90 лет со дня рождения Бориса Ельцина: как жил в последние годы первый президент РФ

1 февраля исполняется 90 лет со дня рождения Бориса Ельцина — человека, которого любили и ненавидели при жизни и о наследии которого спорят до сих пор. Вспоминаем о том, как он прожил свои последние годы.

Чем дальше в прошлом остается последнее десятилетие XX века, тем более призрачными кажутся события, которые происходили тогда. И вот уже первый президент Российской Федерации для новых поколений «дорогих россиян» — лишь еще одна историческая фигура, персонаж из учебника новейшей истории. Но те, кто постарше, еще помнят грузную поступь и низкий басовитый голос. Помнят эксцентричные выходки, операцию на сердце, «голосуй, а то проиграешь» и, конечно, эпохальное «я ухожу». На Бориса Ельцина смотри в галерее.

11

Личная жизнь

Именно так — «Личная жизнь» — называется книга мемуаров Наины Ельциной, вдовы первого российского президента. Книга была представлена в 2017 году во Франкфурте и содержит воспоминания автора за очень длительный период — от 1930 годов до наших дней. По словам Наины Иосифовны, на создание книги ее уговорили дочери, а работа над мемуарами далась ей очень тяжело.

Зато благодаря этой книге страна узнала о многих подробностях личной жизни Бориса Ельцина, которые раньше оставались за кадром. Вдова президента намеренно попыталась обойти тему политики и воздержалась от исторических оценок, зато с удивительной искренностью поведала о закулисной жизни президентской семьи, о личных чувствах и сокровенных переживаниях. А рассказать было о чем! История любви Наины и Бориса Ельциных — удивительный пример верности и преданности, преодолевшей все преграды: ведь они все-таки оставались вместе до конца, несмотря ни на что.

В своей книге Наина Ельцина вспоминает обо всем том, что пережила вместе с супругом, а в интервью признается: только после смерти Бориса она стала перечитывать письма, которые он писал ей еще до того как они поженились. Раньше, когда он был рядом, ей это просто «не приходило в голову»…

Вдова Ельцина часто рассказывала, что муж не представлял жизни без нее и надеялся, что они уйдут в один день: «Мы должны умереть в один день. Я без тебя жить не буду. Мы же с тобой один организм. И душа у нас одна», — говорил он. Но после его смерти она поняла, что необходима их детям — дочерям Елене и Татьяне, хотя к тому моменту у обеих уже были свои семьи и дети.

И хотя еще с конца 90-х продолжаются дискуссии о том, какую именно роль играла семья президента — в частности, жена Наина и дочь Татьяна — в политической жизни страны в тот непростой период, неоспоримо одно: семья у него была крепкая. И всем ее членам пришлось многое пережить, ведь все годы президентства Бориса Ельцина преследовали проблемы со здоровьем… 

Сердечный приступ

Наина Ельцина в своей книге вспоминала, что заманить ее на свидание к Борису удалось с помощью телеграммы о том, что «у Бориса плохо с сердцем». Тогда это была лишь уловка, однако к середине 90-х она приобрела совсем иное — буквальное — значение. Хотя по официальной версии тех лет, первый приступ случился у Ельцина в 1996 году, позже выяснилось, что на самом деле тот приступ был уже как минимум третьим. Да и вообще, проблемы с сердцем преследовали экс-президента еще с начала 90-х, хотя сам он их активно отрицал.

Фото: legion-media.ru
Фото: legion-media.ru

Тем не менее в первый раз врачи рекомендовали Борису Николаевичу уйти в двухнедельный отпуск еще в октябре 1991-го, после сообщений о том, что у Ельцина были сердечные боли. Но он эти рекомендации проигнорировал — такой уж у него был характер. Благодаря этому неуемному деятельному характеру, присущему всем его родственникам, ему удавалось быстро восстанавливаться и приниматься за работу раньше, чем этого от него ожидали, вспоминала уже после его смерти его жена. Но тогда еще никто не понимал серьезности ситуации.

По-настоящему все забеспокоились в июле 1995-го, когда Ельцин попал в ЦКБ с приступом ишемической болезни. Но через месяц он восстановился, и волнения вроде бы улеглись. Однако не прошло и нескольких месяцев, как случился новый приступ. Уже в октябре того же года Ельцин был вновь госпитализирован — по официальным сообщениям, с приступом ишемической болезни, хотя уже тогда говорили, что то был инфаркт. А ведь на носу были президентские выборы…

Мало кто верил, что в таком состоянии Ельцин все-таки будет баллотироваться на второй срок, но он это сделал — и победил во втором туре с минимальным отрывом. Инаугурация далась ему крайне тяжело. «Сам ход торжественной церемонии помню довольно смутно, мысль была только одна: хватит ли у него сил? — вспоминала Наина Ельцина. — Когда все кончилось, я, Таня и не помню, кто еще с нами, побежали за сцену. Борис был совсем без сил. Тяжело опустился на стул. А впереди был торжественный банкет. До сих пор не понимаю, как ему удалось собраться, но он выглядел бодрее, даже произнес тост».

Сразу после инаугурации президента начали готовить к сложнейшей операции на открытом сердце. Несмотря на предложения сделать ее за рубежом, Ельцин решил оперироваться в России. Операцию провел российский хирург Ренат Акчурин, но консультант был вызван из-за границы — светило мировой кардиологии, американец Майкл Дебейки. Позже Акчурин вспоминал в интервью, что взяться за эту операцию предлагали до него многим хирургам, но они все отказывались: крайне тяжелый случай, прогнозы были плохими.

Но врачи справились, и Ельцину вновь удалось восстановиться, насколько это было возможно в его случае. Тем не менее президентский пост он все же покинул раньше окончания второго срока.

«Я устал, я ухожу»

Все, кому хоть немного за тридцать, наверняка помнят эту знаменитую фразу: «Я устал, я ухожу». Считается, что именно ее первый президент РФ произнес во время своего телевизионного выступления 31 декабря 1999 года, когда сообщил о том, что покидает свой пост.

Но правда ли Ельцин сказал тогда именно так? На самом деле, слов «я устал» там не было, он сказал: «Я ухожу, я сделал все, что мог». Откуда взялось пошедшее в народ «я устал», остается только догадываться… Но если это и не было сказано вслух, то в общем настроении и интонациях все же явно прослеживалось: конечно, он очень устал. Тем не менее то самое обращение он записывал дважды. Первая версия была записана 28 декабря, но она не понравилась Ельцину: и голос не тот, и текст.

В итоге обращение записали 31 декабря — буквально на пороге нового века, нового тысячелетия. Есть версия, что эта дата была выбрана Ельциным именно из-за ее символичности: Россия вступает в новую жизнь с новым президентом.

Жене Наине он сказал о своем решении в последний момент и вспоминал, что она «кинулась, как вихрь какой-то, целовать»… Однако потом и у нее, и у дочери Татьяны появились сомнения: надо ли делать такое заявление под Новый год? Но переубедить Ельцина не удалось — дата осталась той же. 

После отставки

Все состоялось по плану: обращение вышло в эфир, и Ельцин наконец освободился от тяжелого груза отвественности. «Ну и слава богу!» — решил бывший президент. И поехал праздновать Новый год с семьей за город. «Звезды. Сугробы. Деревья. Темная-темная ночь. Давно мы с моей семьей не были так счастливы. Очень давно…» — вспоминал он потом. Ельцин переехал на государственную дачу в Барвихе, которая осталась за ним после отставки, и стал наслаждаться свободой. В 2000 году экс-президент стал пенсионером.

Правда, его регулярно посещали в его резиденции друзья, культурные деятели, бизнесмены и, конечно, его преемник. За происходящими в стране после его отставки событиями Ельцин следил, однако публично их не комментировал — «дал себе зарок».

На пенсии он нечасто появлялся на публике, хотя посетил ряд мероприятий, в том числе и за рубежом. Дописывал третьи мемуары, общался со своей большой семьей, путешествовал, читал и смотрел теннисные турниры. Но сильно пошатнувшееся в годы президентства здоровье все же давало о себе знать, хотя и заметно улучшилось после ухода на пенсию. И все же — чудес не бывает.  

Борис Ельцин скончался днем 23 апреля 2007 года в ЦКБ в результате остановки сердца. Он был отпет в храме Христа Спасителя и похоронен 25 апреля на Новодевичьем кладбище. После смерти первого президента России соболезнования по этому случаю выразили многие западные лидеры: Билл Клинтон, Гельмут Коль, Ангела Меркель, Жак Ширак, Джордж Буш-младший, Тони Блэр и другие. Сегодня споры о том, что значил Ельцин для России, по-прежнему продолжаются. Но все — и сторонники политики первого президента, и критики — сходятся в одном: Борис Ельцин был удивительно харизматичной личностью. Таким и запомнился. 

Еще читай: