Школьное образование: от общего - к частному

Государственное среднее образование лучше частного. Или наоборот: частная школа однозначно лучше государственной. Оба утверждения в принципе недоказуемы.

Государственное среднее образование лучше частного. Или наоборот: частная школа однозначно лучше государственной. Оба утверждения в принципе недоказуемы. Правда в том, что о платных школах среднестатистический россиянин знает довольно мало. Попробуем хоть отчасти восполнить этот пробел.

От общего к частному

Диалог на автостоянке загородной частной школы-пансиона:

Мама: «Будешь так себя вести, отдам в обычную школу!»
Сын лет одиннадцати: «Вот и здорово! Там меня никто не будет заставлять учиться...»

У меньшинства своя правда

В России в частных школах учится менее 1% детей. Даже в Москве и в Санкт-Петербурге, где таких школ больше всего, этот показатель почти столь же мал. Тем не менее уже невозможно представить себе ситуацию, когда у родителей нет выбора между бесплатным и платным средним образованием: система частных школ сформировалась. Большинство из них - крепко стоящие на ногах учебные заведения со своими пусть молодыми, но традициями. Время становления и некоторой маргинальности - погони за новыми необычными формами работы и методиками обучения, желания удивить учеников и родителей - прошло. Как пишет о себе Пироговская школа, «важный принцип нашей работы - защищенность детей от педагогических экспериментов».

Сейчас решение отдать свое чадо в частную школу - не дань моде и не экстравагантная выходка. В основном родителей привлекают:

  • маленькие классы (в среднем 6-15 человек);
  • индивидуальный подход к обучению;
  • большая забота о безопасности - как физической, так и психологической (это оказывается очень актуально для детей «неславянской» внешности);
  • социальная однородность учащихся;
  • решение бытовых проблем - работа в режиме полного дня, хорошо организованные питание и транспорт, дополнительные занятия и кружки прямо при школе.

Документы, которые должны быть у школы:

  • Лицензия на образовательную деятельность
  • Государственная аккредитация - при ее отсутствии вашему ребенку придется сдавать все экзамены в другой школе. С этого начинали все частные школы, но сейчас есть возможность выбрать школу с аккредитацией, а значит, «со стажем».
  • Свидетельство о собственности на здание или договор долгосрочной аренды. К сожалению, бывают случаи, когда школа «кочует» с места на место, и это вряд ли понравится вам и вашему ребенку.

По уровню знаний сравнивать частные школы с государственными очень сложно, поскольку непонятно, с какими именно сравнивать. В Москве есть сотня-другая великолепных муниципальных школ, ученики которых регулярно побеждают во всевозможных олимпиадах (общепризнанный критерий качества преподавания), и редкая частная школа сравнится с ними по этому критерию.

Действительно, некоторые «обычные» школы дают отличные знания и славятся жесткой учебной дисциплиной, а частные, напротив, оказываются уж слишком лояльны к своим подопечным - никто же не будет резать курицу, несущую золотые яйца. Поэтому подслушанный нами на парковке реальный диалог в начале статьи скорее курьез, чем отражение реального положения вещей.

Однако даже самые лучшие из госшкол не могут похвастаться низкой наполняемостью классов и индивидуальным подходом к учащимся. А иногда такой подход - не роскошь, а прямая необходимость. Например, в ситуации, когда ребенок жил за границей и «недополучил» российской программы (зато у него все хорошо с языками) или он уже занят «профессиональной» карьерой - скажем, серьезно занимается спортом, музыкой, танцует или снимается в кино - и при этом с общеобразовательной школой со спортивным, музыкальным, балетным и т. п. уклоном у него отношения не сложились.

«Когда частные школы начинались, у нас было две задачи: создать достойные условия труда для педагогов и обеспечить индивидуальный подход к ученику», - объясняет Татьяна Николаевна Дементьева, директор школы-пансиона «Классика» в Рузском районе Московской области.

Многие частные школы создавались учредителями для своих детей, например Российская международная школа в Домодедовском районе. В основном эти школы маленькие, не более 100 человек, и там создана понастоящему семейная обстановка, которую учителя и ученики ни на что не променяют. Хотя к учителю предъявляются высокие требования. «У нас в договоре с родителями прописывается, что учитель не может повышать голос на ребенка, - говорит Валерий Павлович Лукьянов, заместитель директора школы „Эллада". - Мы можем уволить за это, а в государственной системе если такое и возможно, то после огромной и нервирующей волокиты».

При этом нельзя сказать, что к ученикам не предъявляется вообще никаких требований. Многих родителей беспокоит отсутствие отбора детей в частных школах (не секрет, что престижные государственные школы имеют возможность выбрать лучших, проводя собеседования и вступительные экзамены). Бытует мнение, что за деньги готовы учить кого угодно, лишь бы платили. Татьяна Николаевна Карасева, завуч Российской международной школы, опровергает это заявление и отмечает, что дело не только в отборе лучших, но и в умении работать с теми, кого нередко считают «неуспевающими»: «За счет маленьких классов мы можем и подтянуть отстающего, и „замотивировать" того, у кого пропала охота учиться.

Но бывали у нас и случаи отчислений, особенно когда не только ученик, но и родители занимали неконструктивную позицию». Как правило, для поступления в первый класс частной школы нужно пройти собеседование, а иногда и посетить подготовительные курсы при школе. Многие родители приходят к выводу о том, что чаду лучше учиться в частной школе, уже вкусив «прелести» государственной. Около половины детей поступают в частные школы не с первого класса, так что в каждом классе в течение года появляется 1-2 новичка. Новоприбывшие проходят тестирование по математике, русскому и английскому языкам. Адаптируются новички довольно легко благодаря тому же индивидуальному подходу, но, конечно, педагоги и психологи заверяют, что лучше всего чувствуют себя те дети, которые в данной школе с самого начала, привыкли ко всем ее требованиям и особенностям.

Три категории

Несомненное преимущество государственной школы в том, что она бесплатная. Условно бесплатная: на охрану, ремонт, кружки и многочисленные другие радости жизни все равно приходится сдавать деньги. Но даже самые высокие «поборы» в госшколах не сравнятся с ежемесячными взносами для оплаты частного образования. Так, по данным исследовательской компании Begin Group, которая в 2007 г. собрала сведения о 165 столичных частных школах (всего их насчитывается около 200), средняя стоимость месяца обучения составляет около 24 000 руб., наибольшая достигает 80 000 в месяц, а минимальная - 8 000. Причем, как подсчитали специалисты компании, по сравнению с 2006 г. плата увеличилась на 33,5%.

По цене частные школы условно делятся на три категории.

1. Первая - дорогие школы, где цена месяца учебы превышает 30 000 рублей.

Такая школа - не просто учебное заведение, а «элемент престижа», который важен для родителей. Школы сегмента люкс имеют прекрасную материальную базу, то есть собственное благоустроенное помещение, возможности для занятий спортом: бассейн, теннисные корты, иногда даже манеж для верховой езды. Индивидуализация здесь максимальная - при необходимости с учеником будут заниматься один на один, в том числе и языками. Таких школ - около 15% от всех московских и подмосковных.

2. Средняя категория - от 12 000 до 30 000 РУБ. Этих школ большинство. Они рассчитаны на «верхушку» среднего класса. Такие школы нередко располагаются в самых обычных, хотя и ухоженных зданиях. Бывают, правда, случаи, что они ютятся и в довольно тесных помещениях бывших детских садов. Здесь классы могут быть побольше, чем в дорогих школах.

Кстати, практика показывает, что очень маленький класс нельзя считать однозначным благом. Многие педагоги отмечают, что детям помимо индивидуального обучения нужно еще и приобретать социальные навыки - чем больше коллектив, тем сложнее и многограннее социализация. А вот расходы при занятиях в малых группах оказываются высокими, и они тяжким бременем ложатся на родителей.

Отдавая чадо в школу средней ценовой категории, вы можете рассчитывать на довольно высокий уровень английского языка, а также на возможность оставлять ребенка на полный день.

3. Дешевые школы - до 12 000 руб. - большая редкость. Чаще всего это учебные заведения с национальным или религиозным компонентом, а их низкая цена поддерживается с помощью вливаний от диаспоры или от сообщества верующих.

В каждой из категорий есть отдельный «подвид», о котором нельзя не упомянуть, - это школы-пансионы, где дети живут в течение всей учебной недели и лишь по выходным возвращаются домой. В основном пансионы находятся за городом и могут похвастаться не только просторными корпусами для занятий и досуга, но и большой территорией. Часто они находятся на базе домов отдыха, санаториев, и тогда дети могут пользоваться всей оздоровительной базой этих учреждений. Такие школы видят свою задачу в том, чтобы взять на себя большинство функций занятых родителей. Здесь тебе и занятия спортом и музыкой, и прогулки на свежем воздухе, и «социализация» с утра до вечера - дети живут в комнатах по 2-4 человека.

Что входит в цену?

Допустим, вы знаете, что школа стоит 20 000 руб. в месяц. Думаете, чтобы рассчитать стоимость годового обучения отпрыска, достаточно умножить эту сумму на 12 месяцев? Не все так просто. Во-первых, не на 12, а на 9: оплачивается только учебное время.

Но не спешите радоваться экономии. В большинстве (69%) школ предусмотрен вступительный взнос. В 28% школ его вообще нет, а в 3% взнос является ежегодным. Разовый платеж оказывается весьма внушительным: в среднем по Москве - около 90 000 руб.

А еще в декларируемую цену обычно не входит транспорт, хотя, скорее всего, вам предложат пользоваться специальным школьным автобусом, собирающим детей из определенной «точки» или «точек» в городе. В пансионы автобус обычно доставляет учеников в понедельник утром, а отвозит обратно в город в пятницу вечером или в субботу днем. В любом случае за перевозку придется доплачивать около 2 000-3 000 руб. в месяц.

Найти такую частную школу, которая будет располагаться в соседнем дворе, довольно сложно. На родительском ли «горбу» или на автобусе, раскрашенном в яркие цвета, но до школы придется добираться, и, возможно, по пробкам. Поэтому очень ценно то, что частные учебные заведения дают родителям и детям временную «фору»: 45% школ начинают работать с 9 утра.

Питание обычно входит в стоимость. В пансионах оно пятиразовое, а в школах-полупансионах - 2-3-разовое. Кормят качественно и вкусно. Но, пожалуй, не стоит обольщаться тем, кто надеется, что благодаря тому же индивидуальному подходу удастся создать особые условия для детей, требующих «специального стола»: аллергиков, диабетиков или, скажем, вегетарианцев. Дети есть дети, и они хотят есть то же, что их соседи по парте/столу, поэтому будут хватать недозволенное, отползать под стол и поедать там «добычу». В общем, для успеха «программ особого питания» нужны совместные усилия родителей, учителей, медработников.

Способы экономии

Многие школы пытаются сделать оплату более гибкой, а потому вводят систему скидок. Чаще всего дети из одной семьи платят на 10-15% меньше. А вот, например, школа «Эллада» признает за вами право на такую скидку, даже если вы привели в школу ребенка вместе с соседом, другом или дальним родственником, - так поощряется «опт». Нередко предоставляются скидки отличникам, а иногда и хорошистам.

Но в последнее время кое-где администрация отказывается от такого подхода, чтобы избежать пересудов, мол, учителя не ставят хороших оценок, чтобы школа больше заработала. Бывает еще система поощрений «за постоянство»: когда повышается цена для новых учеников, для старых она остается прежней. Дети учителей учатся бесплатно или со скидкой - этим, кроме благоприятных условий труда, удается привлечь хороших педагогов (теперь их нелегко заманить зарплатой, потому что с недавних пор и в государственных школах хорошо платят).

Вместе с тем государство осознает, что, когда российский гражданин отдает своего ребенка в частную школу, он тем самым снимает часть бремени с системы гособразования. А потому «частная» инициатива худо-бедно поощряется: с одной стороны, каждый год родители-налогоплательщики могут получить налоговый вычет с сумм за оплаченное обучение. Но максимальный вычет из налогооблагаемой базы не может превышать 50 000 руб. Соответственно, возврат налога составит не более 6 500 руб. в год. С другой стороны, частные школы «подпитываются» некоторым государственным финансированием. В одной школе нам сказали, что эти деньги - около 5% их бюджета.

Проблема выбора

Как при выборе любого детского учреждения, поиск надо начать с мнений родителей. Если школа в городе, «погуляйте» рядом с ней и поговорите с теми, кто забирает детей. Можно почитать отзывы в Интернете. Хотя здесь надо учитывать особенность человеческой психологии: когда ты всем доволен, ты вряд ли будешь описывать свои чувства в Сети. Поэтому не удивляйтесь, что столкнетесь с преобладанием критических отзывов. В начальной школе, разумеется, самое важное - это личность самого учителя, и в этом вопросе частная школа ничем не отличается от государственной. «Даже если наша школа перестанет нас устраивать, мы останемся в ней из-за нашей учительницы. А если школа совсем развалится, мы возьмем учительницу к себе домой на работу», - призналась нам мама второклассницы из одного частного учебного заведения.

При выборе школы для старшеклассников более актуальны критерии, связанные с подготовкой в конкретный вуз. Вопрос «Куда поступают ваши выпускники?» уместен, однако надо понимать, что поступление на платное отделение не является показательным, ведь там не такой уж высокий конкурс. А именно на платные отделения поступают многие выпускники частных школ. Парадокс, но высшее образование стоит меньше среднего, а значит, родители заведомо могут позволить себе эту «роскошь». Так или иначе, возможность углубленно изучать будущие «профильные» дисциплины, минимизируя «непрофильные», делает частную школу привлекательной для старшеклассников.

За рубежом принято ориентироваться на рейтинги негосударственных учебных заведений. У нас эта традиция еще не сложилась. Увы, нет такой организации, которая совершенно не зависела бы материально от школ как рекламодателей и могла бы выносить суждения без оглядки на них. В настоящее время одним из наиболее авторитетных является рейтинг журнала «Куда пойти учиться», который можно посмотреть на сайте www.ucheba.ru. Там весьма подробно объясняется методология расчета.

Учитываются самые разные характеристики: материальная база вплоть до классных площадей на одного ученика, количество учеников в классе, год основания школы, возможности сдавать экзамены на языковые сертификаты (например, TOEFL, IELTS, FCE) или стажироваться за рубежом и многое другое. Этот рейтинг подробный и обстоятельный. Однако в него попало всего 150 московских школ, а около 50 вообще остались за бортом. К тому же, в связи с тем что учитывалось много «материальных» критериев, в лидеры выбиваются наиболее дорогие школы (40 000-80 000 руб. в месяц). Но при этом высокое качество обучения встречается и в более дешевых школах со скромным «оснащением».

Личный опыт

  • «Мы живем за городом. Частная школа, в которую отдали детей, понравилась нам по ряду причин: она находилась близко, там были маленькие классы, доброжелательные учителя и приятная атмосфера в целом. Сейчас у нас вызывает беспокойство некоторая „непрозрачность" в управлении школой, связанная с ней неуверенность в завтрашнем дне. Школы с госфинансированием обанкротиться не могут, а наша школа существует на деньги родителей, и от того, как ими распорядятся, зависит наше будущее».
  • «Мы отдали ребенка в частную школу, потому что он не прошел отбор в приличную государственную рядом с домом. Нам понравилась атмосфера в школе, теплое отношение к детям, творческий дух. К тому же мы оба работаем целыми днями и нам было удобно, что ребенок в школе занят до самого вечера. Но в третьем классе мы поняли, что сын отстает от общеобразовательной программы, и решили перейти в госшколу. Сейчас мальчику приходится заниматься с репетиторами».
  • «Мы отдали дочку в частную школу, потому что там учатся дети „нашего круга" - дети интеллигентных родителей. В общем, нам все нравилось, но в какой-то момент стало слишком дорого. А еще было странно, что учительница английского языка требовала от девочки британского произношения, несмотря на то что ее папа - американец и американский английский для нее родной язык».
  • «Наша частная школа хорошо дает начальную и среднюю программу, а старшие классы мы решили отучиться в сильной государственной».