История карнавального костюма: Маска, я Вас знаю!

В детстве мы все хотя бы раз танцевали возле Новогодней Ёлки в костюме Снежники, Белочки или Зайчика. Задумывались ли мы о том, что маскарадный костюм и вообще - культура проведения маскарада имеет давнюю историю?

В детстве мы все хотя бы раз танцевали возле Новогодней Ёлки в костюме Снежники, Белочки или Зайчика. Задумывались ли мы о том, что маскарадный костюм и вообще - культура проведения маскарада имеет давнюю историю? Более того - любое костюмированное мероприятие, будь то школьный «Огонёк» или роскошный бразильский карнавал имеет свою особую психологию - человек под маской или в некоем фантастическом одеянии ведёт себя совершенно иначе, нежели в реальной жизни.

Первыми маскарадами принято считать римские Сатурналии - ежегодные празднества в честь бога Сатурна, которые сопровождались массовыми гуляньями. Именно в Древнем Риме появились и специальные маски. Дело в том, что во время Сатурналий даже рабам дозволялось веселиться вместе с хозяевами, и, чтобы не омрачать радости сословными предрассудками, все участники праздника закрывали свои лица масками.

В Средние Века, несмотря на суровость церковных установок, маскарады были не так уж редки. Основными атрибутами были костюмы и маски, призванные скрыть социальные различия и всех уравнять на время праздника. Именно в эпоху Средневековья сложилась особая психология маскарада - король переодевался в нищего, белошвейка - в принцессу, скромница - в райскую птицу. Впоследствии психологи напишут не одну сотню статей про карнавальный «мир-перевёртыш», где нет никаких преград и всё то, что невозможно в реальной жизни, допустимо мире масок. Во время карнавала ничего не казалось безрассудным. Благородная дама в маске могла на один час сделаться любовницей простого солдата и после этого не чувствовать себя опозоренной или униженной. Иначе говоря, под маской - это уже «не я», а кто-то другой.

Маска делает человека неузнаваемым, она связана с радостью перевоплощений и возможностью примерить на себя любую роль.

Самым знаменитым, как и в наши дни, считался карнавал в Венеции. Основой венецианского карнавального костюма была (и остаётся) баута - традиционная маска белого цвета, прикрывающая в основном верхнюю часть лица, иногда с длинным носом или резким треугольным профилем.

Другим общеизвестным атрибутом является длинный плащ с рукавами и капюшоном - домино. Чаще всего домино были чёрного цвета. 

В Венеции карнавальные маски приобрели такую популярность, что их стали носить в повседневной жизни. Это вызывало нарекания, как властей города, так и церкви, но никакие запреты не действовали, пока нарушителей не принялись наказывать в уголовном порядке...

Вплоть до конца XVIII века венецианский карнавал оставался главным событием в жизни города, но потом интерес к нему стал угасать. Однако во второй половине XX века карнавал начал свою вторую жизнь. Городские власти смекнули, что возрождение карнавальных традиций может привлечь в Венецию толпы туристов со всего мира.

Помимо массовых, публичных карнавалов, в Средневековой и Ренессансной Европе существовали и мероприятия для избранных. Пышностью придворных маскарадов отличалась тюдоровская Англия. Вторая жена Генриха VIII - Анна Болейн устраивала костюмированные празднества, на которых воссоздавались картины из античной мифологии. Юные девушки изображали амазонок и нимф, юноши - сатиров, а сама королева - непременно Афродиту, богиню любви. Разумеется, маскарадные костюмы было далеки от древнегреческих реалий - наряд Пенелопы или Психеи по фасону мало, чем отличался от придворного туалета XVI века, разве что был несколько фантастичнее.

Дочь Генриха и Анны - Елизавета I тоже любила устраивать маскарадные празднества. Королева-Девственница любила выходить к гостям в костюме Артемиды - стройной, девственной богини охоты. Сверкая многочисленными драгоценностями, затянутая в железный корсет, Елизавета изображала античную богиню. С «оригиналом» её роднил только лук - орудие богини да сияющий месяц в волосах.

При дворе Людовика XIV маскарады отличались особой пышностью - сам король любил появляться в костюме Аполлона или Юпитера. Это были стилизованные под античность, тяжеловесные парчовые наряды, с непременной короной.

Его правнук, Людовик XV, не признавал дворцовых празднеств - его неизменно влекли публичные маскарады, которые устраивались в Ратуше или на площадях Парижа. Он любил прикинуться небогатым буржуа и весь вечер ухлёстывать за какой-нибудь гризеткой в наряде царицы Зенобии... Кстати, некая хитроумная красавица в 1745 году устроила «охоту» на короля именно во время одного из публичных маскарадов. Одевшись в костюм богини Дианы (розовый шёлк, усеянный розами!), дама так заинтриговала Людовика, что сумела надолго привязать его к себе. Вы все хорошо её знаете - то была мадам де Помпадур.

Кстати, именно в XVIII веке популярными становятся костюмы, почерпнутые из итальянской комедии дель арте и французского народного театра. Карнавал Галантного Века - это бесчисленные Коломбины, Пьеро, Скарамуши и Арлекины.

Очень популярными были костюмы пастушков и пастушек - героев так называемых пасторальных романов, типа «Дафнис и Хлоя». Разумеется, новоявленные пейзане порхали в кружевах и напудренных париках, а их головы украшали венки из шёлковых розочек.

История русских маскарадов и, соответственно, маскарадных костюмов, начинается с петровской эпохи. Как-то раз Пётр решил устроить беспрецедентное карнавальное шествие - он вырядил своих придворных и их жён в старинное русское платье и заставил, кривляясь и распевая непристойные песни, прошествовать по Петербургу. Так Пётр «отучал» подданных от боярских одежд и кокошников.

Постепенно маскарадная культура прижилась на русской почве и уже при дворе Анны Иоанновны на костюмированных балах порхали наяды и дриады в полумасках.

Но самыми странными, не имевшими аналогов ни в России, ни даже в пресыщенной Европе, были так называемые маскарады «с переодеванием», которые при дворе Елизаветы Петровны, проводились каждый вторник. Назывались такие балы «Метаморфозами». На этих мероприятиях мужчины должны были танцевать в женских нарядах с фижмами, а дамы, соответственно, в мужских костюмах, как известно, открывавших ноги до колена и немилосердно обрисовывавших бёдра.

Эти маскарады, судя по всему, веселили только саму Елизавету, имевшую при внушительной фигуре весьма стройные ноги и любившую их демонстрировать.

Кроме того, императрице нравилось наблюдать, как дамы стесняются своих открытых ног, а мужчины - путаются в юбках и падают прямо на своих партнёрш по танцам. Вот как об этом пишет беспристрастная Екатерина II: «Мне случилось раз на одном из таких балов упасть очень забавно, Сиверс, тогда камер-юнкер, был довольно большого роста, и надел фижмы, которые дала ему императрица; он танцевал со мною полонез, а сзади нас танцевала графиня Гендрикова: она была опрокинута фижмами Сиверса, когда тот на повороте подавал мне руку; падая, она так меня толкнула, что я упала прямо под фижмы Сиверса...»

Но «золотым веком» маскарадов можно назвать конец XIX века. Костюмированные балы устраивали художники и гимназисты, жёны фабрикантов и владельцы «Фоли-Бержер». И, разумеется, все модные журналы публиковали описания самых фантастических нарядов, причём на любой вкус и на любой доход.

Дамы примеряют на себя костюмы русалок, фей, бабочек. В России был популярен образ русской боярыни или царевны. Этот выбор не случаен. В феврале 1903 года в Зимнем дворце состоялся грандиозный костюмированный бал, на котором все приглашенные, а также Николай II и Александра Федоровна были одеты в русские костюмы XVII века. Эти дорогостоящие, помпезные мероприятия были призваны демонстрировать преемственность поколений и приверженность национальным традициям.

И, конечно, мир детства немыслим без детских балов, маскарадов и Рождественской Ёлки! На карнавал девочки одевались феями, принцессами, цыганочками. Был популярен костюм Красной Шапочки. Мальчики переодевались морскими разбойниками и сказочными принцами.

Валентин Катаев так описывает маскарадные костюмы своего детства в книге «Белеет парус одинокий...»: «Девочки превратились в русалок и цыганок... Шумела папиросная бумага юбочек и плащей, качались на проволочных стеблях искусственные розы, струились шелковые ленты бубна». Приложение к журналу «Нива» - «Парижские моды» предлагало для юных леди костюмы «в стиле Louis XV», наряды Коломбины, Шахматной Королевы и даже такого удивительного персонажа, как Пьерина (или Пьеретта) - этакого женского варианта Пьеро.

На картине Бориса Кустодиева «Дети в маскарадных костюмах» мальчик и девочка изображены в стилизованных костюмах Галантного Века. «Парижские моды» предлагали просторный, но изящный костюм маленького клоуна, состоящий из блузы и широких панталон палевого атласа.

Советская эпоха породила так называемые «полит - карнавалы». Молодые рабочие переодевались в костюмы буржуев и уродливо кривляясь, танцевали чарльстон. Как там у Ильфа и Петрова? «Проехали на автомобиле три комсомольца во фраках и белых перчатках. Они сконфуженно поглядывали на толпу.
-Васька! - кричали с тротуара. - Буржуй! Отдай подтяжки!»

В 1930-х годах, когда, по словам Сталина, «жить стало лучше, жить стало веселее» советским гражданам вернули и Новый Год, и прочие «буржуазные» развлечения. Маскарады стали устраиваться в Парке Культуры, в Сокольниках, в многочисленных рабочих клубах и ДК. «Пахло водой, смолой, порохом и цветами. Какие-то монахи, рыцари, орлы, стрекозы, бабочки со смехом проносились мимо... Вдруг - вся в чёрном и в золотых звездах - вылетела из-за сиреневого куста девчонка. Не заметив меня, она быстро наклонилась, поправляя резинку высокого чулка; полумаска соскользнула ей на губы» - это описание маскарада, достойное Галантного Века, сделано в конце 1930-х советским писателем Аркадием Гайдаром.

Постепенно из мероприятия, где стираются все сословные и моральные предрассудки, маскарад превратился в весёлый детский праздник. В 1960-е годы среди мальчиков был популярен костюм космонавта, в 1970-е под влиянием ГДР-овских «индейских» фильмов - наряд ковбоя или индейца.

Сейчас в многочисленных «Детских мирах» продаются костюмы Бетмена, Гарри Поттера и даже вампира. Каждому времени - свой маскарадный костюм.

6фотографий