Английское слово «сноб» прижилось в русском языке совсем недавно, хотя люди, которых принято называть этим словом, существовали в наших краях, наверное, с тех давних пор, когда началось расслоение общество на высший и низший классы. Слово имеет латинское происхождение: "sine nobilitate" - сокращенно «snob» - «человек неблагородного происхождения». В широкий обиход слово вошло благодаря Уильяму Теккерею - автору «Книги снобов».
Полагают, что им ученики знаменитого Итонского колледжа, питомника британской элиты, именовали своих однокашников неблагородного происхождения, нуворишей, которые не по чину затесались в их ряды и подобострастно подражали их поведению.
Снобами стали называть тех, кто, сам не принадлежа к элите, пытается возвыситься в глазах окружающих (да и своих собственных), приобщаясь, часто неловко и смехотворно, к внешним атрибутам элиты.
При этом сноб, как правило, свысока смотрит на тех, из чьего круга он сам вышел, но кто еще не успел набраться тех «благородных» манер, в которых он якобы преуспел. Именно от снобов можно услышать слово «быдло», которым они клеймят тех, кто не дотягивается до тех высот достатка, интеллекта и культуры, которыми сами снобы самодовольно и чаще всего безосновательно кичатся.
К какому же классу принадлежат снобы? До высшего им дотянуться не удалось. Из низшего они по многим параметрам вырвались. Значит - к среднему? По крайней мере, именно так и считает большинство снобов, наиболее трезво оценивающих самих себя. Но правильнее, пожалуй, определить этот класс как «средненький», в брезгливо-уничижительном значении этого слова. Потому что настоящему среднему классу снобизм, как правило, не присущ.
Не так давно в Интернете появился забавный тест «Средний класс - это про Вас?», не позволяющий на самом деле ответить на поставленный вопрос, зато успешно выявляющий степень снобизма тестируемых. Само желание пройти данный тест - верный и недвусмысленный признак снобизма. Любой мало-мальски здравомыслящий человек без всяких тестов отдает себе отчет, к какому социальному слою он относится. Стремление же удостовериться в своей принадлежности к достаточно респектабельному классу свидетельствует о горячем желании к этому классу принадлежать вкупе с неуверенностью в своем праве на это.
Вопросы упомянутого теста касаются преимущественно сферы потребления. Требуется распознать на картинке экзотический фрукт (большинству россиян неведомый), угадать по контуру класс иномарки, узнать Шенгенскую визу по мелкой детали ее дизайна и т.п. Предполагается, что владелец дорогого автомобиля, знающий толк в деликатесах, путешествующий за рубеж, может считать себя пускай еще и не элитой, но уже и не «чернью». И какое это имеет отношение к среднему классу? Лишь самое поверхностное!
Срединное положение среднего класса определяется тем, что эти люди в значительной мере самодостаточны, то есть во многом вольны распоряжаться собою.
Понятно, что в такой самодостаточности экономическая составляющая играет не последнюю роль - чтобы твердо стоять на ногах, необходима прочная материальная база. Однако внешние атрибуты достатка сами по себе обманчивы. По ним можно распознать не средний класс, а именно «средненький» - тех лощеных снобов, которые не способны жить своим умом (из-за его удручающей малости), а готовы плясать на ниточках корыстных кукловодов, подкидывающих им всё новые соблазны и иллюзии.
Именно снобы составляют на любом рейсе большинство пассажиров первого класса, ибо самодостаточному здравомыслящему человеку в голову не придет вдвое-втрое переплачивать, чтобы за то же самое время оказаться в том же месте, что и пассажиры эконом-класса.
Правда, привилегию первого класса составляет возможность побыстрее пройти регистрацию (хотя взлет это не ускорит ни на секунду), усесться в кресле попросторнее, пропустить пару рюмочек немудрящей выпивки с дополнительной закусочкой (которую он дома и задаром кушать не стал бы). Если в каком-нибудь ресторане предложить человеку тот же набор «услуг» за те же деньги, то он наверняка вознегодует: «Вы что - за идиота меня держите?! Не позволю меня так разводить!!!» Зато в небе - охотно позволит. Только бы не смешиваться с «быдлом».
Кстати, известно ли вам, какие часы носит мистер Гейтс? Кварцевые «Сейко» ценой в тридцатку! Просто всемирно известному миллиардеру нет никакой нужды пускать пыль в глаза и доказывать кому-то свою состоятельность. Как человек очевидно самодостаточный и здравомыслящий (как бы вы к нему ни относились, уж в этом ему не откажешь!), он понимает: функция часов - показывать время, и для исполнения этой функции вручную собранный в Альпах механизм подходит не лучшим образом, а уж платиновый корпус, инкрустированный бриллиантами, вовсе не требуется.
Пластмассовая зажигалка ценою в несколько центов дает точно такое же пламя, как и фирменная в золоченом корпусе. Простые наручные часы показывают то же самое время, что и «Роллекс». Талантливые стихи можно записать и дешевой шариковой ручкой, а если они бездарны, то и «Паркер» с золотым пером не прибавит им блеска. Все самое ценное и необходимое стоит совсем недорого. Остальное - морковка для ослов.
Именно стремление пустить пыль в глаза, выглядеть не тем, кто ты есть, побуждает легионы снобов приобретать за сумасшедшие деньги не менее сумасшедшие товары и услуги. Целые отрасли индустрии обрабатывают их, как наивных туземцев, награждая их разноцветными бусами, карманными зеркальцами, бриллиантовыми кольцами в нос и прочим эксклюзивным барахлом.
Станет ли здравомыслящий человек среди зимы жариться под далеко не безвредным кварцем, дабы произвести впечатление завсегдатая заморских курортов? Так стразы притворяются бриллиантами. По-настоящему достойных людей легко распознать по их равнодушию к статусным символам и разумному отношению к деньгам. И наоборот!
Также совершенно очевидно, что само по себе обладание капиталом и собственностью не обязательно поднимает социальный статус человека. Можно иметь хоть дюжину лимузинов и вилл и при этом оставаться плебеем. Примеры встречаются на каждом шагу.
Срединное положение между верхами и низами - и его справедливо было бы назвать золотой серединой - определяется главным образом психологическим складом человека, системой его убеждений и ценностей. Для многих беда состоит в том, что эта система, здоровая в своей основе, у них замутнена ложными убеждениями и псевдоценностями.
Еще полвека назад Лелия, герцогиня Вестминстерская высокомерно изрекла: «Любой пассажир автобуса старше тридцати - неудачник». Любой сноб с ней охотно согласится. Ибо как иначе назвать людей, чье достоинство определяется маркой их часов и подштанников, потому что больше, видимо, нечем?