Как правильно попросить у шефа прибавку к зарплате

Скорее всего, он ответит: «Денег нет, но вы держитесь». Но мы знаем, как отреагировать на такое возражение.
1

Ощутить право просить о прибавке

Работать сверхурочно, да еще и без компенсаций многие считают нормой. А вот попросить за это вознаграждение большинству наемных работников кажется неприличным, невозможным, стыдным и даже унизительным. Дескать, сами придут и предложат. Ну-ну, ждите, ждите.

«В нашей российской культуре переработки считаются нормой трудового процесса, потому что он ориентирован прежде всего на результат. В этом смысле мы идем по пути Запада. Но в отличие от европейского опыта ведения бизнеса, в котором есть система надбавок и поощрений для сотрудников, у нас это не предусматривается», — объясняет Людмила Городничева, бизнес-тренер, коуч и карьерный консультант Right Solution.

Эйчары и руководители много говорят о результатах, но забывают, что каждое достижение должно быть мотивировано.

Это означает, что, учитывая наши реалии, нужно занять проактивную позицию и самой просить повышения зарплаты, выбивать различные бонусы и другие виды поощрения. Никто, кроме тебя самой, не позаботится об этом.

Поэтому, если ты выполняешь свои обязанности хорошо, всегда справляешься с новыми поставленными задачами, то вполне имеешь право попросить о материальном поощрении.

2

Говорить о деньгах непосредственно с руководителем

Не с коллегами в курилке или на обеде. Вопросы об изменении в зарплате обсуждай со своим шефом.

Людмила Городничева предлагает использовать трехступенчатую структуру для этого непростого разговора:

— Поблагодарить за обратную связь: «Я очень рада, что мои результаты за последние месяцы вас устраивают. Я прилагаю для этого все усилия и готова работать еще больше для новых свершений».

— Озвучить свои пожелания: «Я работаю уже давно, и мне бы хотелось, чтобы признание моей эффективности отражалось и в деньгах в том числе».

— Конкретизировать сроки: «Когда я могу рассчитывать на материальное поощрение? Когда я могу снова обсудить с вами этот вопрос, для меня это очень важно?»

3

Работать с возражениями руководителя

Любой руководитель стремится получить более высокий результат с минимумом вложений — в этом и заключается его собственная эффективность как менеджера, управляющего ресурсами. Поэтому он виртуозно будет избегать вопросов о повышении зарплаты и находить самые невероятные отговорки.

Возражение 1: «Компания сейчас находится в сложной ситуации, мы не можем повысить зарплату».

Ответ: «Я понимаю. У любого бизнеса бывают периоды подъема и спада. Скажите, в чем я могу помочь и когда можно будет вернуться к этому разговору?»

Возражение 2: «Ну все остальные работают и довольны, вам больше всех надо?»

Ответ: «Я отвечаю прежде всего за себя, а не за других. И считаю, что приложила достаточно усилий и заслужила поощрение».

Главное — уйти от обсуждения других коллег и сфокусироваться на себе.

Возражение 3: «Честно, я бы рад, но денег сейчас нет, вы же понимаете?»

Ответ: «Денег нет вообще или в конкретный период? Как, по-вашему, когда будет уместно обсудить этот вопрос?»

«Главный крючок, с которого руководителю будет трудно соскочить — это конкретное «Когда?» — подсказывает Людмила Городничева.

4

Проявить настойчивость

Уточнив, когда можно будет снова поговорить о зарплате, обязательно вернись к этому разговору позже. Босс поймет серьезность намерений, и ему будет гораздо труднее игнорировать твою просьбу.

5

Попросить о других бонусах

Очень вероятно, что все эти ухищрения не помогут. Но и тут не надо унывать: всегда можно попросить о других видах поощрения.

Людмила Городничева называет несколько из них:

— Дополнительный выходной. На этот день можно найти дополнительную подработку, например.

— Прибавка дней к оплачиваемому отпуску.

— 1—2 дня удаленной работы в неделю. Это поможет, например, сэкономить на услугах няни, отводить ребенка в детсад самостоятельно, не тратить время на утомительную дорогу в офис.

6

Не просить слишком часто

«В идеале, говорить о повышении зарплаты стоит не чаще, чем раз в 1,5—2 года», — рекомендует Людмила Городничева.

В этом есть резон: во-первых, не всегда можно так быстро достичь впечатляющих результатов, достойных поощрения. А во-вторых, постоянно говорящий о деньгах сотрудник будет раздражать: обычно в компаниях выделена фиксированная зарплата для каждой ставки, не предполагающая увеличения в геометрической прогрессии.

Если все это не помогло, а деньги нужны, тогда, наверное, стоит подумать о смене работы, переквалификации и других способах улучшить свое материальное положение.