Каждая эпоха нуждается в своем герое. В образе, на который можно опереться духом, в котором чувствуется преемственность характера, позволявшего совершать великие дела. Российский актер Владислав Галкин, которого не стало 15 лет назад, 25 февраля 2010 года, очень долго пробыл таким киногероем. Редакция Леди Mail вспомнила самые яркие киноработы любимого актера.
«Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна»
Матерью Влада Галкина была актриса, драматург и сценарист Елена Демидова, когда она вышла замуж за актера Бориса Галкина, ее сыну Владу было 10 лет. Характер у мальчика был довольно суровый: в школе он часто хулиганил, дерзил учителям, бабушка со стороны матери в какой-то момент решила очень своеобразным образом пристроить внука к делу, чтобы в его жизни появилась какая-никакая дисциплина.
Она втайне от родителей, не желавших сыну актерской судьбы, отвела его на пробы в фильм Станислава Говорухина «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна». Известный режиссер утверждал, что для роли Гека Финна ему был нужен настоящий уличный мальчишка, а тут именно такого и привели. 10-летнему мальчику высветлили волосы, и беспризорник был абсолютно готов — хоть сейчас в кадр.
Попадание в характер было стопроцентное. Так, во время поездки в Абхазию, на натуру, Владислав умудрился пронести в автобус киношников самого настоящего скорпиона — и тот, по закону жанра, сбежал, вынудив всю съемочную группу в панике вылететь пулей из салона. Но в кадре дебютант умел вовремя взглянуть на партнера совершенно взрослыми глазами, какие и должны быть у мальчика, выросшего без любви. Так что уже после первой роли в кино многие стали прочить Владиславу хорошую карьеру. Кстати, в титрах он указан под вымышленной фамилией — как Владик Сухачев, а озвучивала парня актриса Александра Назарова. И все же Говорухин талант начинающего актера оценил, первая действительно прорывная роль у уже взрослого Галкина состоялась в другом фильме режиссера, «Ворошиловский стрелок», там актер исполнил роль участкового.
«Дальнобойщики»
Кинокритики иногда язвили, что в статус звезды Владислав Галкин буквально въехал на фуре. Доля правды в этом есть: роль Саши Коровина в сериале «Дальнобойщики» 2000 года действительно подарила актеру не только узнаваемость, но и очень теплое отношение зрителя — как к своему человеку по ту сторону экрана. Его актерский дуэт с Владимиром Гостюхиным, для которого авторы сериала персонально писали роль Иваныча, оказался достоверным и настоящим.
Сашок и Иваныч из сериала колесили по стране на своих «КамАЗах», помогали слабым, выводили на чистую воду «оборотней в погонах». А Владислав Галкин наслаждался интересной актерской задачей: хоть «Дальнобойщики» и считались народным сериалом, драматургически каждая серия могла отличаться по жанрам. Здесь нужно было играть напряженную сцену, там — автомобильный экшен с погоней или вовсе стычкой с бандитами, а потом — уютный комедийный эпизод. В 2004 году сериалу сняли продолжение, где Галкин вернулся за руль грузовика, но уже в третьем сезоне хитового сериала ему сняться было не суждено.
«В августе 44-го...» — и другие роли в униформе
Масштабный проект «Беларусьфильма», фильм «В августе 44-го...» по роману Владимира Богомолова впервые позволил Владиславу Галкину создать тот самый образ советского офицера, за который его обожали уже совсем иной, гораздо более серьезной, осмысленной любовью. Актер исполнил роль оперативника СМЕРШ, старшего лейтенанта Таманцева, подчиненного главного героя, сыгранного Евгением Мироновым.
Напряженный военный детектив с яркой и красивой операторской работой и музыкой Александра Градского вызвал критику со стороны писателя Богомолова, так как продюсеры картины сделали ставку на активные действия, часто оставляя за кадром самое главное — напряженные размышления о том, как найти, вычислить и устранить нацистскую разведгруппу. Но даже в этих условиях персонаж Галкина получился живым, достоверным и далеким от одномерности: его Таманцев готов на решительные действия в самой отчаянной ситуации, а наблюдать за сценой, в которой он изучает белорусские леса на предмет малейших следов шпионов — отдельное удовольствие.
Сейчас, спустя множество лет и других фильмов о Великой Отечественной, «В августе 44-го...» считается одной из лучших постсоветских картин о войне. После нее люди в униформе станут для Владислава Галкина частыми персонажами в кино и на телевидении: после «В августе 44-го...» были сериалы «По ту сторону волков», «Спецназ» и, наконец, «Диверсант» и «Диверсант: Конец войны».
«Мастер и Маргарита»
Роль поэта Ивана Бездомного в экранизации «Мастера и Маргариты» режиссера Владимира Бортко сам Владислав Галкин очень любил — актеру преступно мало предлагали играть большую литературу, а тут Булгаков! Да еще и самый недооцененный и при этом максимально прямой (особенно по сравнению со всеми интриганами в романе) персонаж в «Мастере и Маргарите», искренний и в заблуждениях, и в желании понять, как жить дальше.
Иван не приспосабливался, он пытался понять, кто он, как должен себя вести, знакомился с этим миром на своем уровне. А потом появился человек, который начал ему объяснять Иван шел от учителя к учителю: Берлиоз, Воланд и, наконец, Мастер. Когда Бездомный вышел из этого круга, он оказался уже совершенно другим человеком, докопавшимся до своей истины.
Галкин признавался, что книгу читал не единожды, но для актерской работы решил максимально абстрагироваться от истории писателя, его ведьмы и целой россыпи потрясающей нечисти — как адской, так и вполне себе земной. Он решил концентрироваться на судьбе героя, на том, с какой точки он видел лишь небольшие эпизоды этой эпопеи, которых было достаточно, чтобы перевернуть его жизнь навсегда.
Перевернула ли роль Ивана Бездомного роль самого Галкина, сказать трудно. Владимир Бортко сетовал, узнав о смерти актера, что и недели не пройдет, как все начнут судачить о проклятии булгаковского романа. Но что у актера и его персонажа в качестве общей черты был явный конфликт с окружающим миром — это точно. Каждая эпоха нуждается в своем герое. Но Владислав Галкин пробыл этим любимым народным героем несправедливо коротко.