
В СССР отдавали предпочтение отечественным производителям. Это касалось всего — от одежды и продуктов питания до автомобилей. У советских граждан был свой «топ» машин, которые они выбирали чаще всего. Стоит отметить, что автомобиль в СССР в принципе долгое время считался предметом роскоши, а вовсе не средством передвижения.
«Волгу» могли позволить себе наиболее состоятельные граждане. Для тех, чьи доходы были поменьше, самыми оптимальными вариантами были «Москвич» и «Жигули». Эти машины можно купить и сейчас, и их ценовая категория явно будет ниже иномарок.
Мы решили посчитать, насколько доступны были «Жигули» в пересчете на современные деньги, и действительно ли их можно было считать бюджетным вариантом.
Сравнение по прожиточному минимуму

Именно такую методику расчета использовали журналисты одного из крупных российских изданий. Для более развернутого анализа они сравнили советские и российские рубли и взяли на вооружение уровень прожиточного минимума на сегодняшний день и в период, когда советские «Жигули» пользовались популярностью.
Так, в 1970-е годы прожиточный минимум составлял 50 рублей, в то время как аналогичный показатель в Российской Федерации (по данным на 2020 год) — 12130 рублей. Таким образом приходим к выводу, что один советский рубль равнялся примерно 243 современным российским.
Зарплаты советских граждан

Чтобы понять, насколько дорогими были советские автомобили, стоит знать примерные доходы граждан в СССР. Так, медсестра получала около 80 советских рублей (около 20 000 российских), молодой специалист — от 65 до 130 рублей (от 15 800 до 31 600 рублей), рабочий производства — 180 рублей (около 44 000 рублей).
Сотрудник вооруженных сил в СССР получал 270 рублей, что в переводе на современные деньги — около 65 600 рублей. Начальнику участка платили 400 рублей, то есть около 97 000 рублей на современные российские деньги.
Для сравнения: сегодняшняя средняя зарплата по России, не считая отдельные регионы, составляет около 55-70 тысяч рублей.
Стоимость других советских авто
Еще один вариант проанализировать возможную стоимость автомобиля «Жигули» в пересчете на современные деньги — сравнить цены на другие машины. Так, ВАЗ-21011 раньше стоил 5620 рублей. Пересчитав сумму, беря за «отправную точку» советский прожиточный минимум, получаем 1 365 660 российских рублей.
Для сравнения: популярная в СССР «Копейка» версии 1980-х годов (21013) стоила 7300 рублей, что в пересчете на современные деньги равно 1 773 900 рублей.
Еще один автомобиль, который в «Союзе» пользовался популярностью, — «Москвич». Его цена в 1975 году составляла 4936 рублей. В пересчете на современные российские деньги — 1 199 448 рублей, то есть практически 1,2 миллиона рублей.

Среди бюджетных вариантов авто популярностью в СССР пользовался ЗАЗ-968, который можно было купить за 3000 рублей (или 729 000 по современным меркам).
«Волгу» (ГАЗ-21), скорее, можно было отнести к элитному советскому варианту автомобиля. В 1970 году она продавалась за 8500 советских рублей, или 2 065 500 российских рублей.

Исходя из перечисленной выше информации, можно прийти к выводу, что в СССР «Жигули» находились в среднем ценовом сегменте в сравнении с другими советскими автомобилями.
Сравнение по курсу доллара
Еще один вариант «прикинуть» цену «Жигулей» в пересчете на современные деньги — взять в расчет курс доллара США тогда и сейчас. Следуя этой методике, получаем примерно такие суммы: 800 тысяч рублей за «Жигули», 1 180 00 рублей за «Волгу», 420 тысяч рублей за ЗАЗ-968 и 680 тысяч рублей за «Москвич».

Как видим, если опираться на различные подсчеты, «Жигули» в Советском Союзе относились к среднему ценовому сегменту среди отечественных автомобилей. Самый «люксовый» вариант при любых видах подсчетов — «Волга», а самый бюджетный — ЗАЗ-968.