение.
Совет: Пусть ваши результаты говорят за вас. Настройтесь на достижение конкретных успехов, которые подтвердят вашу значимость. В эпоху прозрачной корпоративной культуры и широкого использования цифровых инструментов ваши достижения будут видны всем и без лишних слов.
Таким образом, секрет карьерного успеха в том, чтобы оставаться человеком в мире технологий и карьеризма. Искусственный интеллект и робототехника меняют мир работы, но ключевые принципы карьерного этикета остались прежними. Прямолинейность, смелость, открытость и умение взаимодействовать с людьми — качества, которые помогают достичь успеха.