
Если думаете, что Советский Союз был на все сто процентов изолирован от окружающего мира, это совсем не так. «Оберегать от контактов», как в фильме «Добро пожаловать, или посторонним вход запрещен», страну приходилось, но степень контроля в этой области была разной. Даже в самые бурные годы холодной войны в СССР невероятным успехом пользовались телепрограммы о жизни других. Редакция Леди Mail вспомнила о самых ярких ведущих той поры.
Валентин Зорин

Конечно, разговор о том, как советские зрители узнавали об «их нравах», нельзя вести без рассказа о самых ярких ведущих «Международной панорамы». Тележурнал выходил с 1969 года до самого перестроечного 1987 года, и хоть основной задачей ее ведущих и репортеров было показать, что на этом самом Западе происходит не так (а не так происходило да и происходит достаточно), для советских зрителей «Международная панорама» была настоящим окном в западный мир. А ведущие передачи были не дикторами, а именно практикующими журналистами-международниками, настоящими рок-звездами в профессии.
Валентин Зорин был как раз одной из таких ярких звезд — он был потрясающим специалистом по истории, политике и экономике Соединенных Штатов, что делало его идеальным рассказчиком о главном конкуренте Советского Союза, о его слабых местах и — самое удивительное! — о сходстве рабочего класса по обе стороны железного занавеса.





Зорин стал единственным журналистом из СССР, организовавшим собственное расследование убийства Джона Кеннеди — фильм «Загадки Далласа» скрупулезно исследует в первую очередь среду, в которой оказался молодой, харизматичный президент, демонстрирует положение и поведение его противников. И если Америка называла весь СССР «империей зла», то Валентин Зорин в своих работах яростно критиковал американские власти, пренебрегающие интересами своих же избирателей, американский колониализм, американский подход к политике. Но никогда не американский народ.
Генрих Боровик

Бойкий, гиперактивный, точнейший в определениях Генрих Боровик оказался самым молодым в плеяде ведущих «Международной панорамы» — выезжать за рубеж молодой журналист начал, когда ему было чуть за двадцать, именно он находился в команде Никиты Хрущева, прибывшей на выступление в Генассамблею ООН, именно он общался с Фиделем Кастро, рыбачил с Хемингуэем, а потом вместе с Романом Карменом создавал острейший фильм «Пылающий остров».





Глазами Генриха Боровика в СССР видели антивоенное движение в США, когда Линдон Джонсон продолжил бомбить Вьетнам. Шедшие вразрез с политикой вашингтонского обкома журналы в Штатах, например, только набирающий обороты Esqire, приглашали Боровика для гостевых публикаций. Генрих Боровик показывал советскому и иностранному читателю и зрителю, как выглядит западный империализм — развалины вьетнамского Ханоя, кровавый переворот в Индонезии, свержение и убийство Сальвадора Альенде в Чили. Кстати, авторская программа Генриха Боровика так и называлась — «Камера смотрит в мир».





Уже работая в «Международной панораме», Генрих Боровик также сотрудничал с режиссером Романом Карменом, создавая советско-американский документальный сериал о Великой отечественной войне, прошедший по 50 телеканалам США под названием «Неизвестная война». Сейчас Генриху Боровику 95 лет.
Александр Бовин

На советском телевидении Александр Бовин был исключением из множества правил. Когда этот большой, почти вальяжный, без галстука, в расстегнутом пиджаке и с неизменными и неуставными усами (до явления миру сначала Влада Листьева, а потом Леонида Якубовича еще были годы) начинал неспешно рассказывать об обстановке в мире, зрители вдруг чувствовали, что их не поучают, а что с ними делятся чем-то очень важным. И чертовски интересным.





Каждое слово, произнесенное Александром Бовиным в кадре, будто вышло из палаты мер и весов — точнее сказать было просто нельзя. Определенность была для журналиста очень важна: образование он изначально получил юридическое, а уж в этой области быстро учишься ценить не то что слово — даже знак препинания.
Для меня свобода слова есть возможность сказать то, что я хочу. На этом в принципе можно было бы поставить точку. Но точка не ставится: свобода слова требует ответственности за то, что ты говоришь. Зачастую журналисты делают акцент на слове «свобода», а не на том, что они отвечают за слово, которое сказали.
Удивительно, но журналистика в чистом виде была для Бовина чем-то вроде почетной ссылки — он долгие годы работал в Отделе ЦК по работе с компартиями соцстран, начальником его был будущий генсек Юрий Андропов, а речи он писал для Леонида Брежнева примерно с конца 1960-х. В 1972 году Бовин попал в опалу, его переназначили политобозревателем в «Известия», но если план ЦК заключался в том, чтобы приглушить голос Бовина, то он не очень удался. Ведь журналист-Бовин стал гораздо известнее простым жителям Советского Союза, чем Бовин-политтехнолог. По Союзу 1970-х гуляла шутка: если советского человека беспокоит Гондурас и отсутствие мировой стабильности, значит он наслушался Бовина.
Борис Вассин

Его называют самым загадочным телеработником СССР — советские зрители слышали его гораздо чаще, чем видели. И звук в этом случае был гораздо важнее, ведь Борис Вассин был голосом программы «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады».





Именно Вассин вместе с командой, работавшей над передачей, становился проводником между советскими меломанами и музыкой из-за железного занавеса. Рок советские чиновники в «Мелодии и ритмы» не особенно допускали, а вот диско считалось вполне себе нейтральным музыкальным жанром, главное — чтобы на экране обходилось без слишком откровенных костюмов и танцев. А так — на советский экран попадали и Boney M., и ABBA, и Далида, и Джо Дассен, и Аманда Лир, и целая череда любимых итальянских музыкантов, от Ricchi e Poveri до Тото Кутуньо.

А вот увидеть диктора Центрального телевидения Бориса Вассина можно было только в новостной студии: сводки он читал в гораздо более сдержанной манере, так что некоторые даже не догадывались сопоставить долгожданное «В эфире "Мелодии и ритмы зарубежной эстрады", добрый вечер, уважаемые товарищи!» с серьезным человеком в телевизоре.
Юрий Сенкевич

Путешественники, покорители нетронутых «цивилизацией» пространств всегда были советскими героями. Поколения и поколения советских мальчишек и девчонок мечтали о дальних странствиях, преодолении трудностей, непременно с риском для здоровья, но непременно же со счастливым финалом. Но только ко все тем же семидесятым мечта обрела телевизионный облик — улыбчивого, крепкого и бесстрашного Юрия Сенкевича.
Потомственный врач, он чуть не полетел в космос — Сенкевич долго работал в Институте медико-биологических проблем, который как помогал покорителям космоса, так и планировал отправить на орбиту своих самых выносливых сотрудников. Так что неудивительно, что Сенкевича отправили выживать в экстремальных условиях — на антарктической базе «Восток». Но с программой космического полета не сложилось: вместо нее у Юрия Сенкевича появилась другая жизнь и другая страсть, к земным путешествиям.





Вести «Клуб кинопутешествий» (именно так изначально называлась программа) Юрий Сенкевич начал в 1973 году, тогда у него за спиной уже были, например, путешествия с легендарным Туром Хейердалом, на его папирусных лодках «Ра» и «Ра-2» — неугомонный норвежец хотел доказать, что древние египтяне были способны пересекать океан, а еще решил, что в его международной команде судовой врач должен непременно обладать чувством юмора и быть русским. В Академии наук Хейердалу посоветовали Юрия Сенкевича — так началась их долгая дружба.
Именно Сенкевич готовил первую группу альпинистов из СССР перед восхождением на Эверест, из лагеря он снимал материалы для «Клуба», а всего команда телепрограммы объездила 125 стран мира. Гостями «Клуба путешествий» были Жак-Ив Кусто, Жан Майоль, разумеется, Тур Хейердал, Федор Конюхов и многие другие. Передача попала в Книгу рекордов Гиннесса как старейшая на советском телевидении, а потом она пережила и сам Союз — выпуски продолжали выходить до 2003 года, до самой смерти Юрия Сенкевича.