Преступление и наказание. Каким образом и с какими целями?

Иногда случается так, что мы становимся невольными свидетелями неприятной картины: мама или папа, выведенные из себя, кричат на ребенка или даже бьют его в присутствии абсолютно посторонних людей.

Иногда случается так, что мы становимся невольными свидетелями неприятной картины: мама или папа, выведенные из себя, кричат на ребенка или даже бьют его в присутствии абсолютно посторонних людей. В такие моменты большинство из нас думает: «Когда у меня будет ребенок, я ни за что не стану так его наказывать».

У каждого человека есть свои представления о наказании, он выносит их из собственного детства. Кого-то родители вообще никогда не ругали, кого-то отчитывали за малейшую провинность. Кто-то считает, что его наказывали слишком часто, а кто-то полагает, что именно родительская строгость помогла ему вырасти хорошим человеком. В любом случае, когда у человека рождается собственный ребенок, ему кажется, что он уже отлично знает свою будущую воспитательную схему. Но дети – не роботы. Они с трудом вписываются в схемы, системы. И наступает день, когда даже самый любящий и ласковый родитель задумывается о том, чтобы примерно наказать своего малыша. Вот тут-то и надо остановиться и подумать: почему я хочу наказать ребенка и какой я хочу получить результат в итоге?

Если ребенок не слушается вас и громко кричит, а вы начинаете еще громче кричать на него в ответ, это не наказание, это запугивание. Если ребенок разбрасывает игрушки или одежду, а вы с искаженным от злости лицом со всей силы шлепаете его по «мягкому месту», это не наказание, это избиение. Когда вы наказываете малыша за что-либо, вы должны быть хотя бы внешне абсолютно спокойны, а ребенок должен видеть ваше спокойствие. Вы должны четко объяснить, за что он наказан, а потом спросить, понял ли он вас. Какое наказание выбрать, зависит, разумеется, от индивидуального подхода. В некоторых семьях существует градация воспитательных мер – в зависимости от степени проступка. Вообще принято говорить о нескольких типах наказания:

• «остракизм» или «бойкот» – ребенок отправляется в угол или в свою комнату, с ребенком на какое-то время перестают общаться другие члены семьи;

• наказание лишением – ребенка лишают чего-либо приятного и любимого: десерта, компьютера, телевизора, прогулок с друзьями;

• «трудотерапия» – ребенок должен «отработать» проступок: различные дела по хозяйству, работа на дачном участке;

• физические наказания – ремень, розги и т. д.

Иногда родители предпочитают сочетать различные типы наказаний: «Сейчас ты уберешь беспорядок в комнате, а вечером не посмотришь любимую передачу». В семьях с высокой степенью доверия друг другу особо действенным оказывается «бойкот». Малыш, привыкший все время общаться с мамой и папой, словно оказывается в вакууме. Неприятное ощущение он запоминает надолго.

Существует ряд общих правил, которые стоит помнить, наказывая ребенка.

1. Не возмездие, а урок. Ребенок должен осознать, что он поступил неправильно, так делать в будущем нельзя.

2. Меняем «ты» на «я». Вместо «ты вел себя ужасно» лучше говорить «я очень расстроена твоим поведением». Акцент смещается с самого проступка на его последствия.

3. Наказание вслед за шалостью. Нельзя наказывать ребенка вечером за то, что он сделал утром или вообще вчера. Малыш просто не поймет, за что ему досталось.

4. Нет публичности. Не стоит принимать серьезные воспитательные меры по отношению к ребенку на глазах у посторонних или его друзей. Ответом может быть не раскаяние, а злость за унижение.

5. Наказать, а не отказаться. Малыш должен понимать, что, наказывая его, вы сами переживаете, поскольку очень его любите.

И не забывайте обязательно поощрять ребенка, он очень в этом нуждается.