Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Уроки музыки: нужно ли мучить ребенка?

Идти или не идти в 1 сентября в непервый класс обычный школы - такой вопрос, как правило, не стоит. А как быть, если ребенок наотрез отказывается возвращаться в «музыкалку»?
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Леди Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей

Идти или не идти в 1 сентября в непервый класс обычный школы - такой вопрос, как правило, не стоит. А как быть, если ребенок наотрез отказывается возвращаться в «музыкалку»?

Как показывает практика, в 1-2-м классе дети ходят в музыкальную школу с удовольствием. Педагогам уже после года занятий понятно, есть ли у ребенка талант. А для детей кризис наступает года через четыре. К этому моменту в программе появляются произведения, которые легко разобрать, но трудно сыграть. Занятий с педагогом уже недостаточно - нужно усердно упражняться и дома. И повзрослевшие школьники, сознавая, что музыка не будет их профессией, а труда нужно вкладывать много, начинают «бастовать».

- Часто даже очень одаренные дети ленятся заниматься, - говорит Тамара Казакова, заместитель директора ДМШ Академического музыкального колледжа при Московской консерватории. - И в этом - вина родителей. Именно они должны с малых лет внушать ребенку, что просто получать удовольствие - не главная задача в жизни. Удовольствие нужно испытывать от труда, от преодоления. Ведь в обучении музыке нужно уметь преодолевать трудности.

Ругать будем маму

По мнению преподавателей музыки, внимание родителей - главная составляющая успеха детей в учебе.

- Если взрослые занимаются своим ребенком, то все у него нормально, - уверены в столичной музыкальной школе № 79. - Но, к

сожалению, мамы и папы сейчас слишком поглощены зарабатыванием денег. Бывает так, что ребенок выступает на концерте (и замечательно выступает!), а у мамы с папой даже нет времени приехать посмотреть. А иногда основная причина нежелания заниматься музыкой - загруженность в школе обычной. Дети, разобравшись с объемными домашними заданиями, просто не в силах пойти еще и в музыкалку. А потом ведь нужно позаниматься дома за инструментом! Желание иметь хоть немного свободного времени - это вполне нормально. Поэтому для занятий музыкой нужно найти мотивацию. Как это сделать?

Ребенок легче увлечется музыкой, если она звучит в его доме. Пойте колыбельные младенцам. Включайте тем, кто постарше, детские песенки.

Подготовьте ребенка к первому визиту в музыкальную школу. Скажите ему, например: «Я тебя сейчас в такое чудесное место отведу - там храм музыки, там такие инструменты красивые!» Тогда малыш пойдет туда с интересом, с ожиданием чуда. Ведь если приказать: «Пойдем, будешь музыке учиться!» - он и не поймет, зачем ему это нужно. После поступления в музыкальную школу установите для ребенка четкий режим дня. Он должен твердо знать, когда можно погулять, а когда надо сделать домашние задания или сесть за инструмент.

Маленькие дети в принципе не могут сами учиться - нужно, чтобы родители контролировали процесс занятий.

Чего хочет дочка?

Причиной отсутствия интереса к занятиям могут стать проблемы со здоровьем. У музыкантов должны быть, к примеру, хорошая координация движений, психомоторика. Музыкой заниматься не так просто: руки исполнителя двигаются «автономно» друг от друга, да еще нужно одновременно смотреть в ноты, слушать, что играешь, а в идеале - еще и артистически что-то изображать.

- Порой детям физически тяжело играть на каком-то определенном инструменте, - рассказывает Дарья Баландина, заместитель директора музыкальной школы № 82. - К примеру, мальчик хиленький, небольшого роста, а его отдают учиться играть на гитаре. Но он даже не увидит, что делают его руки! В таких случаях мы советуем либо выбрать другой инструмент, либо подождать, пока ребенок подрастет. А вот отсутствие музыкального слуха препятствием для учебы в музыкальной школе не считается. Первые несколько классов - хотя бы для общего развития - способны одолеть все дети. Другое дело, что родители часто не знают, чего хочет их ребенок. Бывает, мама ведет дочку учиться играть на пианино только потому, что это ее собственная несбывшаяся детская мечта. Тогда как дочка стремится (может быть, еще не совсем осознанно) танцевать.

- Такой ребенок мог бы гораздо плодотворнее и с гораздо большим удовольствием провести эти семь лет, занимаясь танцами, - рассуждает Дарья Баландина. - Но родители стоят на своем. И их чадо продолжает из-под палки ходить в музыкальную школу. Занимается с ненавистью. И школу потом вспоминает с ненавистью... Как этого избежать? Просто родителям нужно с ребенком общаться! А ведь сегодня можно нередко увидеть такую картину: идут мама с дочкой по улице и обе молчат. Им не о чем поговорить!

Кнут и пряник

Однако самое главное в музыкальной школе - это учитель. Есть преподаватели, к которым дети бегут, а есть - от которых бегут. Поэтому родителям нужно сначала присмотреться к учителям, поговорить с ними, понять, с кем приятнее общаться. Один человек веселый, общительный, а другой - чопорный, строгий и очень требовательный. С кем лично вам было бы комфортнее?

Представление, что учитель музыки должен быть суровым и бить линейкой по рукам за ошибки, устарело. Да, Моцарта заставляли заниматься. Паганини били по рукам и запирали в чулане. Но заставляли-то многих, а знаем мы только Моцарта и Паганини. Бывает, что отношения педагога и ребенка не налаживаются просто потому, что они люди разного склада. Тогда родители могут попросить поменять учителя. Хотя, по мнению сотрудников музыкальных школ, мамы часто списывают на психологическую несовместимость с учителем обыкновенную лень ребенка.

Адская скрипка

И все-таки «гром грянул»: ребенок заявляет, что в музыкалку ходить не хочет. Что делать родителям?

- Если ребенок проучился по 7-летней программе хотя бы 2-3 года, бросать занятия уже просто глупо! - считает Дарья Баландина. - И тут момент педагогический: надо научить ребенка доводить дело до конца. А то сегодня он музыку бросил и пошел, скажем, на танцы. Потом он и танцы бросит. И институт бросит... Привычка! А вот облегчить страдания юных музыкантов в последние годы учебы можно.

Порой достаточным доводом оказывается как раз то, что осталось учиться меньше половины: что ж, мол, зря все эти годы «мучился»? Надо получить результат - диплом! Можно с ребенком заключить соглашение. К примеру, одна мама сказала сыну, что после окончания школы никогда не попросит его подойти к инструменту - но диплом он должен ей принести! Кстати, мальчик доучился и, будучи уже взрослым, иногда играет на фортепиано по собственной инициативе.

Еще один вариант - сменить инструмент. Так, если у ребенка-скрипача появилась ненависть к музыкальной школе, то можно перевести его на духовые инструменты - флейту, кларнет. Там тоже нужно трудиться, но звукоизвлечение там проще, звуки приятнее, и результат достигается быстрее, что тоже важно.

Чаще ходите с детьми на концерты. И не только на выступления знаменитостей, но и на те, где показывают мастерство тинейджеры. Дети ведь - «повторюшки»! Если ребенок увидит, что кто-то из сверстников хорошо играет, он, возможно, попытается быть не хуже. Организуйте домашние концерты - с афишами, пригласительными билетами, концертными нарядами и, конечно, аплодисментами публики.

Переведите ребенка с дневного на вечернее отделение (то есть с 7-летней на 5-летнюю программу). Так и «мучения» удастся сократить, и диплом можно получить.

Особое мнение

- Да ничего родители не могут сделать, чтобы их ребенок любил музыкальную школу! - считает Михаил Лазарев, доктор медицинских наук, руководитель лаборатории формирования здоровья детей Российского научного центра восстановительной медицины и курортологии Росздрава, профессор Международной Академии наук и искусств. - Если ребенок долго-долго сидит у инструмента и совершенствует мелкую моторику - это для него просто неестественно. Ведь его сверстники гуляют, а он почему-то должен несколько часов заниматься непонятно чем. Да, из учеников музыкальных школ иногда вырастают Рихтеры. Но их единицы. И никто никогда не интересовался, что чувствуют миллионы остальных воспитанников.

Я изучал этот вопрос. Вот, к примеру, человек учился играть на скрипке. Он закончил школу и... больше ни разу в жизни не взял скрипку в руки! Что это? Значит, это было насилие над ним! А заставляя ребенка учиться музыке через силу, родители рискуют его просто сломать.

Впрочем, у самого Михаила Лазарева сын с 9 лет учился играть на гитаре.

- Мы нашли для него по-настоящему талантливого педагога, - рассказывает профессор. - Такого, который сумел заставить сына поверить в себя. Он так хвалил мальчика, что тот чуть обычную школу не бросил - занимался одной гитарой. А ведь в основном в наших школах ребенка унижают: «Нет, у тебя опять не получилось!» То есть ребенок занимается тем, что у него не выходит. Отсюда и проблемы.

Кстати, похожая ситуация складывается и в большинстве общеобразовательных школ. Но там ребенок противостоит давлению педагогов вместе с коллективом сверстников. А в музыкальной школе он остается один на один с инструментом и преподавателем. Поэтому нужно резко изменять преподавание в наших музыкальных школах. Сейчас там действует средневековая система, которая не учитывает ни физиологии, ни психологии ребенка. Раньше, когда не было телевидения, может быть, всеобщее музицирование - это было здорово. Сегодня это не так! Во всяком случае, программу музыкальных школ следовало бы пересмотреть. Ввести, например, новых, более современных и узнаваемых композиторов. Тогда и восприятие детьми музыки стало бы другим.

Все о детях на Wday.ru  

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Леди Mail.Ru
Комментарии
137
Александра
В ответ на комментарий от zhanna smolego История переписки26
zhanna smolego
Я в пятидесятый раз повторяю- Я НЕНАВИДЕЛА И МУЗЫКАЛКУ И ВСЮ МУЗЫКУ вплоть до 9 класса, когда научилась играть на гитаре и запела. Музыкальную школу я закончила из под палки в 5!!!! классе. Кстати мой брат проучился в музыкалке всего 1,5года. Потому что И НА НЕГО у моих родителей сил не осталось... Он технарь. Разумеется он не жалеет о том, что не получил муз. образования. Как можно жалеть о том, чего не знаешь?!!! Но я как профессионал слышу, что и у него и у мамы великолепный тембр голоса! И неизвестно не заболели ли бы они оперой получив в своё время образование.
СсылкаПожаловаться
Вот ваш брат не жалеет, что не получил муз. образования, значит, все в порядке.. а я вот жалею, что потрачено было время на то, что мне не нравилось и что в жизни не пригодилось вообще никак.. и все из-за родителей тоже... зачем это все было? а сколько нервов на экзамены потрачено было... и не сказать.. даже таскали меня на просмотр в балетное... но, так как физических данных не было, слава богу, туда не засунули...
СсылкаПожаловаться
Оксана Белая
мучила и буду мучить.нечего им сидеть целый день за компом или за телеком,мотаться по улицам без присмотра в наше неспокойное время.а здесь все расписанно по минутам.а кому сейчас жить легко?надо приучать детей к труду с детства,а то выростут лентяями и тунеядцами.примеров много.." А если не получилось, то смириться, пусть ребенок сам выберет себе хобби."да смирится что он не хочет учится в музыкалке,в общеобразовательной школе.а потом не хочет работать,воспитывать своих детей и т.д. и т.п. И хобби будет у всей страны "вечная развлекаловка"(чай,коффе потанцуем,пиво,водка посидим)Ведь отдыхать всегда намного приятнее,чем работать над собой и совершенствоваться.
СсылкаПожаловаться
Динара Онорина
Я ходила 6 лет на музыку, осталось бы еще 3 включая с этим. Была по инициативе для улучшения игры на фортепиано в подготовительном классе 2 года. Очень люблю слушать музыку, хотела стать певицей. Но все мои мечты и надежды разрушил мой учитель. Он внушил на уроках пожизненной отвращение к музыке. Я ее в тот же момент люблю и не люблю. Еще эта муз литра и сольфеджио. На сольфеджио я чувствовала себя не в своей тарелке, так как очень многого не понимала. И подходя после урока к учителю для разъяснения темы, о говорит: "Мы это проходили на уроке, надо было слушать, это очень легко, поймешь со временем". Но понимая одно я начинаю не понимать новое. И хожу то на все уроки, стараюсь все слушать, но приходящие мысли на уроках от том, что я занимаюсь музыкой заставляют меня не воспринимать новую тему. Все зависит от учитля. Есть некоторые, которые стараются донести все в мельчайших подробностях до ученика, а некоторые ничего не делают для ученика хорошего, но хотят, чтобы он был самым лучшим (про мою училку говорю). И мне кажется не стоит заставлять ребенка делать, то что ему не нравится. Либо выяснить почему он не хочет этим заниматься.
СсылкаПожаловаться
Whisper
В ответ на комментарий от Динара Онорина
Динара Онорина
Я ходила 6 лет на музыку, осталось бы еще 3 включая с этим. Была по инициативе для улучшения игры на фортепиано в подготовительном классе 2 года. Очень люблю слушать музыку, хотела стать певицей. Но все мои мечты и надежды разрушил мой учитель. Он внушил на уроках пожизненной отвращение к музыке. Я ее в тот же момент люблю и не люблю. Еще эта муз литра и сольфеджио. На сольфеджио я чувствовала себя не в своей тарелке, так как очень многого не понимала. И подходя после урока к учителю для разъяснения темы, о говорит: "Мы это проходили на уроке, надо было слушать, это очень легко, поймешь со временем". Но понимая одно я начинаю не понимать новое. И хожу то на все уроки, стараюсь все слушать, но приходящие мысли на уроках от том, что я занимаюсь музыкой заставляют меня не воспринимать новую тему. Все зависит от учитля. Есть некоторые, которые стараются донести все в мельчайших подробностях до ученика, а некоторые ничего не делают для ученика хорошего, но хотят, чтобы он был самым лучшим (про мою училку говорю). И мне кажется не стоит заставлять ребенка делать, то что ему не нравится. Либо выяснить почему он не хочет этим заниматься.
СсылкаПожаловаться
хихт, а я бабушке не один раз объясняла, почему не хочу на скрипке играть, однако она продолжает меня мучить((((
СсылкаПожаловаться
Whisper
В ответ на комментарий от Динара Онорина
Динара Онорина
Я ходила 6 лет на музыку, осталось бы еще 3 включая с этим. Была по инициативе для улучшения игры на фортепиано в подготовительном классе 2 года. Очень люблю слушать музыку, хотела стать певицей. Но все мои мечты и надежды разрушил мой учитель. Он внушил на уроках пожизненной отвращение к музыке. Я ее в тот же момент люблю и не люблю. Еще эта муз литра и сольфеджио. На сольфеджио я чувствовала себя не в своей тарелке, так как очень многого не понимала. И подходя после урока к учителю для разъяснения темы, о говорит: "Мы это проходили на уроке, надо было слушать, это очень легко, поймешь со временем". Но понимая одно я начинаю не понимать новое. И хожу то на все уроки, стараюсь все слушать, но приходящие мысли на уроках от том, что я занимаюсь музыкой заставляют меня не воспринимать новую тему. Все зависит от учитля. Есть некоторые, которые стараются донести все в мельчайших подробностях до ученика, а некоторые ничего не делают для ученика хорошего, но хотят, чтобы он был самым лучшим (про мою училку говорю). И мне кажется не стоит заставлять ребенка делать, то что ему не нравится. Либо выяснить почему он не хочет этим заниматься.
СсылкаПожаловаться
хихт, а я бабушке не один раз объясняла, почему не хочу на скрипке играть, однако она продолжает меня мучить((((
СсылкаПожаловаться
Волосовское Лесной отдел
В ответ на комментарий от zhanna smolego История переписки22
zhanna smolego
Пусть лучше став взрослым он скажет: мне это не пригодилось, чем не будет иметь возможности стать счастливым, занимаясь любимым делом, только потому, что родители вовремя не дали соответствующее образование.
СсылкаПожаловаться
Я с Вами полностью согласна. Меня зовут Светлана. В моей семье был случай когда мой старший брат упрекнул нашу маму за то, что она не смогла его заставить в свое время учиться в музыкальной школе, а меня заставила. По его словам он мог бы стать другим человеком имея мои знания. Так вот, чтобы не повторить ошибки своей матери и не услышать упреков я дам своему сыну музыкальное образование. Да! Дома заниматься ребенок совершенно не хочет. Но это обычная лень. И на нее я смотрю сквозь пальцы. Педагог у нас прекрасный. На его уроки ребенок идет с удовольствием. А вот уже полученные знания пусть использует так как ему захочется в жизни.
СсылкаПожаловаться
ната
Сама закончила музыкальную школу.Первые четыре года училась с желанием и хорошими результатами.Но потом желания становилось все меньше и последний год вспоминаю как каторгу.После садилась за инструмент лишь изредка.Но так сложилась судьба,что дочка учится в хореографическом и там тоже изучают программу музыкальной школы.Значит мои мучения не прошли даром и там где другим родителям надо нанимать педагогов-я справляюсь сама.Да и дочке есть чем гордиться.
СсылкаПожаловаться
Светлана
занятие разного рода искусствами углубляет эстетическое восприятие ребёнка.и в результате становится и ему хорошо, и окружающему миру. конечно, нужно пересмотреть программы, которые насильно переделывают естественную склонность ребёнка. хотя ведь все занятия, все нагрузки созданы в соответствии с санитарными нормами. так что если ребёнок занят организованной деятельностью, а не развлекается в компании более инстинктивных сверстников, то это можно считать его эстетически-трудовым воспитанием. ведь в жизни нам больше поможет дисциплина, чем бездумное потворствование своим желаниям. Обязательно нужно культурное развитие школьников. И лучше знать о культуре не понаслышке, а именно прикоснувшись самому с помощью чуткого педагога. вот соревнователность не нужна - зачем эти звёздные болезни, порождающие агрессию и разобщённость. соревновательность убивает живой дух культуры в человеке.. Прекрасные цветы распускаются, чтобы радовать нас, и эта безмолвная радость сокрыта во всём.. Не нужно всё измерять количеством умений и результатов. главное умение - это умение любить- бесплатно, безотносительно.. Вот эту культуру и должны прежде всего распознавать мы в своих занятиях чем то ни было. ну а мастера живописи, музыки, литературы дают нам необходимое вдохновение. так что прикоснитесь к своей глубине и испейте радость единения с собой истинным. тогда эта радость будет струиться из ваших глаз, ваших рук, и она сделает всё прекрасным вокруг вас! и все ваши взаимодействия наполнятся достоинством и чистой радостью творчества. улучшив себя, вы улучшаете и других.
СсылкаПожаловаться
Татьяна Сурьянинова
В ответ на комментарий от Whisper История переписки2
Whisper
хихт, а я бабушке не один раз объясняла, почему не хочу на скрипке играть, однако она продолжает меня мучить((((
СсылкаПожаловаться
Вырастишь и скажешь бабушке спасибо. У меня это было .
СсылкаПожаловаться
Гульжан Сайко/Нисанбаева
С музыкой в нашей семье сложные взаимоотношения!Мы очень любим ее ,имеем слух,голос,кое-какие природные данные!Мы-это три сына,Но ,как оказалось этого мало ,я с мужем -идеалисты,Предъявляя повышенные требования к педагогам,самое главное из них-ЛЮБОВЬ И УВАЖЕНИЕ К ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА,ИСКРЕННЯЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ ВНУТРЕННИМ МИРОМ РЕБЕНКА,НЕИССЯКАЕМОЕ ЖЕЛАНИЕ ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМИ ЗНАНИЯМИ В МУЗЫКЕ, И ЖИЗНЕННЫМ И ТВОРЧЕСКИМ ОПЫТОМ,,,Как много я хочу!Например,чтобы ребенок бежал с урока домой и тут же брался за инструмент с радостными воплями,,МАМА!СМОТРИ,ЧЕМУ Я СЕГОДНЯ НАУЧИЛСЯ!И ЕЩЕ Я СЕГОДНЯ ТАКОЕ УЗНАЛ ИНТЕРЕСНОЕ ПРО ЧАЙКОВСКОГО!А У НАС ДОМА ЕСТЬ ПРО НЕГО?,,Или,мне очень хочется,чтобы ребенок ,прочитав книжку о приключениях Тома Сойера,рассказал своему учителю по специальности,а тот в свою очередь порадовался с ним,и как бы между прочим,озадачил вопросом ,,А знаешь ли ты ,какие композиторы жили в Америке ,когда Марк Твен писал этот роман?,,И мой сын опять бы бежал домой с вопросами,ЖИЗНЬ МАЛЕНЬКОГО МУЗЫКАНТА ДОЛЖНА КИПЕТЬ!ОТ РАДОСТИ ЧТО МУЗЫКА-ЭТО ,ОКАЗЫВАЕТСЯ,НЕ НУДОТСВО и ДОЛБЕЖКА ГАММ И ЭТЮДОВ,А ВЕСЕЛАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ БРАТИКОВ-ПАЛЬЧИКОВ,А МИЗИНЧИК ЛЕВЫЙ СЛАБЕНЬКИЙЕМУ НАДО БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ!А ЕЩЕ,МУЗЫКА СОВСЕМ НЕ МЕШАЕТ РИСОВАТЬ И ЧИТАТЬ,ГУЛЯТЬ НА ПРИРОДЕГДЕ СРАЗУ ВСПОМИНАЕТСЯ ,,БАРКАРОЛЛА,,,!КОГДА РЕБЕНОК НАУЧИТСЯ СЛЫШАТЬ МУЗЫКУ ВО ВСЕМ ЧТО ЕГО ОКРУЖАЕТ-ЕГО НЕ НАДО БУДЕТ ЗАСТАВЛЯТЬ !НАШИМ ПЕДАГОГОМ НЕ ХВАТАЕТ МУЖЕСТВА ОТСТУПИТЬ ОТ ЖЕЛЕЗНЫХ ПРАВИЛ-ПОДОЙТИ К РЕБЕНКУ НЕ КАК К ОДНОМУ ИЗ,,,,А ЕДИНСТВЕННОМУ и НЕПОВТОРИМОМУ!
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Горячие темы форума
Совершенно случайно узнала, что дочь-школьница (скоро ей исполнится 17) встречается со взрослым мужчиной, которому под 50 лет, который старше меня! Все как-то в голове плывет - не понимаю что делать...
609
Телефону месяц. Подошла к соседке, спросила, что она думает насчет ремонта или возмещения стоимости ремонта? Сказала, что поинтересуется ремонтом и мне перезвонит. Если не перезвонит ближайшие пару...
525
Макияж
Аноним
Когда женщины за 30 выходят без макияжа это они считают себя такими неотразимыми или какие ещё причины?
355
Живем мы не в России. У нас своя квартира, муж хорошо зарабатывает. Трое детей. От родителей осталось 2 квартиры. Их я сдаю . Это мои деньги. Их ложу на депозит на обучение детей и стараюсь не...
249
Ситуация такая. Вы красивая, самодостаточная женщина, у Вас есть всё, но Вы ещё не встретили своего мч. Через некоторое время Вы встречаете его, он Вам очень нравится и чувства взаимны, но.....Он...
233
Есть ли жизнь на Марсе?
Самая Меркантильная
Имею право тоже создать тупую тему. Считайте меня ононимом, даже мерзким.
213
Подпишитесь на нас
Рассылка Леди Mail.ru