Музыка из телепередач СССР: как зарубежные хиты попадали в заставки

У музыкальных редакторов на советском телевидении были потрясающий вкус и большая находчивость. Иначе не объяснить, почему в передачах СССР часто звучала очень яркая зарубежная музыка. Об иностранных хитах, вошедших в советский культурный код рассказывает команда Леди Mail.
Автор лонгридов
Программа «В мире животных»
Программа «В мире животных»Источник: РИА Новости

Золотой век советского телевидения пришелся на 1970-е годы: количество (и что важно, качество) самых разных программ обо всем и сразу стало стабильно расти. И хоть внутренняя конкуренция между телепередачами была очень условной ввиду отсутствия рекламы как класса, внимание зрителя нужно было привлекать. Часто это делалось с помощью заставок, где огромную роль играла не только картинка, но и узнаваемая музыка — позывные, на звуки которых жители квартир собирались поближе к экрану. Редакция Леди Mail выясняла, как в советские передачи попадали иностранные мелодии — от эстрады до музыкального авангарда.

«В мире животных»

Ведущий Николай Дроздов
Николай ДроздовИсточник: РИА Новости

Проясним сразу вопрос с авторским правом. Условия так называемого «железного занавеса» с одной стороны ограничивали проникновение иностранной музыки, особенно идеологически неблагонадежной. Но, с другой стороны, юридически мало что могло помешать внутри Союза пользоваться зарубежной музыкой, не заботясь выплатой авторских отчислений: Всемирную конвенцию об авторском праве Советский Союз подписал только в 1973 году, а музыку, написанную за рубежом до этого времени, как раз и можно услышать в таких родных и ламповых передачах родом из СССР.

Поль Мориа
Поль МориаИсточник: Michael Ochs Archives / Stringer / Getty Images

Особой любовью советских телевизионщиков пользовался французский композитор и, главное, аранжировщик Поль Мориа. Как автор Мориа сотрудничал с Шарлем Азнавуром и Далидой, но самую большую славу получил как руководитель собственного оркестра, который занимался тем, что сейчас называют каверами. Оркестр создавал новую, чаще всего инструментальную, версию известного хита, а часто такая версия превосходила по популярности оригинал, а то и вовсе вытесняла его.

Собственно, композиция Alouette («Жаворонок»), записанная оркестром Мориа в 1971 году, стала ярчайшим примером такого развития событий. Мелодия продолжает пробуждать теплые чувства даже у российских зумеров — они ведь тоже хоть недолго, но росли под передачу Николая Дроздова «В мире животных», а начиналась и заканчивалась она именно «Жаворонком».

Поль Мориа
Поль Мориа
Поль Мориа
Поль Мориа
Поль Мориа
Французский музыкант Поль Мориа

Но забавнее всего, что изначально известная в нашей стране мелодия имела совсем-совсем несоветское происхождение. Дело в том, что композиция Alouette родилась из... рождественской кантаты для хора «Паломничество». Написал ее в середине 1960-х аргентинский композитор Ариэль Рамирес. Его французским коллегам мелодия понравилась, они заменили духовные стихи на милую любовную лирику, получив песенку про жаворонка и влюбленную пару. Поль Мориа, в свою очередь, вовсе лишил композицию текста, оставив только нежную и трогательную мелодию, к которой российский слушатель уже по определению мысленно добавляет родной голос Николая Дроздова: «Здравствуйте, дорогие друзья!»

«Кинопанорама»

Студия программы «Кинопанорама»
Студия программы «Кинопанорама»Источник: РИА Новости

Оставлять в покое творчество Поля Мориа в СССР не собирались: другая композиция в аранжировке французского мастера появилась в нашей программе «Кинопанорама». Передача рассказывала про отечественные и даже зарубежные новинки, снимала сюжеты о советских мастерах киноискусства, проводила душевные телевечера.

Ведущими обязательно были любимцы зрителей: Зиновий Гердт, Олег Табаков, Юрий Яковлев, Ростислав Плятт. Часто о коллегах рассказывали в кадре и режиссеры — от Григория Александрова (!) до Эльдара Рязанова.

А в качестве открывающей мелодии редакторы выбрали инструментальную версию популярнейшей во всем мире песни французской дивы Мирей Матье — Pardonne-moi Ce Caprice D’enfant. А играл ее снова гранд-оркестр Поля Мориа. Но можно сказать, кстати, что любовь у Мориа и России была взаимная и давняя: в 1965 году у аранжировщика вышел целый «Русский альбом», где он без всяких авторских отчислений переосмыслял и «Полюшко-поле», и «Катюшу», и «Подмосковные вечера». Так что один-один.

Прогноз погоды

Что могло быть в эпоху без Интернета важнее, чем прогноз погоды? Решительно ничего. Поэтому даже если бы на фоне во время заветного «По сведениям Гидрометцентра СССР, завтра...» играло что-то невзрачное, мелодию бы быстро запомнили. Но, к счастью, долгие годы прогнозы сопровождались инструментальной версией песни Manchester et Liverpool, в аранжировке Франка Пурселя. Оригинал же пела Мари Лафоре.

Удивительно, но грустная песня про потерянную любовь, застрявшую где-то между дождливым Манчестером и туманным Ливерпулем, для нашей необъятной прочно ассоциируется с самым, наверное, важным — с домом, где стоял телевизор, а дикторы ЦТ старательно озвучивали сводки метеорологов.

Кстати, каверы на песню Лафоре существовали на русском языке. Самый успешный в 1973 году записал Муслим Магомаев — Роберт Рождественский написал на любимую в СССР мелодию стихи, так появилась «Песня прощения».

«Международная панорама»

Александр Бовин в студии передачи «Международная панорама»
Александр Бовин в студии передачи «Международная панорама»Источник: Кадр из фильма

Неизвестный, но явно подкованный меломан с Центрального телевидения подобрал просто потрясающие позывные для одной из самых интеллектуальных, но вместе с тем популярных программ — «Международная панорама». Музыка была одновременно мелодичной и при этом почти тревожной, буквально наэлектризованной, как и сами репортажи из-за рубежа, собранные советскими мастерами журналистики.

А скрывалась за крутящимся на экране глобусом американская группа The Ventures. Может, современному читателю это название мало что скажет, но в свое время гитарный квартет получил негласный титул «группы, запустившей тысячи групп». Дело в том, что The Ventures, начавшие экспериментировать с гитарным звуком в самом конце сытых американских 1950-х, так удачно «поженили» модный тогда калифорнийский серф-рок с самым настоящим психоделом, что подтолкнули к экспериментам буквально сотни молодых музыкантов, от группы The Beach Boys (очевидно) до гитарных мастодонтов, вроде Брайана Мэя из Queen или Марка Нопфлера из Dire Straits.

Группа The Ventures
Группа The Ventures
Группа The Ventures
Группа The Ventures
Группа The Ventures
Группа The Ventures

Композиция, игравшая в «Международной панораме», называлась максимально емко — Vibrations, выпустили ее The Ventures в 1967 году. А еще музыку группы использовал в своем кино известный любитель ретро Квентин Тарантино — Surf Rider играет в «Криминальном чтиве».

«Что? Где? Когда?»

Съемки передачи «Что? Где? Когда?»
Съемки передачи «Что? Где? Когда?»Источник: Игорь Зотин/ТАСС

Многие думают, что не менее психоделическая музыка из «Что? Где? Когда?», играющая во время раскрутки волчка, иностранная. Ан нет, заводную и немного нервную мелодию для банджо написал советский музыкант Геннадий Бондарев, он играл на этом самом банджо в Диксиленде Альберта Мелконова. Иностранщина пробралась в советскую и российскую игру с другой стороны — музыкальная тема черного ящика написана в Германии, а переосмыслена известным аранжировщиком Джеймсом Ластом.

Джеймс Ласт
Джеймс Ласт
Джеймс Ласт
Джеймс Ласт
Джеймс Ласт
Джеймс Ласт

Композиция называется Ra-Ta-Ta, ее авторы — Крис Ювенс и Христиан Хайльбург, записали они ее в 1967 году, произведение всем пришлось по вкусу, в разных странах, от Финляндии до Франции нашлись певцы, которые перезаписывали Ra-Ta-Ta на разных языках. Вскоре немец и тоже руководитель собственного оркестра, весьма знаменитого, Джеймс Ласт (который по паспорту никакой не Джеймс, а Ганс) в 1970 году записал свою версию разухабистой мелодии.

Стоит сказать, что в восьмидесятые в «Что? Где? Когда?» звучание Ra-Ta-Ta было другим, версия Джеймса Ласта не использовалась, вместо нее включали версию испанского коллектива Los Javaloyas. Зато сейчас на играх черный ящик вносят строго под полюбившийся нашим зрителям вариант.