
Когда о нем говорят в самой превосходной степени, более того, когда он говорит о себе в этом духе сам, невольно соглашаешься и киваешь головой: лучше сочетания уникальных природных данных и труда гениальных педагогов мир еще не видел. Команда Леди Mail собрала снимки Николая Цискаридзе — лучшего Щелкунчика.
Николай Цискаридзе на сцене

Будем откровенны: перечисление всех спектаклей, в которых был задействован Николай Цискаридзе, и всех его ролей, коих не меньше семидесяти, займет у читателя времени не меньше, чем гомеровский список кораблей. И все же не рассказать о самых крупных и барочно-интересных жемчужинах карьеры артиста нельзя.





Критики сходились во мнении, что злой гений Ротбарт из балета «Лебединое озеро» в исполнении Николая Цискаридзе был настолько характерным и привлекательным в самом мрачном смысле слова героем, что запросто перетягивал на себя внимание с исполнителей главных ролей.

Постоянный участник возрожденных «Русских сезонов», Николай Цискаридзе в 2007 году стал первым в России танцовщиком, от и до исполнившим партию Фавна в скандальном в свое время одноактном балете с хореографией Вацлава Нижинского и музыкой Клода Дебюсси. «Послеполуденный отдых Фавна» с российским артистом покорил Париж — Цискаридзе доказал свою универсальность и, если угодно, близость к совершенно животному уровню исполнения.

За балет «Пиковая дама» великий французский хореограф Ролан Пети первым — и пока что единственным — иностранцем получил российскую Государственную премию. Без знакомства Пети с Цискаридзе «Пиковой дамы» могло бы и не состояться: балетмейстер не собирался начинать работу, пока не нашел своего Германна. Пушкинский герой у Николая Цискаридзе получился на грани человеческих возможностей. Вернее, если говорить о Цискаридзе, возможностей нечеловеческих.
Николай Цискаридзе в роли Щелкунчика-принца

Впервые Николай Цискаридзе получил партию в главном новогоднем балете мира в 21 год — а мечта, хоть и очень детская, была у будущего премьера с очень юного возраста, когда Цискаридзе увидел спектакль в Большом вживую.
С 1995 года артист танцевал партию Щелкунчика-принца на сцене Большого театра 101 раз, а сколько еще ему приходилось выступать под бессмертного и понятного любому землянину Чайковского за рубежом — и сказать не возьмемся.

Как рассказывал Николай Цискаридзе в интервью, за те самые сто один раз, которые публика в зале главного театра страны приходила посмотреть «Щелкунчик», его физическая форма не подводила: танцовщик просто не дал этому случиться, вовремя завершив карьеру, до того, как зрителю стало бы видно отсутствие необходимой любому балетному артисту легкости.
Костюм — один и тот же, талия — 66 сантиметров. Какой была в 21, такой осталась в 39. Ну и так иногда смотрю, думаю: боже, как хорошо я танцевал, как мне не стыдно! Честно. Не подумайте, что я хвалюсь.
Приятнее всего нам, потенциальным зрителям, осознавать, что дороги у легендарной балетной сказки и не менее легендарного мастера все еще не просто пересекаются, а совпадают: ныне ректор Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой следит, как «Щелкунчика» исполняют его ученики. Мало кто уже помнит, что «Щелкунчик» поначалу создавался как произведение для юных артистов: куклы, солдатики, снежинки и главные герои представляли из себя либо детей, либо очень юных подростков. Первому в истории Щелкунчику было 17, первой Мари (Кларе или Маше) — 12 лет.