Мастер жанра, условности и чувства. Каким запомнят режиссера Александра Митту

Режиссер и сценарист Александр Митта умер на 93-м году жизни после долгой болезни. Команда Леди Mail вспомнила, какие фильмы и сериалы создавал мастер, — как во времена расцвета советского кино, так и в годы возрождения кино российского.
Автор лонгридов
каким запомнят режиссера Александра Митту
Александр МиттаИсточник: ИТАР-ТАСС/ Александра Мудрац

Режиссер и сценарист Александр Митта умер на 93-м году жизни после долгой болезни, об этом в соцсетях сообщил его сын, художник Евгений Митта. Редакция Леди Mail вспомнила самые главные работы и принципы одного из самых ярких постановщиков советского и российского кино.

Диалоги с юными. Как Александр Митта снимал детское кино

Александр Митта снимал детское кино
Александр Митта в молодостиИсточник: РИА Новости

Александра Митту сложно было назвать «детским режиссером», однако первые его проекты снимались про юных и для юных — про детей послевоенной эпохи, переживающих переломный подростковый период, в который будущий человек учится делать выбор и отвечать за любые последствия. Молодой режиссер, которому пришлось провести часть детства в детдоме, мать которого была репрессирована, а отец работал на танковом заводе, снимал фильмы, которые оказались честными, трогательными и понятными и самим школьникам, и их родителям.

В эпоху, когда юношеское кино умело учить, Александр Митта учил ценить память и не делать ничего наполовину или формально, как в «Звонят, откройте дверь», не позволять ни себе, ни другим фальши, как в «Друг мой, Колька!», находить и открывать в себе личность, как в «Точка, точка, запятая», отличать ширму счастья и благополучия от настоящей радости, как в «Без страха и упрека». И интонация у режиссера была при этом такая простая, далекая от любой дидактики, что к нему было просто и легко прислушаться.

Жанр как сила. Как Александр Митта снимал зрелищное кино

Александр Митта был мастером жанрового кино
Александр МиттаИсточник: РИА Новости

Жанровое кино часто считают легким в производстве: когда у постановщика уже есть десятилетиями складывавшийся набор образов или приемов, какие могут появиться проблемы? Но это отношение к жанровым историям обманчиво, и Александр Митта доказывал это всю свою карьеру.

Кадр из фильма «Экипаж» Александра Митты
Кадр из фильма «Экипаж»Источник: Кадр из фильма

Первый советский фильм-катастрофа «Экипаж» с его невероятными для своего времени визуальными эффектами и смелыми решениями не мог бы удержать зрительское внимание, если бы перед самой историей спасения людей посреди бушующего пламени не было долгого раскрытия героев, каждый из которых в чем-то ошибается, в чем-то сомневается, на что-то надеется, как каждый человек перед экранами.

Фильм Александра Митты «Москва, любовь моя»
Фильм Александра Митты «Москва, любовь моя»
Фильм Александра Митты «Москва, любовь моя»
Фильм Александра Митты «Москва, любовь моя»
Фильм Александра Митты «Москва, любовь моя»
Фильм Александра Митты «Москва, любовь моя»

Масштабное сотрудничество Александра Митты с японскими кинематографистами — тоже своего рода зрелище. Съемки в обеих странах, воплощенный в пленке контакт двух абсолютно разных культур, за традициями и инаковостью которых бывало трудно разглядеть человека, — советско-японские проекты Митты сделали в свое время не меньше для восстановления отношений между двумя государствами, чем профессиональные дипломаты. Душераздирающая «Москва, любовь моя» не уступает в неотвратимости беды, настигающей молодую влюбленную талантливую японскую балерину, хемингуэевскому «Прощай, оружие!», ведь это только кажется, что боль от страшнейшей трагедии XX века, Второй мировой войны, позади. Фильм «Шаг», снятый в 1988 году и рассказывающий о том, как японские матери бились с собственными фармацевтическими компаниями, чтобы ввезти на территорию страны советскую вакцину от полиомиелита, стал невероятным хитом в Японии.

Александр Митта запомнился режиссером жанрового, кассового кино
Александр МиттаИсточник: РИА Новости

Наконец, огромным успехом для Александра Митты как мастера жанрового кино стал российский сериал «Граница. Таежный роман». Россыпь отличных актерских работ, тонко написанные диалоги, удачное соотношение действия и мелодрамы, легендарная музыка  этот сериал доказывал: потенциально кассовый проект не сможет запомниться и полюбиться зрителю, если в нем не будет главного — души.

Безусловная сила условности. Как Александр Митта создавал образное кино

Кадр из фильма Александра Митты «Сказ про то, как царь Петр арапа женил»
Кадр из фильма «Сказ про то, как царь Петр арапа женил»Источник: Кадр из фильма

Сам Александр Митта уверял: если бы не кино, он стал бы большим художником. До поступления во ВГИК молодой человек окончил инженерно-строительный факультет МИСИ, но работал художником-карикатуристом, работы будущей легенды кино публиковали «Крокодил» и «Огонек», выражать мысль графически ему часто было легче, чем в любой другой форме. Но когда в жизнь Александра Митты вошло кино, он почувствовал, насколько более пластичным может быть этот способ самовыражения, чем просто плоскость, линия и цвет.

Кадр из фильма «Сказ про то, как царь Петр арапа женил»
Кадр из фильма «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», Владимир Высоцкий
Кадр из фильма «Гори, гори, моя звезда...»
Кадр из фильма «Сказка странствий»
Кадр из фильма «Сказка странствий»
Фильмы Александра Митты

В фильме «Гори, гори, моя звезда…», в пугающе нежной «Сказке странствий», в едва добившемся права на прокат «Сказе про то, как царь Петр арапа женил» упор часто сделан на театральную условность. Однако в условностях, вроде остроумной сцены, в которой мужики рубят будущий великий петровский флот прямо на карте государства российского, или в анимационных вставках «Сказа…», или же упрощенных, графичных, но время от времени жутких декорациях «Сказки странствий» никогда не было фальши — она лишь позволяла воображению разыграться и поманить за собой мысль, не ограниченную рамками реального мира. Раз от раза Митта рассуждал на тему отношений искусства и власти — и каждый раз его визуальный язык в подобных историях становился чуть ли не главным способом показать, что люди могут исчезнуть физически, но их след все равно останется.