Бывший эзотерик Алексей Похабов: «Кто-то успокаивает невроз просмотром сериалов, а кто-то идет к экстрасенсам»

С 3 марта на телеканале «ЧЕ!» в 22-00 с понедельника по четверг будет идти третий сезон реалити-разоблачения «Антимагия». Ведущий проекта — бывший эзотерик Алексей Похабов — победитель седьмой части «Битвы экстрасенсов», эксперт по психологическому развитию и эмоциональной поддержке, рассказал в интервью, чего ждать зрителям от нового сезона и почему, несмотря на разоблачения лжемагов, рынок эзотерики продолжает расти.
Звездный интервьюер
Алексей Похабов в реалити «Антимагия»
Алексей Похабов в реалити «Антимагия»

— Алексей, чего зрителям ждать от новых выпусков «Антимагии» на «ЧЕ!»?

— Интересных разоблачений. У нас в этом сезоне было много очень занятных персонажей. Мы попадали как на людей, которые искренне верят в то, чем занимаются, так и на откровенных мошенников, пытающихся раскрутить наших агентов на деньги, причем, некоторые делали это весьма искусно, кто-то даже с применением цыганского гипноза. Плюс в новых сериях мы повышаем ставки: не просто выводим мракобесов на чистую воду, но и пытаемся их перетянуть на сторону света и заставить отказаться от их практики. В нескольких случаях, кстати, нам это удалось.

— В ходе проекта вы разоблачаете псевдомагов и лжеэзотериков. Какое разоблачение вам запомнилось больше всего?

— Первой на ум пришла цыганка Тереза. Она пыталась разными психологическими методами убедить клиентку — нашего тайного агента — взять кредит на оплату ее услуг. Цыганка сказала, что видит на ней порчу, на снятие которой есть всего лишь четыре дня.

Что будет если ее не снять, она не сообщила, зато за свое «колдовство» цыганка потребовала 350 000 рублей и, когда наш агент сказала, что таких денег у нее нет, Тереза «по-доброму» посоветовала ей взять кредит «хотя бы тысяч на сто». От такой наглости вся наша съемочная группа просто потеряла дар речи. А когда наш агент сказала цыганке, что ее снимают, она очень возмущалась и стала звонить своему адвокату.

Алексей Похабов
Алексей Похабов

— Среди хейтеров проекта «Битва экстрасенсов», победителем седьмой части которого вы являетесь, популярен фильм-расследование Бориса Соболева «Идущие к черту», разоблачающий лжемагов. Что вы о нем думаете?

— Считаю, этот проект положил тренд на разоблачение лжеэкстрасенсов. «Идущие к черту» — крайне поучительный и своевременный проект, сделанный очень профессионально. Наверное, он в какой-то мере тоже повлиял на то, что со временем моя вера в то, что я делаю, стала таять.

Алексей Похабов
Алексей Похабов

— Почему, на ваш взгляд, люди по-прежнему продолжают прибегать к услугам магов-экстрасенсов?

— Во-первых, сегодня мы все живем в стрессе, окруженные тяжелой эмоциональной и политической обстановкой. А в трудные времена люди идут к мракобесам с огромной охотой — вдруг они подарят им надежду на лучшее?

Когда люди на нервах, им сложно думать, все их усилия направлены не на мыслительный процесс, а на поиск выходов из стресса. Кто-то успокаивает свой невроз просмотром сериалов, кто-то топит горе в алкоголе, а кто-то — идет к экстрасенсам. Это второе.

В-третьих, когда у человека в жизни все рушится по всем фронтам, маги и чародеи всегда подскажут, почему так происходит. Нет, не потому что нужно начать жить по-другому и работать над собой, а из-за того, что Юпитер в Весах, а Венера в Стрельце. И многим нравится такое объяснение, ведь оно снимает с тебя ответственность, помогает расслабиться, дает уверенность: ты ни в чем не виноват, это просто планеты так распорядились.

Наша психика устроена чудесным образом: мы зачастую правдой считаем не то, что объективно ею является и научно доказано, а то, что снимает с нас напряжение.

Еще один немаловажный фактор: благодаря тем же соцсетям всем лжеспециалистам сегодня невероятно удобно продвигать и монетизировать свои услуги. И людям, чтобы попасть на прием к гадалке, больше не надо ехать в какую-то глухую деревню, а достаточно зайти во всем известную запрещенную соцсеть.

В связи с этим, несмотря на всевозможные разоблачения, рынок эзотерики с каждым годом активно растет. Правда, становится он все примитивнее и примитивнее — в нем господствуют астрология и карты Таро в сочетании с различными простейшими психологическими манипулятивными техниками.

Современная эзотерика стала очень поверхностной. Когда я начинал ею заниматься, она представляла собой обширную картину мира с глубокими познаниями, а сегодня все превратилось в то, что по твоей дате рождения тебе могут запросто «предсказать» будущее в самых мельчайших подробностях (спойлер — это, безусловно, невозможно).

Алексей Похабов
Алексей Похабов

— Вы победили в седьмой части «Битвы экстрасенсов», но после ухода с шоу перешли на сторону науки и стали отрицать наличие в мире чего-то сверхъестественного. Не возникало ли к вам претензий со стороны продюсеров проекта? Ведь он сделал вас знаменитым, а вы рассказали о нем нелицеприятную правду.

— Что интересно — нет. Более того, в прошлом году меня звали стать участником шоу «Экстрасенсы. Битва сильнейших». Я говорю: ребят, вы чего, я же уже давно отрекся от всего этого. Но их это не смутило, еще и деньги предложили за съемки в этой программе. Я, естественно, отказался.

— У продюсеров к вам претензий не было, а у коллег по проекту?

— У коллег тоже не было, а вот у моих студентов, которых после окончания «Битвы экстрасенсов» я обучал магии, — были. «Что же вы так, Алексей, ведь мы верили в ваши уникальные способности», — писали мне они. На что я отвечал, что и сам верил, но ошибался.

Много благодарных мне людей нашлось после того, как я отрекся от магии — мне каждый день писали, что последовали моему примеру и, вдохновленные им, смогли вырваться из эзотерического мрака.

— После того как вы отреклись от магии, многие вас захейтели: мол, сделали себе имя на проекте, открыли после него школу по развитию экстрасенсорных способностей, заработали на ней, а потом резко поменяли свое мнение о магии. Что вы можете ответить таким хейтерам?

— Я даже не знаю об их существовании. В последний год я не веду соцсети. Я в принципе никогда не любил эту «жизнь напоказ», но в какой-то период как лицо медийное был обязан играть по правилам шоу-бизнеса и вести свой блог. В последнее же время делать это мне не нужно, и я даже не интересуюсь, кто меня любит, а кто — не очень. У меня нет на это времени.