На пересечении стилей

Встреча с руководителями нового креативного департамента Rendez-Vous, креативным директором Сильваном Оже и директором по стилю и имиджу Джанкарло Канале: один в Париже, другой в Москве, во время этого перекрестного интервью они рассказали нам о своей работе, творчестве, о своем взгляде на моду и, конечно, о Rendez-Vous.

Встреча с руководителями нового креативного департамента Rendez-Vous, креативным директором Сильваном Оже и директором по стилю и имиджу Джанкарло Канале: один в Париже, другой в Москве, во время этого перекрестного интервью они рассказали нам о своей работе, творчестве, о своем взгляде на моду и, конечно, о Rendez-Vous.

Здравствуйте, Сильван и Джанкарло, представьтесь, пожалуйста, в нескольких словах.

Дж.К.: Меня зовут Джанкарло, мне 32 года, и я являюсь директором по стилю и имиджу компании Rendez-Vous. Мой профессиональный путь начался с работы в Louis Vuitton в 2002 году в Италии и продолжился уже во Франции в Prada, где я был управляющим персоналом перед тем, как стать стилистом. Я всегда интересовался модой и различными тенденциями, интерес к моде существенно преобладал над всеми остальными, и именно он решил мою профессиональную судьбу. 9 месяцев назад я начал работать в Rendez-Vous – компании, которая на сегодняшний день насчитывает 50 магазинов. Поставленные передо мной задачи предельно амбициозны, но одновременно они дают огромный стимул в работе. Я обучаю продавцов Rendez-Vous навыкам стиля, чтобы помочь им стать настоящими специалистами в области сервиса и идеальными советчиками для клиентов Rendez-Vous. Если говорить вкратце, на мой взгляд, то, что называется «стилем» компании, достигается посредством работы над двумя составляющими: корпоративный имидж и персональный имидж. Корпоративный имидж достигается при помощи элементов, которые оформляют магазин – конкретное место, где выставлен и продается товар: предметы мебели, свет, музыка, видео. Что касается персонального имиджа, речь идет о внешнем облике продавцов: их униформа, поведение, способность к эмпатии, элегантность и изысканность, то, каким образом продавец умеет найти подход к клиенту. Клиент Rendez-Vous, безусловно, находится в центре нашего внимания.

Джанкарло Канале
Джанкарло Канале

С.О.: Меня зовут Сильван, мне 31 год. Я креативный директор, руковожу парижским агентством, которое занимается всеми рекламными кампаниями Rendez-Vous. Наша маленькая команда состоит из 8 человек: графисты, ответственная за производство, фотографы – мы продвигаем Rendez-Vous в средствах массовой информации, а значит, несем ответственность за большинство «высказываний» марки. Мы взаимодействуем с департаментом маркетинга в Москве для согласования совместных действий из нашей студии недалеко от Монмартра. Расскажите, пожалуйста, с чего все началось, о вашем образовании, о первых шагах в профессии. Я вырос в Париже, в рабочем квартале Монмартрa, недалеко от кладбища Пер-Лашез. В каком-то смысле я – продукт французской республиканской системы: Парижская консерватория в моем округе, 11 лет зaнятий на скрипке и параллельно сольфеджио в музыкальной школе, затем подготовительные курсы при Высшей Нормальной Школе, отделение философии. Я не прошел конкурс (поскольку я в нем даже не участвовал!), далее Университет Сорбонны, факультет семиологии. Вот что касается образования... Можно сказать, случайно я попал на работу в издательский дом (специализирующийся на моде и современном искусстве). Именно здесь я узнал все о своей будущей профессии, в частности, благодаря Мишелю Малару, основателю таких журналов, как Vogue Homme International, Colors, Jalouse, куратору международного фестиваля моды и фотографии в Йере. Там я проработал больше 4 лет. Когда его сотрудничество с издателем прекратилось, Мишель Малар доверил мне арт-руководство журнала Blast, а затем и EхtraSmall, посвященного стилю жизни и детской моде. В этот же самый год я впервые побывал в России. Это было замечательное, незабываемое путешествие. Затем я работал в рекламных агентствах, таких как TBWA/ Paris, Publicis и Leo Burnett. Ранее я был фрилансером и занимался в основном разработкой креативных концепций и стратегическим планом.

Дж.К.: Мое образование – это университетский диплом по психологии развития и магистратура «Управление персоналом». Достаточно атипичное, учитывая мои профессиональные достижения в области моды и стиля. Параллельно учебе я работал продавцом в Louis Vuitton в Италии, что позволило мне приблизиться к сфере люкса и укрепить свои знания в области розничной продажи. За время работы я хорошо изучил рынок товаров люкс и многое знаю об ожиданиях и потребностях клиентов. Сразу после университета я был принят в компанию Prada. Проработав несколько месяцев в Милане, я был направлен в начале 2007 года в Париж, столицу моды. Этот опыт был крайне насыщенным. В Prada я занял должность преподавателя техники продажи и ассистента по подбору и управлению персоналом. Я курировал 28 магазинов, учредил и вел отчеты о деятельности всех сотрудников на предмет работы в команде. Мы достигли убедительных результатов: значительно повысился уровень персональной консультации и внешний облик продавцов был усовершенствован – важно, чтобы продавец смог внушить клиенту доверие, в том числе и своим внешним видом. Я эксплуатирую весь комплекс изученных мною приемов и навыков в работе для Rendez-Vous. Вот уже 9 месяцев я занимаю эту ответственную должность в стране, которая на самом деле обладает огромным культурным потенциалом, но на сегодняшний день в том, что касается стиля, немного отстает от Европы. Россия окончательно открылась миру в конце девяностых, однако в этом смысле она напоминает мне скорее Италию восмидесятых.

Ваша профессия тесно связана с творчеством, очень любопытно было бы узнать, в чем вы находите вдохновение, есть ли у вас хобби?

С.О.: У меня нет хобби. Это счастье, потому как то, чем я ежедневно занят, бесконечно меня интересует. Я, сам того не замечая, организовал таким образом свою жизнь, чтобы зарабатывать тем, что люблю, что приносит мне удовольствие. А поскольку я любопытный, мое дело позволяет постоянно открывать что-то новое, каждый проект – это новый мир, целый комплекс знаний. Нельзя не согласиться с тем, что это невероятный люкс, привилегия, работать, вдохновляясь всем богатством художественных направлений и стилей. Кроме того, я никогда не переставал заниматься музыкой. Я регулярно сочиняю музыку для других артистов и готовлю свой собственный проект, возможно, закончу в следующем году.

Дж.К.: Как интересно – у меня с музыкой тоже многое связано. Я влюблен в музыку и играю на арфе на любительском уровне. Я серьезно занимался с девяти лет и даже хотел поступать в консерваторию, но мой отец, который на тот момент работал в книжном издательстве, прочил мне другую профессию и не поддержал этот план. Несмотря на это я продолжил играть благодаря своей бабушке, я жил у нее – в городе Портофино, рядом c Генуей; в течение долгого времени она оплачивала мои уроки игры на арфе. Как и все бабушки, она обожала своего внука и была не прочь его побаловать. Сейчас я иногда играю небольшие партии на публике, например, в прошлом октябре мне посчастливилось выступать в составе профессионального оркестра в филармонии Бейрута.

В чем заключается ваша повседневная деятельность – из чего состоит ваш рабочий день?

Дж.К.: В своей повседневной деятельности я в основном занят обучением сотрудников Rendez-Vous, тренингами. Корпоративный имидж определен и утвержден, на данный момент первая большая задача – определить персональный имидж для сотрудников Rendez-Vous, он должен быть элегантным и изысканным, продуманным до мельчайших деталей. Я провожу много занятий и на этих занятиях делюсь с командой своими знаниями: говорю о тех ценностях, понимание которых необходимо в работе с клиентом, даю им навыки для понимания моды, и не только понимания, но и в какой-то степени ее проживания таким образом, чтобы продавец смог применить полученные знания на деле. Эти навыки превращают обычного продавца-консультанта в настоящего Personal Shopper: он способен помочь клиенту выбрать свой стиль и дополнить его подходящими аксессуарами, ведь именно аксессуары завершают образ. Кошелек, сумка, пара перчаток или другой аксессуар, позволяющий завершить образ «total look», и хорошо подобранная пара обуви – вот что я называю идеальной продажей. Я повторяюсь, но клиент всегда остается в центре наших интересов и наша задача сделать все, что-бы как можно лучше его обслужить.

С.О.: Моя работа ставит передо мной очень разнообразные задачи: координировать наши действия с работой команды маркетинга в Москве, принимать участие в обсуждении стратегии марки, ее способах коммуникации и т.д. Далее, воплощение в жизнь предложенных и обговоренных идей. Наша команда небольшая, необходимо, что-бы все мы были собраны, оперативны, и особенно, чтобы каждый сотрудник обладал несколькими компетенциями, выполнял несколько функций. В этом заключается весь интерес нашего предприятия. В один и тот же день я могу руководить съемками серии моды, создавать и обсуждать логотип с моим арт-директором, писать креативные брифы, участвовать в создании декораций и проверять с ответственной за производство – соблюдены ли сроки и укладываемся ли мы в бюджет!

Что вдохновляет вас в поисках творческих решений? Что помогает вам в поисках идей?

Дж.К.: То, чем я занимаюсь, нельзя назвать «творчеством» в прямом смысле слова, можно сказать, что творческий подход необходим при создании динамики занятия. То, что меня мотивирует, воодушевляет, является источником энергии и вдохновения – это йога и все, что связано с индийским учением, индийской мудростью. Я просто очарован этой культурой. Кода я что-либо создаю, меня также воодушевляет музыка, это может быть песня Шаде Аду или выступление Сесилии Бартоли, зависит от состояния души, но предпочтение я отдаю, конечно, опере. Я преданный поклонник итальянской оперы и уже успел побывать в некоторых московских театрах, например, в Большом на опере «Дон Карло» Верди. Это было восхитительно. У меня есть любимые отрывки, которые побуждают к действию, творчеству, толкают меня на поиск разнообразия в деталях, ну и потом, немного безрассудства никогда не помешает, я убежден, что нормы как таковой и «нормальных» людей не су-ществует, не переношу рутину и скуку.

С.О.: Хороших идей существует огромное количество, они витают в воздухе и никому не принадлежат. За многие годы работы в рекламе я очень отчетливо это понял. Хорошую идею может с равным успехом иметь стажер, бухгалтер или друг, который работает совершенно в другой сфере. Она находится на дне чашки кофе, бокала с вином, на рубеже слишком короткой ночи и многообещающего рассвета. То, что на самом деле имеет значение, –каким образом и какими средствами вы собираетесь осуществить свою идею. Неконкретизированная идея не обладает какой-либо ценностью. Их полно в моих записных книжках, и поверьте, это почти ничего не стоит. Можно провести сравнение с невыраженной, непроговоренной мыслью: ее нужно произнести, напи-сать, в противном случае это мертвая идея или, скорее, идея, которая еще не родилась. Нужно постоянно бороться с той невидимой силой, которая стремится разрушить по мере продвижения производства вкус зарождения идеи, чувство, которое вы испытали, когда она только-только появилась. Сохранить эту свежесть чувства – самое настоящие испытание для креативщика. С того момента, когда идея всеми принята и утверждена, начинается творчество – это трудоемкая работа: делать и переделывать тысячу раз для того, чтобы донести, сделать понятным для другого то, что в начале является понятным только для вас. Вдохновение – очень относительная вещь.

Что вы думаете о современной моде?

Дж.К.: Могу с уверенностью сказать, что мода имеет мало общего с тем явлением, каким она была в 60-х или 70-х, например. В те времена создавались настоящие шедевры, такой революционер, как, в частности, Андре Курреж, придумал настоящую бомбу: мини-юбку, или Баленсиага, законодатель парижской моды, – платья-туники или атлaсные пальто. Нельзя не упомянуть о модельере, который полностью перевернул представление о купальнике: Луи Реар, он впервые запустил бикини, самый маленький купальник в мире. Семидесятые – это эпоха Жана-Поля Готье, Ива Сен Лорана, который выпустил коллекцию под впечатлением от путешествия по Африке.

Безусловно, сегодня изобретают гораздо меньше. Я думаю, причина тому зависимость моды от маркетинга, модельеры стремятся удовлетворить запрос потребителя, угодить большому числу покупателей, широкому кругу публики. Это касается как производства обуви, так и коллекций прет-а-порте. Говоря о влиятельных фигурах в сегодняшнем мире моды, могу назвать Prada, конечно, марка использует такие материалы, как нейлоновый габардин, который остается вне времени, но мне кажется, что даже такие великие, как она, не привносят по-настоящему в моду этой нотки свежести и изобретательности.

С.О.: По-настоящему я не могу дать определения современной моде, соглашусь с Джанкарло. Однако не будем лукавить: принцип прет-а-порте заключается в том, чтобы ответить на спрос потребителя или следовать массовым тенденциям. К сожалению, таким же принципом начинает руководствоваться экспериментальная мода и «настоящий» люкс, особенно во Франции с нашими развитыми промышленными группами. Даже самые большие и именитые дома производят товары для завлечения клиента – так называемые «masstige» (это и парфюмерия, и галантерея, очки и другие гаджеты, доступные большому числу людей), рискуя потерять то, что составляет их исключительность, их своеобразие – и все ради увеличения прибыли. Несмотря на это мода как таковая остается для меня областью исследования, экспериментов и совершенно особым синкретическим искусством. Сегодня все стало сложнее. Раньше мода отражала разницу социальных классов. Рабочий не мог одеваться так же, как его начальник.Белый воротник, синий воротник, крой брюк или пиджака позволяли в мгновение ока определить социальную группу, к которой вы принадлежали. В наши дни все одеваются, как пожелают: все стало возможным и, как ни парадоксально, одинаковым. Это хорошо видно на примере эволюции джинсов в послевоенную эпоху. Сначала их носили рабочие, затем эти брюки демократизировались,стали неким символом стандартизации, но самое интересное – они стали символом свободы! Мы живем в этом постоянном парадоксе. Социальные условности, правила по-прежнему существуют, они, правда, не такие явные, но очень многочисленные.

Сильван Оже
Сильван Оже

Несмотря на такую критику современной моды, есть ли модельеры, есть ли кутюрье, которым вы отдаете предпочтение?

Дж.К.: Проблема связана с производством, такие дома моды, как Balenciaga, который я очень люблю, или Yves Saint Laurent, все больше производят в Китае. На своем уровне я стараюсь это бойкотировать ивыбираю продукцию, произведенную исключительно в Европе. В Rendez-Vous, к слову, можно найти огромный выбор моделей на 100% французских, итальянских, немецких или английских. А если я должен назвать какую-либо одну марку, которая полностью выражала бы мое представление о безупречном стиле, я обязательно выберу Armani: за строгость линий, чистоту силуэта, за то, что не подвластно веяниям времени. Другаямарка – Carlo Pignatelli – занимает почетное место среди моих любимых,хотя этот дизайнер не так известен широкой публике. Из наиболее известных и действительно великих отдаю предпочтение Giorgio Armani, а также Ermenegildo Zegna и Loro Piana за исключительные модели из кашемира.

С.О.: Я не всегда работал в моде и даже можно сказать, что пришел в нее довольно поздно. У меня была возможность понаблюдать за многими, кто работает в этой сфере, оценить степень их вовлеченности и требовательности к себе, это произвело на меня огромное впечатление. Я оченьпривязан к дому Chanel с тех пор, как мне выпало счастье с ними сотрудничать для специальных проектов. Дом Yves Saint Laurent – конечно, многое значит для мира моды и искусства в целом, он представляет золотой век, ушедший навсегда. Невозможно обойти стороной бельгийцев… Мне очень нравится их работа и концептуальный подход, и первый в списке – Martin Margiela: блестящий, как в от-кутюр,так и в прет-а-порте или во временасотрудничества с Hermes.

Cреди марок Rendez-Vous какие ваши любимые?

Дж.К.: Первой маркой, которую я назову, будет Officine Creative, и не только потому, что я на 100% итальянец и патриот – я нахожу эту марку очень стильной, обработка кожи в легком духе vintage, формы сглажены, не заострены, что очень ценно. Вторая марка, которую я считаю просто превосходной и люблю за легкость и комфорт – это Lloyd. К тому же маленькая красная полоса на внутренней стороне каблука напоминает мне такую же полосу у Prada! Pakerson поражаетконструкциями «sacchetto» или моделями из кожи и резины, очень подходящими для русской погоды!

С.О.: Michel Vivien. Это не только завораживающий персонаж, приятнейший в общении человек, я восхищаюсь его манерой работать и самобытностью. Я также люблю Casadei – несомненно, это лучшее, что производится на данный момент в смысле итальянского стиля, Casadei соединяет в себе провокацию, экстравагантность и истинную чувственность. Но поскольку они не производят модели в моем размере, я предпочитаю Officine Creative и N.D.C. за их работу с кожей – у меня есть привычка некоторые модели ботинок носить почти каждый день.

Расскажите об обуви как о предмете моды, какое значение она имеет для силуэта?

С.О.: Мы ходим в обуви, и это многое значит! Она выдерживает наш вес, обусловливает нашу осанку и, следовательно, понуждает нас к определенному отношению с миром. В особенности это касается женщин, носящих каблуки. Их силуэт может измениться в любую секунду. С давних пор я уделяю этому большое значение. Скорее всего потому, что в отношении собственного гардероба не очень слежу за модой... я сторонник умеренности, практически униформы, даже несмотря на то, что я обожаю изобретательность и сумасшествие в стиле некоторых моих друзей. Поэтому обувь становится центром образа, обувь может спасти, вытянуть образ, это также хороший способ рассказать или заявить о себе.

Дж.К.: Обувь – очень важная составляющая образа. Обувь обычно подбирается в сочетании с поясом. Что интересно – сегодня мы покупаем обувь не по необходимости, а для удовольствия! Поэтому мы все больше обращаем внимание на такие детали, как материал, удобство, эстетическая составляющая выходит порой на первый план. Вот почему мне так нравится Officine Creative. Они производят по-настоящему модную обувь, долгоиграющий продукт. В некоторых случаях они намеренно старят кожу, новая обувь выпускается с эффектом потертости – и в этом заключается особый шик, образ отличается подчеркнутой небрежностью. Потер-тые – значит «пожившие» туфли, они прошли вместе со мной определен-ный путь и стали частью моей исто-рии, одновременно они достаточно качественные, чтобы служить мне еще долго. Проще говоря, обувь – это важнейшая деталь, которая отличает человека, одетого с изыском, от про-сто одетого человека. Все прекрасно знают, что можно носить брюки, ку-пленные в Zara, или рубашку из H&M, однако что касается обуви, или сумки, или другого аксессуара – как мужчина, так и женщина с большей готовностью раскошелятся именно на них. Эти детали являются определяющими в образе.

Касательно вашего сотрудничества с Rendez-Vous или вашего видения России – что нового вы для себя открыли? Что вы думаете об этом рынке и об этой стране?

Дж.К.: Rendez-Vous – компания, эквивалент которой невозможно найти в Европе. Такая система распространения высококлассной обуви и аксессуаров немыслима в Европе – ее невозможно сравнить с Galeries Lafayette или другими сетями магазинов. Россия учит меня многому каждый день. Например, для меня было открытием то, что русские женщины обожают носить вечерние платья днем! Русская женщина очень хочет показать себя во всей красе – она предельно ухожена. К тому же именно здесь сосредоточен весь бизнес, русские хотят иметь доступ к эксклюзивным вещам. Rendez-Vous – компания, которая де-лает честь качеству «made in Europe», сотрудничая с такими домами, как Casadei – для нас, итальянцев, это обувь уровня Ferrari, и она имеет спрос на русском рынке. Россия переживает большие изменения, постепенно выходит из периода экономического застоя, открывается миру, ее запросы и разборчивость растут не только с уровнем благосостояния, в России возрождается, казалось бы, утраченное за период 1920-90 годов чувство вкуса, и, конечно, русский стиль – это особый мир, красочный, яркий, радостный. Я очарован этой страной.

С.О.: У меня ощущение, что Россия преследует меня с того времени, когда я был подростком, и что удивительно – сегодня я сотрудничаю с русской компанией и у меня есть возможность регулярно туда ездить. «Преследует» – может быть, это сильно сказано… Был целый период в моей жизни, когда благодаря литературе я полностью погрузился в глубины русской меланхолии и романтики, я был совершенно заворожен всепронизывающим чувством безысходности, которое, однако, совсем не отрицало жизнь и даже, наоборот, воспевало ее. Эта огромная страна заставляла работать мое воображение. И представление французов о России мне кажется достаточно карикатурным, несмотря на то, что мы почти соседи и нас объединяет общее прошлое; по-настоящему России мы не знаем. Что касается русского рынка, я соглашусь с Джанкарло. После падения коммунизма встреча с западным обществом потребления произошла слишком резко. Перейти от талонов на одежду и еду к скидкам в бутике Dior на Красной Площади – это целый переворот. Чтобы не задерживаться слишком долго на этом моменте, скажу, что заканчивается та эпоха, когда русские ценили только то, что дорого стоит, дорого выглядит, а зна-чит, заявляет об успехе. Россия – удивительная страна в плане адаптации и способности меняться. У меня впечатление, что русский рынок созревает очень быстро, постепенно обозначает свой собственный стиль и свои ценности – уже не обязательно покупая только то, что бросается в глаза и кричит об успехе. Русский рынок оттачивает свой вкус. И потом, Москва и Санкт-Петербург – это не Россия, так же как Париж – это не Франция. Что же касается Rendez-Vous, для меня это исключительный опыт. В частности потому, что сама модель компании практически больше не существует в Европе, мы предпочли не объединять марки, каждая существует только под своим фирменным знаком, но эта система постепенно заходит в тупик. Я думаю, что компания Rendez-Vous на-шла бы свое место и имела успех и на европейском рынке – у европейской публики.

Хотите ли вы что-либо добавить в конце?

Дж.К.: Я думаю, что сегодня компания Rendez-Vous с приходом Сильвана Оже и меня, воспользовавшись европейским знанием и опытом, усовершенствует свой имидж. Что, несомненно, привлечет еще больше клиентов, а также приятно удивит по-стоянных, ведь клиент всегда есть и останется в центре нашего интереса.