«Психоанализ — это исповедь без отпущения грехов», — сказал как-то великий остроумец Гилберт Честертон. Со стороны действительно может показаться, что психоанализ чем-то весьма похож на исповедь. Вместо священника — психоаналитик в кресле, а вместо исповедальни — пресловутая кушетка. К тому же исповедь имеет в финале приятный бонус — счет Господа к вам обнуляется, и можно смело следовать на тот свет, гордясь свежеприобретенной белизной души. А если нет разницы, то зачем платить больше? Но давайте все же разберемся, что отличает скромного служителя культа от душеведа с классическим психологическим образованием.
Оговорочка по Фрейду
Прежде чем судить да рядить на кухне о коварных аналитиках-кровососах, вытягивающих из доверчивого населения последние деньги, нужно определиться с терминами.
Да, психоанализ как метод придумал Зигмунд Фрейд. Но времена, когда психоаналитик нудно нависал над вашей кушеткой, сопя в ухо и во всем отыскивая ваше стремление кастрировать отца и совокупиться с матерью, давно канули в прошлое. Вы удивитесь, но между психоанализом Фрейда и современной аналитической психологией — детищем его ученика, знаменитого создателя теории архетипов Карла Густава Юнга — лежит пропасть. И дело не только в том, что кушетка сменилась креслом, а психоаналитик перестал навязчиво интересоваться вашей сексуальной жизнью. За бананом давно закреплено право быть просто бананом. Но многие, слышавшие этот звон, все еще не знают, где он.
Психоанализ Зигмунда Фрейда строился на изучении патологий. Он жил в не самые лучшие викторианские времена, когда даже на ножки табуреток надевали что-то вроде юбочки, чтобы избежать неприличных ассоциаций с женской ножкой. Доктор Фрейд попробовал лечить своих пациенток новомодным гипнозом. Получилось! И более того, в процессе лечения он выяснил, что одной из основных причин, ведущих к расстройству, была табуированная сексуальность барышень. Неудивительно, что возмутитель спокойствия Фрейд с тех пор долгие годы во всем видел сексуальный подтекст: это было обусловлено особенностями времени, в котором он жил и работал.
Юнга против боцмана
Уже ученик Фрейда, Карл Густав Юнг, отошел от идей своего учителя. Он отказывался видеть во всем секс и ничего кроме секса. Мало того, Юнг отошел и от изучения патологий и обратился к исследованию психики нормальных людей. Аналитическая психология Юнга — это целая философия. Да, это Юнг придумал и разработал термин «архетип», которым сейчас все разбрасываются направо и налево. Ему же мы обязаны популярными понятиями «экстраверт» и «интроверт».
Юнг не пытался лечить в буквальном смысле этого слова. Его задачей было помочь человеку собрать воедино разрозненные куски своей личности, обрести целостность. Это увлекательнейшее путешествие в собственные глубины, порой пугающее, нередко завораживающее, зачастую причиняющее страдания — ведь взглянуть правде в глаза нередко мучительно, но всегда — полезно.
Как это работает
Юнгианский психоанализ помогает человеку жить и проживать свою собственную жизнь. Не ту, которую предназначили ему родители или окружение. Не ту, которую подталкивает его жить партнер. Не ту, которую, как он считает, он должен прожить, а свою собственную. Психоаналитик отличается от священника не только тем, что не имеет права отпускать вам грехи. Он вас вообще не судит. В буквальном смысле — не выносит оценок и суждений. Его задача — принимать вас таким, какой вы есть на данный момент (а это роскошь для нашего времени!), поддерживая на пути познания себя.
Те, кто считает, что психоаналитик это кудесник, который по мановению волшебной палочки, решит все проблемы в одном разговоре, фатально ошибаются. Аналитик — это просто проводник в мир бессознательного, который будет с вами на протяжении всего вашего путешествия. Всю основную работу вы совершаете сами. И если вам будет нелегко, то и ему тоже. Потому что он не маг, а просто тонко чувствующий человек с хорошим, нелегко ему давшимся образованием, который хочет вам помочь, просто потому что любит людей.
Почему на роль такого проводника не подходит друг? Почему вместо кабинета аналитика не годится излюбленная российскими интеллигентами кухня? Потому что друг будет давать вам советы, исходя из того, как поступил бы он на вашем месте. А психоаналитик всегда, в любой момент времени будет помнить, что на вашем месте находитесь и действуете вы. И мягко, но настойчиво, раз за разом он будет возвращать вас к себе.
Правда и вымыслы
А теперь — несколько мифов о психоанализе в частности и психологии вообще, которые развеивает Михаил Кернаценский, специалист мета-центра «Сидера» (www.sidera-center.ru).
1. Психоаналитик — это дорого. Он по карману только толстосумам. Это не очень дорого и вполне по карману представителям среднего класса. Если вы в состоянии потратить полторы тысячи рублей на педикюр или новую сумочку, то заняться гигиеной души за эти деньги тоже сумеете. Цена за психоаналитическую сессию в Москве колеблется. За 1000—1500 рублей вы сумеете подобрать себе хорошего специалиста. Используйте систему ОБС — «Одна баба сказала». Рекомендации друзей и знакомых сыграют в вашем выборе не последнюю роль. Модные психологи и признанные в науке специалисты (зачастую это разные люди) стоят дороже. Но за бренд или за качество всегда приходится платить больше.
2. Психоанализ — для психов. Для психов — клиническая психология и психиатрия. А психоанализ — для тех, кто понял, что у него есть психика и она часть его существа, влияющая на его жизнь.
3. На это подсаживаются, как на наркотик, что выгодно психоаналитику. Цель любой профессиональной психотерапии — добиться того, чтобы клиент начал жить самостоятельно. Мы проживаем недопрожитое и осознаем наши потребности, а жить после этого можно и нужно без помощи психологии. Возможно возобновление терапии, но это происходит тоже на какое-то время. Длительной гештальт-терапия считается от 10 сессий. Психоанализ проходит значительно дольше. В среднем качественный анализ длится около 3—4 лет.
4. Все эти самокопания ни к чему не ведут. Делом надо заниматься, а не ныть!В человеке скрыты гигантские запасы энергии для жизни, но вся эта энергия часто расходуется на удержание нереализованных желаний и чувств. Осознав, что в тебе живет, ты освобождаешь энергию и можешь ее использовать для успешной жизни. То есть иногда нужно ныть прицельно, чтобы потом не ныть вообще.
5. В аналитики идут только люди с проблемами, которых самих надо лечить. Не бывает человека без проблем. Психологический факультет, скорее всего, заканчивает человек, обладающей высокой чувствительностью, что в свою очередь рождает образ необычного человека, немного нервного, например. Но именно эта чувствительность и помогает потом почувствовать то, что происходит с клиентом. Без нее никак.
«Шел двадцать пятый год психоанализа...»
Однажды на мой вопрос о том, как долго все это может продлиться, мой аналитик печально улыбнулся и сказал: «Знаете, я в свое время вздрогнул, наткнувшись в книжке одного специалиста на фразу: “Шел двадцать пятый год психоанализа”»…
Однако один из главных факторов успешности вашей терапии — это ее регулярность. Должно соблюдаться классическое триединство места, времени и действия. Именно регулярные встречи с аналитиком создают контейнер безопасности, в который вы сможете без опаски поместить все ваше внутреннее содержание, не боясь быть отвергнутым, как это нередко бывало в детстве.
Среди моих друзей есть немалое количество тех, кто в разные моменты своей жизни прибегнул к психоанализу, чтобы разобраться со своими проблемами и достичь внутренней гармонии. Ни один из них не выбежал из кабинета психоаналитика, потрясая горой счетов и горестно восклицая: «Будь проклят тот день, когда…». Ни один из них, однако, все еще не завершил своего анализа, как и я сама. Но пользу от этих встреч ощутили абсолютно все.
Психоанализ можно сравнить с дверным кольцом. Кто знает, может быть, на ваше настойчивое «Тук-тук-тук!» закрытая долгие годы дверь наконец распахнется, а за порогом обнаружится ваше настоящее, робко и смущенно улыбающееся «Я». Если помнить о том, что в этом-то и заключается истинная цель классического психоанализа, то можно смело браться за это кольцо.
Фото: Jalag/Fotolinkolink