Искусствовед Елизавета Фролова: «Образование и креатив — ключевые элементы успеха художника»

С 3 по 6 апреля в Гостином дворе пройдет ярмарка современного искусства «Арт Россия», которую организуют Корпорация «Синергия» и искусствовед Елизавета Фролова. В интервью Леди Mail она выделила ключевые тренды в современном искусстве, а также рассказала, зачем художнику получать образование.
Автор лонгридов
Искусствовед Елизавета Фролова
Елизавета ФроловаИсточник: Пресс-служба

 — Что для Вас сейчас современное искусство?

Современное искусство помогает выстраивать культурные мосты между разными людьми, сообществами и странами. Это то, что объединяет, вдохновляет, помогает ответить на вопросы современной истории. Хочется верить, что произведения и работы, которые мы видим сейчас, станут культурным наследием в будущем.

Елизавета Фролова
Елизавета Фролова
Елизавета Фролова
Елизавета Фролова
Елизавета Фролова и Вадим Лобов
Елизавета Фролова

— Как вдохновитель и соорганизатор ярмарки, расскажите, какие тренды в нашем современном искусстве видите Вы?

Ключевые тренды актуальны уже на протяжении нескольких лет. В первую очередь это развитие локальной культуры, исследование национального наследия разных народов. Интерес к этнической культуре растет с невероятной скоростью, все больше галерей каждый год открывают очень сильных художников в этом направлении. Например, в «Ханхалаеве» выставляется Зорикто Доржиев, в чьих работах академические традиции в искусстве тесно переплетены с бурятской культурой. Я думаю, что в 2025 году мы увидим еще больше ппроизведений, отражающих уникальные традиции, узоры, истории регионов.

Ярмарка современного искусства «Арт Россия»
Ярмарка современного искусства «Арт Россия»Источник: Пресс-служба

Второй тренд — это ностальгия. И в кино, и в изобразительном искусстве прослеживается определенная эстетика, вдохновленная предыдущими эпохами. Особенно активно сейчас романтизируют 90-ые и 2000-ые года — все чаще в отрасли фигурируют такие термины, как «брутализм», «конструктивизм», «панельные дома», «артефакты Перестройки». Уверена, в текущем году мы продолжим наблюдать, как художники осмысливают ушедшие эпохи в своих работах, и, конечно, увидим их на ярмарке «Арт Россия».

Остаются в тренде и продолжают набирать популярность современные технологии — VR, AR и искусственный интеллект. Нравится нам это или нет, новые инструменты уже являются неотъемлемой частью мира искусства и влияют на восприятие как зрителей, так и художников.

Ярмарка современного искусства «Арт Россия»
Ярмарка современного искусства «Арт Россия»Источник: Пресс-служба

Ну и, конечно, популяризация арт-рынка. Искусство становится более массовым. Если ранее искусство было привилегией для отдельных социальных каст, то сейчас оно ближе, чем кажется, и доступно многим.

— Как Вы относитесь к нейросетям как к инструменту для создания искусства? Предлагают ли для экспозиции произведения, выполненные с помощью ИИ? Есть ли критерии, опираясь на которые, Вы решаете: принять или нет экспонат на ярмарку?

Мы относимся к нейросетям спокойно. Где-то они помогают художнику, но могут и мешать: мы видим новые имена, которые пытаются опираться только на искусственный интеллект, что, наверное, не всегда правильно. Как искусствовед старой закалки я продолжаю считать, что именно человек рождает новые смыслы: не только перерабатывает уже имеющееся и выдает микс прежнего, а создает что-то новое. Конечно, к нам подаются художники, которые создают свои работы во взаимодействии с ИИ, некоторые из них будут представлены на ярмарке.

Что касается критериев, мы оцениваем общую новизну произведения, актуальность использования художественных приемов, совершенство технического исполнения.

Ярмарка современного искусства «Арт Россия»
Ярмарка современного искусства «Арт Россия»
Ярмарка современного искусства «Арт Россия»
Ярмарка современного искусства «Арт Россия»
Ярмарка современного искусства «Арт Россия»
Ярмарка современного искусства «Арт Россия»

— Ваше сотрудничество с Корпорацией «Синергия» началось именно с образования. Но многие СМИ, в том числе соцсети, создают впечатление, что сейчас образование в классическом понимании не так важно для создания художественных произведений, а важнее всего практика. Некоторые скептики вовсе считают, что современное искусство равно дилетантству. Расскажите, а как и чему учат сейчас людей, желающих связать свою жизнь с искусством, особенно с современным?

Перед тем как создать совместный проект — ярмарку современного искусства «Арт Россия», мы с Корпорацией «Синергия» вместе работали над созданием образовательных программ для тех, кто сопровождает искусство: кураторов, арт-менеджеров. Стоит отметить, что они не касались именно художественного образования, мы не обучали тех, кто создает искусство. Вначале мы работали в области допобразования, впоследствии создали факультет арт-бизнеса.

Ярмарка современного искусства «Арт Россия»
Ярмарка современного искусства «Арт Россия»Источник: Пресс-служба

Но если говорить непосредственно про художников, образование, безусловно, нужно, причем важно разносторонне развиваться. Например, в Университете «Синергия» представлено значительное количество программ и курсов, которые позволяют развивать «насмотренность». Среди них — направления «искусство и дизайн», «графический дизайн и виртуальная дополненная реальность» и другие. Кто бы что ни говорил, образование дает технический навык, который необходим для развития художественной карьеры.

Но нужно понимать, что классическое художественное образование в том фундаментальном формате, который есть в России, иногда убивает креативную сторону. И мы видим художников, которые стали шикарными академистами, но не могут найти новые идеи и продолжают следовать заветам Поленова, Айвазовского и так далее, по сути копируя их произведения. Это нехорошо. Образование должно дополняться креативной составляющей, тогда художника ждет успех.

— Нужно ли искусству меценатство? Как сейчас оно развивается в России?

Ярмарка современного искусства «Арт Россия»
Ярмарка современного искусства «Арт Россия»Источник: Пресс-служба

Безусловно, искусству нужна поддержка ценителей. К сожалению, меценатство в искусстве сегодня уже не массовое явление, а точечное, индивидуальное, и иногда кажется, будто сейчас эта деятельность затихла. Но хочется верить, что те молодые люди, которые заинтересованы в коллекционировании и постепенно начинают свой путь в арт-сфере, со временем поймут, что поддержка искусства — это первое, что помогает его развивать и выводить на новый уровень. Поэтому есть надежда на то, что просевшая сейчас тема с меценатством сможет возобновиться в будущем. Не зря после ярмарки «Арт Россия», 13 апреля, у нас отмечается День мецената. Хочется верить, что после нашего масштабного события появятся новые имена, которые привлекут внимание не только российского, но и международного сообщества с точки зрения помощи художникам и миру искусства в целом.

— Что сейчас важнее для современного художника: непосредственно предметы искусства, которые он создает, его мастерство исполнения, или его собственная история, репутация и медийный образ? Брендирование в современном искусстве сейчас важнее содержания?

Ярмарка современного искусства «Арт Россия»
Ярмарка современного искусства «Арт Россия»Источник: Пресс-служба

Смотря для кого и в какой момент. Сегодня время хайпа, художники это чувствуют и пытаются «выстрелить». Но с точки зрения исторической значимости и художественной ценности хайп никогда не превзойдёт авторскую новизну в работах, техническое совершенство, новые художественные приемы. Да, важно развивать личный бренд художника, выходить из мастерской, выстраивать связи. Но, развивая репутацию, не нужно забывать о том, что обертка никогда не будет важнее содержания.

— В этом году на «Арт России» впервые будут стенды дружественных стран. Чему, как Вам кажется, могут научиться наши художники у зарубежных коллег? И чему опыт контактов с российскими авторами может научить иностранцев?

Ярмарка современного искусства «Арт Россия»
Ярмарка современного искусства «Арт Россия»Источник: Пресс-служба

Взаимообмен между творческими людьми в целом очень полезен, здесь даже не важно, кто кого чему научит. Я знаю, что для иностранцев, например, важен академический опыт российских художников, но этому не научить моментально: для этого надо создавать школы и представительства в зарубежных странах. Пока этого нет, будет развиваться обмен идеями, впечатлениями, текущими реалиями, мнением художников, в том числе на таком мероприятии, как «Арт Россия». Общение — это основа для выстраивания долгосрочных отношений в будущем, тех самых культурных мостов для совместного развития, открытия школ, чтобы иностранцы могли делиться своим опытом, а отечественные авторы узнавали международный контекст и взамен могли давать навыки художникам из дружественных стран уже в зарубежных филиалах.