Как разговаривать с ребенком о любви

Недавно мой семилетний сын, мелкий и без четырех зубов, пришел из школы, и было видно, что он просто лопается от новости. «Мама, я сегодня целовался по любви в губы с Аней, и мы решили делать это каждый день».
Недавно мой семилетний сын, мелкий и без четырех зубов, пришел из школы, и было видно, что он просто лопается от новости.

После пятнадцати минут плясок вокруг да около (мальчики обожают таинственность, но не умеют долго хранить секреты), он выпалил на одном дыхании: «Мама, я сегодня целовался по любви в губы с Аней, и мы решили делать это каждый день».

Фото: East News
Фото: East News

Первая реакция была - ужасно смешно. Вторая - да как она смеет, эта Аня, целовать моего мальчика. Кое-как справившись с нахлынувшими эмоциями, я спросила, понравилось ли. Сын, подумав, ответил, что да, пожалуй, понравилось. И в свою очередь поинтересовался, целовалась ли я в его возрасте.

И тут я с ужасом поняла, что не только не целовалась, но даже не думала о мальчиках, как о человеческих существах, лет до двенадцати. Они были, кто угодно - хулиганы, двоечники, октябрята, очкарики, дураки лопоухие - но не мальчики. Проконсультировалась с мужем: он оторвался от котлеты, сделал изумленные глаза и покрутил пальцем у виска: «Девочки? В семь лет? Да ты что! Вокруг и так было столько интересного».

Мамины сыночки и папины дочки

Как это вообще получается, что маленький человек, которого ты еще недавно сажала на горшок и кормила с ложечки, всерьез говорит о любви, переживает, пишет корявыми буквами записки и одаривает свою принцессу булкой с маком из школьной столовой? Мы почему-то думаем, что все ужасы и прелести первой любви наших детей отдалены во времени, что «им еще рано».

На самом деле первая детская любовь случается очень рано, года в 2-3, и объекты этой любви - мы, родители (привет, дедушка Фрейд!). Мальчики влюбляются в мам, а девочки - в пап, и это совершенно нормально. Мы для них - самые близкие и идеальные люди. И очень часто можно услышать от малыша: «Когда я вырасту, я обязательно на тебе женюсь». Эта влюбленность проходит довольно быстро, но это очень важный момент для развития личности. По большому счету, именно мы - мамы и папы - закладываем в наших детях образ будущего партнера, манеру поведения и тип отношений.

Не зря же среди женщин в ходу такой совет: «Хочешь узнать, какой из него получится муж, посмотри, как он относится к своей матери». Я встречала мужчин, прекрасных во всех отношениях, но совершенно не умеющих (и даже боящихся строить отношения). Так вот, процентов 70 из них, вспоминая детство, говорили примерно одно и то же - что чувствовали себя недолюбленными из-за недостаточного внимания и постоянных упреков типа «ты плачешь, как девчонка», «ты тюфяк, а не мужчина» или «все вокруг нормальные, один ты у меня неизвестно что». Естественно, что такое отношение формирует огромные комплексы - в каждой новой женщине такой мужчина будет подсознательно видеть свою критикующую маму, а снова и снова переживать подобные стрессы у него нет никакого желания. Если же мальчик рос в семье, где мама была сильно на вторых ролях и во всем подчинялась мужу, у него может сформироваться презрительно-покровительственное отношение к женщинам вообще.

С девочками другая проблема. Если она неуверенна в себе, то будет искать в спутнике замену отцу (особенно, если у них были близкие и доверительные отношения). Если же отец был жесткий, суровый и все запрещал, то велика вероятность, что в будущем его дочь постарается максимально «сделать все по-своему» и к мужчинам будет относиться заранее настороженно.

Простые вещи

Вообще нет какой-то «золотой середины» в воспитании ребенка, потому что нет идеальных семей. Мы можем воздействовать на детей только своим личным примером, ежедневно, кропотливо, постепенно. Начиная с мелочи, когда просим сына помочь донести сумку, или просим его уступить место в метро пожилой женщине. Когда объясняем дочери, что папа устал и ему надо отдохнуть, или готовим вместе ужин.

Но при этом не стоит скрывать от детей и «суровую правду жизни». Они должны знать, что конфликтные ситуации могут возникать и между любящими людьми - главное, правильно из них выходить. То есть решать не криками, упреками и обменом претензиями, а конструктивно, проговаривая любую проблему, по возможности, спокойно. У меня есть знакомая семья, где любые выяснения отношений при ребенке - табу. Все происходит при закрытых дверях и шепотом. Но ребенок все равно чувствует напряжение (дети - очень сильные эмпаты), не может понять, что случилось, и начинает во всем винить себя (мама и папа грустные, но они не ссорятся, значит, это я что-то сделал не так).

Для ребенка очень важно знать что, как и почему происходит. И какие-то элементарные вещи - те, с которых начинаются взаимоотношения, - надо объяснять, хотя это довольно трудно. Однажды мой сын года в три подрался с девочкой (и потерпел поражение, кстати). Последующий воспитательный диалог получился довольно абсурдным, как беседа Алисы и Черной Королевы. «Девочек нельзя бить. - Почему? - Потому что они слабее. - Эта не слабее. - Нельзя, потому что они не могут дать сдачи. - А она мне дала сдачи. - Ну хорошо, просто запомни, что девочек обижать нельзя. - А почему нельзя?» И так до бесконечности. Рядом мама победившей девочки объясняла, почему девочки не должны драться - с тем же успехом.

Потом я поменяла тактику: при каждом удобном случае рассказывала настоящую или придуманную историю из своего детства с обязательной моралью в конце. И подключила к этим рассказам мужа. Мы, наверное, вспомнили всех мальчиков и девочек, которые когда-то нас обижали, нам помогали, дружили с нами, ссорились, и что было потом, и как все закончилось. Сын слушал очень внимательно - ведь это были истории про нас, живых настоящих родителей. Через полгода я заметила, что он уже вполне осознанно выходит из конфликтов с девчонками (на свой манер - поворачивается и удаляется). А еще через полгода он стал с девчонками дружить и с гордостью рассказывал, что его приняли даже в игру «дочки-матери» (правда, только в качестве «сына»).

В общем, пока ребенок маленький, для воспитания в нем принцессы или рыцаря годятся любые примеры - ваши личные, из книг или мультфильмов - дети почти всегда ассоциируют себя с положительными персонажами, я еще не встречала ребенка, который хотел бы быть похож на Карабаса Барабаса или одну из вредных Золушкиных сестер. Главное, чтобы эти примеры не расходись с тем, что ребенок видит вокруг себя в семье. Потому что именно здесь закладываются основы личности - чем старше становится наш малыш, тем меньше мы можем влиять на него.

Первая любовь

Мы все мечтаем, чтобы наши мальчики и девочки выросли красивыми, умными, заботливыми, уверенными в себе, надежными, любящими. И стараемся прививать им только самое лучшее. Почему же получается, что вокруг нас столько хамов, стерв, самодуров, эгоистов, нахалок (список можно продолжать до бесконечности)? Вряд ли родители хотели видеть их в будущем именно такими.

Мы думаем, что «взрослая жизнь» начинается когда-то потом, не скоро. На самом деле она начинается, как только наш ребенок вливается в общество: идет в сад, потом в школу. И мы уже не самые важные для него: теперь его воспитывает его окружение - приятели, одноклассники, подружки, учителя.

Многие родители жалуются на то, что с поступлением, например, в школу сын или дочь резко изменились - и не в лучшую сторону. Но у них, по большому счету, нет выбора: если они не адаптируются в классе или группе, не примут общие правила игры, их жизнь превратится в кошмар. И даже первоклашки это понимают.

В 6-7 лет наши дети уже прекрасно знают, как и чем они друг от друга отличаются. Именно в этом возрасте они начинают по-настоящему делиться на мальчиков и девочек и открывают для себя новые противоположные миры.

Нам первые детские влюбленности кажутся иногда смешными и трогательными, и ненастоящими, но именно они постепенно учат наших детей строить отношения с другими. В первых классах плетутся такие любовные интриги, которым позавидовал бы мадридский королевский двор. И это самое легкое время, потому что привязанности у наших мальчиков и девочек пока что чисто эмоциональные.

Но даже в это время они уже могут причинять боль - причем, вполне осознанно. И очень важно не смеяться над ребенком, которого «отвергли», а поддержать его, объяснить, что такое в жизни случается, но потом обязательно будет что-то другое и гораздо лучше. Потому что из обиженной девочки, которая решает для себя, что все мальчишки - гады, может действительно вырасти стерва, которая будет мстить за все детские обиды. А из «брошенного» мальчишки - самовлюбленный эгоист, считающий, что «слабый пол» недостоин его внимания.

Дети вырастают очень быстро. И нам бывает сложно смириться с тем, что они уже живут своей жизнью, отдельной от нашей. Но это не значит, что им не нужна наша поддержка. В семь лет ребенок рассказывает нам все, и самое главное - не заморозить в нем желание делиться с нами не только радостными, но и грустными вещами. Пока между вами есть доверие, вы всегда сможете ему помочь. Даже в самых сложных любовных ситуациях.

... А Аня бросила моего сына через месяц. Оказалось, она целовалась с ним за булку с маком, а потом булки ей надоели. Бывает и так. Теперь сын целуется с Ксюшей, и я надеюсь, не потому, что он дает ей списывать математику.

Фото: East News