Подруги "веселого Роджера": знаменитые женщины-пираты

Разрешите представить: знаменитые морские разбойницы Энн Бонни и Мэри Рид. Вы думали, флибустьерами были исключительно мужчины? Отнюдь нет.

Разрешите представить: знаменитые морские разбойницы Энн Бонни и Мэри Рид. Вы думали, флибустьерами были исключительно мужчины? Отнюдь нет. К примеру, «дьяволица Энн» и «кровавая Мэри» могли бы запросто потеснить знаменитого Джека-Воробья из «Пиратов Карибского моря».

Дьяволица. Энн-тигренок

Один из тех, кто увековечил имя уроженки Ирландии Энн Бонни, был прославленный английский писатель Даниэль Дефо. На страницах его романа рыжеволосая красотка лихо орудовала абордажной саблей, метала пушечные ядра, соблазняла мужчин и держала в страхе собственную команду. Правда? Вымысел? Скорее первое, чем второе - уверены знатоки истории пиратства. Образ Бонни, выведенный Дефо, не противоречит источникам, в которых она неизменно предстает бесшабашной особой, готовой на

фото: gertjan.ca
фото: gertjan.ca
крайний риск, а также дамой любвеобильной.

Энн родилась предположительно в 1690 году в маленьком ирландском городке. Ее мать служила в семье преуспевающего адвоката. Узнав об интрижке мужа со служанкой и беременности последней, законная супруга подняла такой скандал, что бедолаге-стряпчему вместе с любовницей и новорожденной девочкой пришлось спешно покинуть пуританскую Ирландию.

Они бежали в Америку. Там, в Южной Каролине, Уильям Кормак женился на своей бывшей прислужнице Мэри, быстро переквалифицировался из адвокатов в плантаторы, купил землю и вскоре весьма преуспел. Чета Кормаков вошла в высший свет Чарлстона. В их богатом особняке в староанглийском стиле часто собиралась местная знать. Малышка Энн росла в окружении роскоши, на попечении многочисленных служанок, мамок и нянек.

Энн-тигренок - так ласково называли нашу героиню домочадцы, умиляясь ее шалостям и озорству. Вот только когда она подросла, стало не до смеха. В шестнадцать лет в приступе гнева девушка ударила служанку ножом, и лишь авторитет отца спас ее от суда. Но юную дочь влиятельного землевладельца мало заботила общественная мораль. Она крутила романы с парнями и охотно им отдавалась. При этом была не особо разборчивой - помимо сынков местных богатеньких папаш-плантаторов и нуворишей в постели Энн бывали контрабандисты, матросы и даже завсегдатаи портовой таверны с сомнительной репутацией.

Неудивительно, что благопристойное окружение Кормаков дружно возненавидело распутную девицу. Уильям Кормак мечтал поскорее выдать дочь замуж и спровадить прочь. Как-то Энн представила отцу матроса по имени Джеймс и объявила, что уже обручена с ним. Оба были выставлены из дома. В отличие от Джеймса Энн, авантюристку от природы, это нисколько не расстроило. Именно она и уговорила новоиспеченного муженька отправиться на остров Нью-Провиденс. В то время на Багамских островах находили прибежище пираты со всего света...

Прощай, Джеймс!

Центр Нью-Провиденса, город Нассау, встретил беглецов переменами: правительственная амнистия обещала пиратам, отказавшимся от своего промысла, прощение и возможность заниматься законной деятельностью. Многие решили начать новую жизнь, но были и те, кто по-прежнему предпочитал зарабатывать на жизнь старым добрым способом - опасным, зато приносящим «быстрые» деньги. Горстка флибустьеров объединилась вокруг весьма колоритной личности - пирата Джона Рэкхэма. Он же небезызвестный Ситцевый Джек, прозванный так за пристрастие к экстравагантным нарядам из хлопчатобумажной ткани.

Случайная встреча с Энн - и матерый пират влюбился в рыжеволосую бестию с первого взгляда. Не раздумывая, он пошел на абордаж. Надо ли говорить, что Энн без колебаний ответила на чувства Ситцевого Джека, рядом с которым муж казался жалким ничтожеством. Обманутый супруг обвинил жену в измене и потребовал у властей официального разбирательства. Но к тому времени парочка уже была далеко. Они придумали, как обойти негласное правило пиратов - ни одной женщины на корабле. Ничего оригинального: Бонни предстояло выдать себя за мужчину, и это был единственный выход. Так в команде Рэкхэма появился матрос Андреас...

Андреас в интересном положении

Захватив в Нассау шлюп и окрестив его «Драконом», команда Ситцевого Джека отправилась на промысел. Молчаливый новичок быстро втерся в доверие команды: он умело пользовался почти всеми видами оружия, включая тяжелую алебарду. Однако уважение морских волков Андреас заслужил своим отчаянным бесстрашием. Если атака - он первым спрыгивал на палубу вражеского корабля и бросался в самую жестокую рукопашную схватку. Столь же азартно молодчик провоцировал дуэли, из которых неизменно выходил победителем. Любимца капитана команда откровенно сторонилась, предпочитая не связываться с таким вовсе. Ситцевый Джек тем временем мучился двумя проблемами.

фото: gertjan.ca
фото: gertjan.ca

Испанские власти объявили на «Дракон» нешуточную охоту. Королевство терпело убытки из-за того, что суда, направлявшиеся из Вест-Индии в Испанию, нещадно грабили. Но главное же - он жил в постоянном страхе, боясь, что его любовницу разоблачат. Особенно когда та забеременела. «Матрос Андреас» вдруг ни с того ни с сего сильно раздался впереди, и до пиратов наконец дошло, что они несколько месяцев жили бок о бок с женщиной. Разразился страшный скандал, который удалось потушить лишь благодаря мудрому решению Джека: он высадил Энн на берег, оставив на попечении одного из матросов.

Полгода спустя родился ребенок, судьба которого мало волновала мамашу. Она торопилась вернуться и сделала это, как только смогла. Команда Ситцевого Джека смирилась с возвращением рыжеволосой «дьяволицы» не сразу. Но благодаря смекалке Энн «Дракон» не раз и не два ускользал от встреч с испанскими военными кораблями, не прекращающими охоту за пиратами. И люди Джека вынуждены были окончательно признать Бонни. И даже объявить ее супругой капитана.

Любовный треугольник?

Как долго могли продолжаться морские приключения команды «Дракона»? С каждым днем все труднее стало уворачиваться от преследователей. Кольцо сужалось, арест и виселица были лишь делом времени. В начале 1720 года у берегов Северной Америки Рэкхэм захватил английский капер, приписанный к Нассау. Кто-то из тех, кто уцелел на побежденном судне, рассказал, что объявлена очередная амнистия. Это был еще один шанс изгоям вернуться на землю. Ситцевый Джек и рыжая Энн решили попробовать использовать предложение властей Нассау. Но им не удалось. Команда подняла восстание, и на этот раз капитану и его «дьяволице» угрожала смертельная опасность уже от своих.

Все вернулось на круги своя. Только к команде «Дракона» присоединились и люди с захваченного капера. Молодой, привлекательный, отлично умеющий владеть оружием - матрос Мак сразу приглянулся любвеобильной Энн. Она буквально не спускала с новичка глаз, чего не мог не заметить ее муж. События не заставили себя ждать. Подкараулив Мака, Энн пылко призналась ему в любви. И от услышанного в ответ пришла в изумление...

Кровавая Мэри. Любовь Мака

«Я женщина, мое имя Мэри Рид», - донеслось до ушей Энн. От этих слова бывалая пиратка потеряла дар речи. Самозванка поведала свою горькую историю. Ее папаша исчез с горизонта беременной жены, и больше ноги его не видали в доме. Соломенная вдова кое-как перебивалась, пока свекровь выдавала ей по 1 экю в месяц. Не густо, но на жизнь хватало. Со смертью бабушки Мэри с матерью скатились до нищенского существования. 13-летняя девочка была отдана в услужение в дом богатой французской дамы. Но долго Мэри там не задержалась.

В 15 лет Мэри скопила денег на нехитрое мужское платье и устроилась юнгой на военный корабль. Позже, оказавшись во Фландрии, завербовалась в кавалерийский полк и демонстрировала такую храбрость, что завоевала уважение офицеров. «Маку», именно так назвалась Мэри, даже простили такую странность, как категорическое нежелание мытья в общей солдатской бане, хотя это и казалось чудачеством. Но если солдат и офицеров Мэри до поры до времени удавалось водить за нос, то природу не обманешь. Девушка страстно влюбилась в однополчанина-фламандца, красивого и статного. Влюбилась так, что военная служба, еще вчера вызывавшая желание совершать подвиги, теперь только тяготила ее. Она не отходила от объекта обожания буквально ни на шаг, даже добилась того, что их поселили в одной палатке. Там и раскрыла Мэри свою тайну обезумевшему от удивления молодому человеку.

Полк облетела фантастическая новость: Мак вовсе не мужчина, а женщина, и она выходит замуж за своего возлюбленного. Офицеры не поскупились на подарки молодоженам. Последние даже получили возможность выйти в отставку и открыть собственное дело. Супруги основали таверну «Три подковы». Огромную популярность заведению снискала необычная история любви ее хозяев. Однако счастье было недолгим: муж Мэри погиб в результате несчастного случая, и дела вдовы совершенно расстроились. Она продала таверну. Что оставалось ей делать? Мэри снова переоделась в мужской костюм, села на голландский корабль и отправилась в Вест-Индию. Когда судно захватили английские пираты, ее судьба была предрешена: Мэри Рид пополнила ряды флибустьеров, ибо только этим промыслом могла заработать на жизнь...

фото: gertjan.ca
фото: gertjan.ca

Любовный треугольник

Ситцевый Джек, от которого женщины скрывали тайну Мэри, был взбешен тем, как тесно и открыто его жена общается с матросом Маком. Лишь когда в приступе ярости он едва не перерезал неверной супруге горло, Энн раскрыла секрет. Тем временем Мэри-Мак вновь была поглощена любовным томлением. На сей раз объектом ее внимания стал корабельный плотник. Она мечтала выйти замуж, оставить пиратский промысел и зажить простой семейной жизнью. Мэри, о половой принадлежности которой знали лишь двое на корабле, вновь выжидала, когда можно открыться любимому. История повторялась. Не утомляя подробностями, скажем: плотник ответил лже-Маку взаимностью. Но мечтам о новом семейном счастье не суждено было сбыться.

Печальный финал

То ли пиратские боги оставили Ситцевого Джека, то ли звезда его удачи закатилась, но осенью 1720 года «Дракон» атаковал военный корабль, принадлежащий губернатору Ямайки. Вскоре всех пленных, включая Ситцевого Джека, Энн Бонни и Мэри Рид, в кандалах доставили на Ямайку. Вердикт, вынесенный судьями пиратам, - казнь через повешение. Обеих флибустьерш, которые были беременны, заточили в тюрьму. Ситцевый Джек, добившийся перед казнью встречи с женой, услышал жестокие слова: «Сражайся ты, как мужчина, тебя бы не повесили, как собаку!»...

Мэри Рид скончалась в тюрьме от послеродовой горячки. О судьбе Энн история умалчивает. По одним данным она была казнена. По другим - ей удалось откупиться и бежать в Америку. Надо ли сомневаться, что голливудские продюсеры предпочли бы второй финал, если бы экранизировали историю Энн Бонни и Мэри Рид?

Мстительница

В истории пиратства были и другие колоритные персонажи. Например, французская графиня Жанна де Бельвиль. В море она подалась не за жаждой наживы или приключениями. Графиней двигала месть. Муж Жанны де Бельвиль попал под подозрение в измене королю Филиппу VI, был оклеветан и поплатился головой. Разъяренная супруга поклялась отомстить. Она отправилась в Англию, к заклятым врагам французов, чтобы просить помощи. А именно - создать пиратскую эскадру.

В течение нескольких лет Жанна грабила французские торговые корабли и военные суда, лично убивая саблей пленных. «Поймать ведьму живой или мертвой!» -приказал Филипп VI. Однажды французам удалось окружить эскадру пиратки, и она бежала с корабля на шлюпке с сыновьями и несколькими матросами. Беглецы высадились на побережье Франции. К счастью для графини, это были владения близкого друга ее покойного мужа. Здесь она и нашла спасение. В море Жанна де Бельвиль больше не возвращалась.

Воительница

Английская леди Грейс О'Мэйли грабила исключительно иностранные суда. За что удостоилась высочайшего внимания со стороны британской королевы Елизаветы I. Последняя предложила морской разбойнице встать на службу государства (королевские пираты имели официальный патент на пиратский промысел с условием пополнения государственной казны).

Но Грейс не намерена была делиться доходами и отвергла королевский патент. За что и поплатилась - непослушную аристократку посадили в Тауэр. Впрочем, спустя год освободили под поручительство ее влиятельного супруга. Но она отплатила ему черной неблагодарностью, сбежав к любовнику, британскому барону. Они вместе снарядили два корабля и отправились к берегам Африки продолжать пиратский промысел. Грейс вернулась на родину после смерти мужа, была прощена королевой и умерла в 1603 году естественной смертью.

Тайна мадам Вонг

Но титул «королева пиратов» принадлежит китайской авантюристке ХХ века, корабли которой вели пиратский промысел от Персидского залива до Шанхая. И это была лишь часть ее бизнеса. Интерпол выявил мощную сеть преступных организаций, разбросанных по всему миру, подчиняющихся мадам. Торговля наркотиками и рабами, операции с золотом и драгоценностями, публичные дома... Состояние мадам Вонг оценивалось в миллиарды долларов. Стражам порядка не удавалось схватить ее, потому что китаянка всегда знала о планах полиции заранее. Никто не знает, где, когда и при каких обстоятельствах она умерла.