
От детских сказок до самых редких классических записей, от музыки народов мира до джазового авангарда — фирма «Мелодия» долгие годы оставалась проводником советских людей в мир музыки. Об истории всесоюзного феномена производства рассказывает команда Леди Mail.
Как появилась фирма «Мелодия»

Официально фирма «Мелодия» начинает отсчет своей истории с 1964 года, хотя музыкальную продукцию в СССР производили и до этого. Но в шестидесятые, когда страна оправилась после разрушительной Великой Отечественной войны, возникла необходимость объединить разрозненные заводы, экспериментальные студии, студии звукозаписи и, что немаловажно, точки сбыта в работающую на одних и тех же правилах сеть, подчиняющуюся Минкульту.
Специально для новой фирмы художник Андрей Крюков, известный плакатист, мастер промышленной графики и руководитель столичного комбината «Промграфика», разработал логотип. Не обошлось без модной космической тематики: из края горизонтально расположенной спирали в центр и вверх взмывают два пика заглавной буквы «М», одна из которых стремится к звезде.
Производства и магазины: где и как делали и покупали пластинки в СССР

География «Мелодии» благодаря объединению мощностей была впечатляющей. Одним из главных производств фирмы стал завод в подмосковной Апрелевке, основанный как частная мануфактура еще в 1910 году, но после революции национализированный. Еще в СССР было четыре крупных завода полного цикла производства виниловых пластинок: в Ленинграде, в Риге и в Ташкенте, и это не считая не упомянутого в историческом приказе об объединении Бакинского завода грампластинок, а также небольших артелей по всему Союзу, работающих только над одним из этапов создания пластинки, передавая продукцию по цепочке. Среди советских меломанов ходили слухи, что пластинки, созданные на Рижском заводе «Мелодии» отличаются более качественным звуком: там довольно рано перешли на стереофонию, да и на экспорт их продукция отправлялась чаще. Но и открытый после войны Ленинградский завод не уступал в качестве пластинок: работало производство на немецком оборудовании, которое СССР получило по репарациям.




Кроме заводов и артелей, в состав фирмы «Мелодия» входили еще и студии звукозаписи: Московская, Ленинградская, Тбилисская, Алма-Атинская, Вильнюсская и Ташкентская. Именно там появлялись на свет те самые хиты, составляющие золотой фонд советской эстрады — песни Муслима Магомаева, Анны Герман, Льва Лещенко, Майи Кристалинской и множества других потрясающих исполнителей. Также на предприятиях «Мелодии» реставрировали старые пластинки, вели обширный архив и занимались экспериментами в области звукозаписи.





Ну и, разумеется, продукцию самой крупной государственной фирмы в области звука нужно было реализовывать, для чего в стране существовали магазины, ставшие также частью советской поп-культуры: например, в фильме «Я шагаю по Москве» героиня Галины Польских работает именно в отделе грампластинок в ГУМе — сцена с крылатой фразой о выросшем Робертино Лоретти как раз оттуда.





Главный магазин фирмы «Мелодия» появился на Новом Арбате — прямо рядом с легендарным кинотеатром «Октябрь». Привлекательное здание из бетона и стекла было одновременно монументальным и легким, витрины «Мелодии» оформляли ведущие художники, первый этаж магазина был отдан под пластинки советских авторов и музыкантов соцблока, а на втором этаже можно было достать и более редкие издания.
Самые необычные пластинки «Мелодии»

Разумеется, на правах государственного монополиста «Мелодия» жестко отбирала иностранные материалы для публикации в СССР. И все же сотрудничала фирма с ведущими зарубежными звукозаписывающими компаниями: EMI, Polydor International, Deutsche Grammofon, Decca и другими. Порядка нескольких сотен иностранных исполнителей могли выпускаться в СССР, так что в коллекциях у многих можно обнаружить пластинки ABBA, The Beatles, Элтона Джона, Дэвида Боуи, Тома Джонса, Джоан Базз и других. Но чаще удавалось создавать пластинки не с альбомами музыкантов, а сборниками их песен («Поет Дин Рид»), либо тематическими сборниками разных исполнителей на одном «виниле». Так, большой популярностью пользовались сборники французской эстрады с песнями Мирей Матье, Ива Монтана, Эдит Пиаф, пластинки «Зарубежная эстрада».

Если не удавалось получить согласие на публикацию потенциально популярного материала со стороны западных коллег, либо вопросы у Минкульта вызывали тексты песен, «Мелодия» шла на производственную хитрость. Композиции иностранных исполнителей записывались советскими музыкальными коллективами в формате инструментальной версии — такие каверы без слов тоже попадали в сборники «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады». Такие каверы могли быть тоже зарубежными — например, некоторые песни The Beatles могли записать в собственной аранжировке музыканты из Мексики. Популярными в СССР были аранжировщики Поль Мориа из Франции и Джеймс Ласт из Германии.

Чем по праву всегда могла гордиться фирма «Мелодия» — это подход к классическому репертуару. Главные произведения мировой классики гарантированно были сохранены на виниле советского производства: от Баха до Чайковского и обратно.

Кроме того, неизменной любовью пользовались радиоспектакли, чтецкие концерты, музыкальные сказки, записанные на пластинку. Абсолютной легендой в этом жанре стала «Алиса в Стране чудес»: в середине семидесятых это был первый советский «лонгплей» в двух частях, на стихи Владимира Высоцкого и музыку Евгения Геворгяна — известного джаз-авангардиста. Советская «Алиса» получилась сюрреалистичной и потрясающе живой — музыку для нее сравнивали с произведениями Pink Floyd.
Фирма «Мелодия» сейчас

Годом ранее АО «Фирма Мелодия» заявила, что возобновит производство свежего винила в Новосибирске. Благодаря развитой в городе химической промышленности там планируется обустроить новый завод полного цикла, который будет как выпускать пластинки из архива фирмы, так и предоставлять возможность музыкантам выпускать свои новые альбомы под заказ.
«Возрождение производства виниловых пластинок на базе именно “Мелодии” — это не просто дань памяти такому культурному “гиганту”, это то, что действительно сейчас найдет отклик в сердцах людей», — уверен гендиректор компании Андрей Кричевский.