Сколько бы лет нам ни было, 1 сентября всегда вспоминается школа. Учителя, переменки, контрольные, первая любовь, первые победы и поражения.
Кто они - учителя? И какими качествами должны обладать, чтобы навсегда остаться в сердцах своих учеников? Как менялся образ учителя в кино с течением времени?
Вспомним наши любимые фильмы о школе. Фильмы, на которых выросли целые поколения. Для читателей постарше - это воспоминания детства и юности. А для совсем молодых - отличный повод посмотреть хорошее кино, расширить свой кругозор и насладиться игрой великолепных актеров.
Фильмы о школе всегда немного наивные. Это происходит не потому, что авторы кинокартин хотят сказать неправду или увести от насущных проблем, а потому что подавляющее большинство сценаристов и режиссёров по-прежнему видят школу с позиций учеников, пусть и бывших. Они верят в могущество учителя, хорошего или дурного - не суть важно.
После триумфа кинокартины «Доживём до понедельника» начался настоящий переворот в сознании - толпы девушек, влюбившись в тихоновского историка, бросились штурмовать педвузы. А после выхода на телеэкраны «Большой перемены», посещаемость вечерних школ значительно возросла - молодые рабочие захотели найти «своего» Нестора Северова. И это прекрасно, потому что талантливое кино должно воспитывать, а не запугивать и не развращать.
Однако в каждую из эпох была своя специфика изображения учителя - экранный педагог должен был соответствовать окружающим реалиям.
Вот, например, каноническая учительница из детской киноленты «Первоклассница». Красивая, статная, несколько даже монументальная, героиня Тамары Макаровой воплощала абсолютную справедливость и спокойствие. Сложно представить, что у этой полубогини есть проблемы или, скажем, случаются истерики. Учитель как непререкаемое совершенство - этот образ был характерен для кинематографа сталинской эпохи.
Вот, к примеру, «немка» из нашумевшей ленты «А если это любовь?» Мрачно одетая ханжа, она третирует юных влюблённых, прикрываясь красивыми лозунгами. Почему «немка», а не романтически настроенная учительница музыки, к примеру? Потому что в уста злобной дамы легче вложить какой-нибудь ‘Zurück!', и образ получается ярким и чётким, как агитплакат. Но и эта дама неоднозначна - просто она твёрдо знает, как лучше и боится всего нового.
Лента "Доживем до понедельника" завершает долгие и мучительные поиски образа идеального советского учителя. Этот образ прошел долгий путь: в фильмах тридцатых годов учитель постепенно освобождался от каких бы то ни было обязательств перед своим дореволюционным прошлым, в середине века справедливо-плакатные учителя добросовестно укрепляли миф о благополучном строительстве коммунизма. В семидесятых этот образ неожиданно подвергается ревизии, и истина, в лучших традициях мирового (не советского!) искусства, рождается из контрастов.
Учитель может быть безграмотным, может глупо шутить и упорно доказывать правоту, не будучи правым. Он даже может не любить свою работу - неслыханная дерзость. Но среди совершенно разных и по-своему примечательных обитателей учительской, есть человек уникальный - Учитель с большой буквы, на тщательно проработанном образе которого замкнулись, наконец, полувековые поиски. Справедливый, понимающий, позволяющий своим ученикам самим выбирать стратегии поведения - процесс обучения в его мастерском исполнении обретает свой древний духовный смысл. И не случайно Учитель - историк, ведь именно это наука формирует если не личность, то, как минимум, основание для ее создания.
В эпоху Застоя, когда интеллигенция искала истину и намеренно дистанцировалась от остального населения, в кино возник особый типаж учителя - строгий, но ироничный интеллектуал с твёрдыми убеждениями. Такова Марья Васильевна Девятова из фильма
Позже возникает образ учителя-друга, который всё поймёт и простит. В фильме «Вам и не снилось...» ученики за глаза называют свою учительницу Танечкой. Она красива, умна и несчастлива в личной жизни. Её коробит от подлости и двуличности. Именно Танечка благословляет современных Ромео и Джульетту, в то время как их родители ломают копья в бессмысленной войне.
Образ учителя-друга, по сути, серьезно подрывает учительский авторитет. Нестор Петрович из «Большой перемены» кажется маленьким и куда более беззащитным, чем орава его великовозрастных учеников. Его неловко обижать, его трогательный гнев вызывает снисходительную улыбку, его жизненный опыт куда меньше, чем у тех, кого он учит. И притихший рабочий класс оберегает его сон в весьма символичной сцене - то ли из жалости, то ли из уважения, сразу и не разберешь.
Нашумевший фильм «Чучело» в своё время гневно критиковали именно чиновники из общеобразовательных ведомств - им не понравился образ равнодушной Маргариты Ивановны, которая, впрочем, тоже «играет в подружку» своих учеников. Она угощает их конфетами, а детишки постоянно в курсе её личной жизни. Почти идиллия, за которой скрывается пустота. Это кем же надо быть, чтобы воспитать полный класс зверей?
В Перестроечные годы стало принято всё критиковать и всё подвергать сомнению. Жестокость «детей Перестройки» противопоставили учительской наивности. «Дорогая Елена Сергеевна» - это попытка достучаться до молодых, которые где-то прочли, что безнаказанность и цинизм есть ценности цивилизованного общества. Героиня Марины Неёловой - ещё молодая и привлекательная математичка со «странными» представлениями о жизни. Елене Сергеевне ученики тоже предлагают поступиться принципами. А она не может. Развитие событий в этом фильме гораздо жёстче, чем в том же «Розыгрыше». Детки устраивают наивной учительнице настоящую «ночь пыток» и звереют от самой мысли, что им некуда отступать. В результате загнанная в угол учительница умирает от сердечного приступа.
И завершается эволюция в 1989 году, когда идеальный образ учителя был совершенно растоптан в фильме "Астенический синдром" Киры Муратовой. Развенчание недосягаемого образа, которое началось безобидно, с переосмысления, сразу после картины "Доживем до понедельника" дошло до своего логического завершения. Учитель лишен неприкосновенности и какого-то неземного происхождения, его может изнасиловать собственная ученица, на него поднимает руку собственный ученик. После такого образ учителя надо не просто реабилитировать, его необходимо создавать заново.
Именно в это время на наши экраны хлынул поток западного кино - среди сотен кинолент были и те, которые затрагивали школьную тематику. В результате просмотра возникало стойкое впечатление - большинство американских (или английских) учителей делятся на два типажа: пуритане с садистскими наклонностями или улыбчивые красавцы, задающие сочинения на тему «Мой любимый день недели».
Но это, разумеется, поверхностный взгляд. Вот, к примеру, героиня
Создание образа учителя в кино сильно смахивает на познание неизведанного, сродни конструированию вымышленных миров. Кинообраз типичного инопланетянина и то складывался куда быстрее. И все потому, что учитель до сих пор в какой-то степени является существом из другого мира. И когда мы что-то долго идеализируем, происходит совершенно естественное: страшно хочется это "что-то" разобрать на составляющие, заглянуть за изнанку, открутить ему голову и доказать, что небожители - тоже люди, причем порой похуже нас. Все-таки разрушение идеалов в искусстве - самая благодатная тема.
На сегодняшний день образ учителя в на экране, по большому счету, не раскрыт. Во-первых, потому что разрушение - не лучший способ познания. Во-вторых, потому что каждому времени нужны свои учителя, и замечательного историка Ильи Семеновича на все поколения не хватит. В нашем же кино за последние 15 лет полнометражных картин о школе не было. А в кинематографе зарубежном самый популярный образ - сексапильная дамочка, которая присутствует в каждой американской молодежной комедии. И образ учителя сейчас по-прежнему где-то между "тебе с седыми прядками, над нашими тетрадками" и красоткой в мини с фетишем-указкой.
А ведь эволюция образа учителя в кино - не что иное, как поиск рецепта для оздоровления не только системы образования, но и общества в целом. Хочется верить, что в жизни каждого из нас был учитель-созидатель, который учил не предмету, а Жизни. И что такой учитель обязательно войдет в класс и к нашим детям. Понятия «разумное, доброе, вечное» с течением времени не меняются. Главное - сохранить способность различать вечное от сиюминутного и доброе - от злого. Для этого и есть учителя.