Любовь и боль: две стороны одной медали

Есть довольно сложная тема, на освещение которой мало кто имеет моральное право.

Есть довольно сложная тема, на освещение которой мало кто имеет моральное право. Те, кто знаком с вопросом не понаслышке, просто-напросто не будут заниматься написанием подобного рода статьи. Чем больше знаешь, тем глупее выглядит для тебя любое обобщение. А те, кому неизвестна даже расшифровка аббревиатуры БДСМ, тем не менее, интересуются у других «отношением к вопросу», да и сами не прочь высказаться. «Ну, эти, порка там, всё такое», - говорят, когда просишь уточнить, к чему именно нужно выразить отношение.

Выражать «отношение» к чужим любовным играм по меньшей мере странно. Не станешь ведь формировать своё мнение, скажем, о том, что кто-то приемлет менее агрессивный, чем принято показывать в немецких порнофильмах, секс или что татуировка у ключицы возбуждает кого-то больше, чем грудь. То же самое, в общем, касается чужой ориентации, чужих фетишей, желания экспериментировать, открывая в себе неизведанное.

Чёрт её знает, эту самую душу, чего она хочет, чего в самом деле ей нужно. Есть, например, замечательный фильм режиссёра

Фотобанк Лори
Фотобанк Лори
Михаэля Ханеке «Пианистка» - кто не смотрел, рекомендую. Там как раз об этом зазоре между желаемым и воплощением желаний. Пока не попробуешь, не поймёшь, хотел ли ты этого действительно или просто хотел хотеть.

Но я сейчас не о том. Мне бы хотелось затронуть несколько некорректную с точки зрения БДСМ тему - тему бытового, повседневного, неосознанного БДСМ. Так получается, что каждый из нас так или иначе с этим сталкивается, сам того не замечая. Мы не догадываемся о причинах ссор и о том, почему мы рядом с человеком, которого вроде бы давно пора бросить - настолько плохо он обращается с нами. Почему-то мы терпим.

Итак, садомазохизм (практики, связанные с получением удовольствия от причинения или переживания физической боли) хоть и относится к БДСМ, но является только лишь частью субкультуры. Аббревиатура БДСМ зашифровывает в себе не четыре, а шесть понятий, три пары: бондаж (связывание) и дисциплина (воспитание), domination и submission (доминирование и подчинение) ну и садизм с мазохизмом, о которых выше.

Главное, что отличает БДСМ от социально агрессивных или преступных действий, - это жёсткое соблюдение принципов безопасности, добровольности и разумности. БДСМ-активность, предполагающая моральные и физические воздействия, может быть прекращена в любой момент с помощью специального механизма - заранее обговоренного стоп-слова (любого жеста или движения), свидетельствующего о сознательном желании прекратить БДСМ-действия. Резонно, как видите.

«Ванильными» же отношениями БДСМщики именуют любые отношения полов вне означенной субкультуры.

На этом всё о настоящем БДСМ, дальше без меня, кто смелый, а мы с вами, дорогие друзья, перейдём к следующей картине, на которой изображены старушка и её двадцатилетний внук.

Старушка - преподаватель со стажем. Сын с женой живут в загородном доме. Внук живёт отдельно от всех в своей персональной однокомнатной квартире. Ему двадцать, он ничем не занимается, только катается на роликах.

И вот уже три года внук терроризирует бабушку. Например, приходит к ней в гости в полтретьего ночи и просит кушать, колотя ногами в бок холодильнику. Съедает ложкой икру из банки. Орет на бабушку, называя её косорукой сукой за то, что та невкусно готовит. Недостаточно вкусно. Однажды, завалившись ночью, велел проснувшейся бабушке приготовить пиццу. Та приготовила. Пицца ей не удалась. Ну, клиент остался недоволен. Внучек съездил бабушке по мордасам, надел ей на голову горячую пиццу и ушёл домой. Бабушка, битая и обожжённая, стала звонить знакомым поутру, спрашивая, что же ей делать и как повлиять на внучка.

Оставим в стороне проблемы воспитания. Что выросло, то выросло, спохватываться поздно. Вопрос в том, что делать человеку со своей данностью. С самого раннего возраста тысячи мелочей влияют на формирование нашей личности, какие-то неуловимые впечатления оставляют в нас малейшие штришки, формирует в нас не только нравственность, но и нашу физиологию. Откуда-то берутся же вкусовые предпочтения - симпатии или наоборот антипатии к носам с горбинкой, синему цвету, пломбиру, тяжёлой музыке, имени Кирилл. Воспитание в этом смысле не то чтобы роли не играет, просто нам не дано предугадать, как именно сыграет. Привьёшь ли ребёнку палкой любовь к литературе или же только начитанным его сделаешь - тут воля случая.

То же и с нашими сексуальными заморочками. Со сложившейся данностью трудно что-либо сделать. В какой-то момент понимаешь: не исправлять себя надо, а как-то учиться взаимодействовать с миром.

Мазохист получает сексуальное удовольствие от физической боли. Сабмиссив - от морального подавления. От того, что кто-то другой решает за него. Совсем не обязательно быть слабаком, чтобы занимать сабмиссивную позицию. Скорее даже, лишь волевой, решительный, мужественный человек может испытывать потребность в подчинении. Факт: зачастую сабмиссивами или мазохистами становятся люди, занимающие, например, руководящую должность. Сильные женщины как никто хотели бы получать психологическую и сексуальную разрядку, чувствуя рядом того, кто ещё сильнее, чем они. Более слабые, мягкие люди, напротив, обычно стараются самоутвердиться. Ну или страдают на всю катушку, что требует серьёзных душевных затрат, а значит может являться отличным способом испытать блаженство. Как после секса или спортзала.

Вернёмся к старушке и внучку. Очевидно, что парень удовлетворяет свою потребность в доминировании - морально и физически. Он знает, что за это ему ничего не будет, иначе, будь он уверен в своих силах и достаточно смел, ввязывался бы в драки на улицах, для этого повод не нужен. Нужна только жертва - человек, который не причинит ответного вреда. А человек, который не получит от насилия удовольствия, найдёт способ не остаться в долгу.

Раз бабушка не запирается от внука, открывает ему, когда он звонит в домофон, готовит ему, терпит его, прощает его, - значит, не так уж хочет она прекратить это безобразие. Вместе с безусловной болью от унижений она получает истинное удовольствие, ощущая себя героем, жертвой, терпящим, страдающим во имя чего бы то ни было. Тем, за кого решили.

Теперь обобщение. Если люди, - и их, честно сказать, доcтаточно, - которые испытывают удовольствие от страданий. От страданий в самом простом смысле, необязательно для этого искать себе партнёра для флагелляции. Люди, которым скучно жить в семье без скандалов, истерик; люди, ищущие повод для сочинения прекрасных печальных стихотворений; люди, которые ссорятся, чтобы мириться - например, с помощью секса (ну скажите, скажите, что это не про вас!); люди, раскачивающие маятник, ибо только после боли можно ощутить сладость её отсутствия, только после грохота музыки чувствуешь, как прекрасна тишина. Это как возвращение любимой после долгого отсутствия. Это как наступление весны, в конце концов. Говорят же, всё познаётся в сравнении. А секс как бы довершает, закольцовывает эмоциональную вспышку, он не самоцель, как не самоцель гонорар за гениальный роман. Эти два удовольствия просто несопоставимы.

Зачем это всё? - спросите. Затем, отвечу, что человек живёт, чтобы чувствовать. Чтобы чувствовать эту восхитительно ужасную и невыносимо прекрасную жизнь, каждой клеточкой своего организма чувствовать. Теплые поглаживания - это приятно. Увеличение интенсивности - горячий утюг, например - уже ожог. Выходит, природа «плохого» и «хорошего» едина, а уж граница между ними - на вкус и цвет определяется.

«- Я не люблю тебя.

- Я тоже не люблю тебя. Я просто использую тебя, чтобы быть несчастной». (Линор Горалик)

Тем, кто не желает, чтобы их унижали, трудно понять тех, кому это нравится. Трудно понять, зачем жить плохо, если можно жить хорошо. И трудно понять, зачем они жалуются. Дескать, если ты получаешь от этого удовольствие, зачем ныть.

Люди, занимающие по отношению к жизни сабмиссивную позицию, ноют затем, чтобы чувствовать: это всерьёз, это не игра, это настоящие страдания. И они позволяют любимому существу бросить им в лицо плохо приготовленную по первому требованию в три часа ночи пиццу.

У них такая форма любви. Конечно, лучше осознанно практиковать отношения подчинения. Но, выходит, не все готовы, осознавая себя, продолжать играть. Может быть, такова природа «бытового» БДСМ - размешанного в т. н. «ванильных» отношениях.

Всюду говорится о том, что следует отличать бытовое насилие, не знающее принципов разумности и добровольности, от БДСМ, где любые манипуляции совершаются лишь при взаимном согласии сторон. Очень важно понимать, что обычный бытовой садизм, уличные изнасилования или рукоприкладство не имеют никакого отношения к БДСМ по определению.

Но так ли уж «никакого»? Природа человеческая едина, и она ищет способы самореализации. И если даже мы состоим в «ванильных» отношениях и не ходим в тематические клубы, это вовсе не значит, что люди, практикующие БДСМ, принципиально от нас отличаются. Грубо говоря, если тебя заставили вынести мусор, и ты получил от этого удовольствие, - сабмиссивность налицо. Знакомы случаи, когда женщина не может уйти от своего сожителя? - он проигрывает деньги, он невнимателен к ней, он жесток; они постоянно ссорятся, она признаёт, что сама его провоцирует, но потом, потом, после примирения несколько часов отменного секса - попробуй-ка слезть с такого наркотика. Секса в чистом виде очень часто бывает мало, нужны эмоциональные встряски. Адреналин, эндорфины, ощущение силы.

Проблема одна, но довольно серьёзная. Вне темы не соблюдаются принципы добровольности, безопасности и разумности. Никто не оговаривает стоп-слово. Все ссоры - всерьёз, разрывы - всерьёз, боль взаправдашняя. Женщина, например, частенько проверяет мужчину на прочность - до какого момента выдерживает его бесчувственность, какой силы закидоны он способен терпеть, создавая ощущение, что он сильнее неё...

Это всё в порядке вещей. Главное понимать, какова природа каждого из нас и всегда иметь это в виду. Осознанность. Безопасность. Добровольность. Игры играми, а согласие играющих не должно быть невольным. Играть хорошо с теми, кто хочет играть, тогда в этом нет ничего предосудительного. Думайте, что к чему, думайте о своих желаниях и решайте, чего же на самом деле вам хочется, думайте, чего это будет вам стоить, думайте о тех, кто рядом. Вот и вся мораль.